Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2012  
пн вт ср чт пт сб вс
           
8
15
16 17
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Бессмертный "Живой журнал"?

Сервисы | обзор | 18.04.2011 08:30

Русский «Живой журнал» интернет-эксперты хоронили во все времена его существования, рассматривая смерть этого блогового сервиса с разных сторон. Но как бы сильно им этого ни хотелось, спеть погребальную песню на могиле популярного блогохостинга до сих пор ещё никому не удавалось. Смогут ли они это сделать сейчас, когда ЖЖ в огне?

Самое время поднять эту тему вновь, тем более что повод имеется. ЖЖ массово покидают пользователи, неудовлетворённые высоким уровнем беспредела на сервисе. Одни это делают особенно заметно и жёстко - например, Гришковец. Другие, обходятся без таких радикальных мер - уходя мирно, без публичного удаления аккаунтов и громких заявлений в Сети. Просто в ЖЖ перестают много писать и переводят свои журналы в не активный, практически не обновляемый режим. Автор этих строк таких примеров только из числа только тех, за которыми пристально следил, отыскал десять. Если присмотреться повнимательнее, можно добавить в этот список ещё. И это количество дальше только будет увеличиваться.

Попутно обстановка вокруг сервиса нагнетается теми, кто ещё продолжает оставаться на тонущем корабле. Они гневно шумят и пророчат этой блоговой платформе скорейшее вымирание. Такой масштабной анти-пиар кампании сервис, пожалуй, ещё никогда не видел. Получается, что конец этого блогохостинга близок.

С одной стороны, спамеры и хакеры жить не дают. И судя по последним новостям ситуация с этой проблемой вряд ли изменится в лучшую сторону. С другой - Twitter наступает и потихоньку ворует аудиторию у ЖЖ. Мобильный Интернет, популярность планшетников. Против эволюции, конечно, не попрёшь. Ритм современного человека настолько высок, что от блогов, которыми можно пользоваться на лету без отрыва от главных дел, никуда не уйдёшь.

Тенденция налицо. Старая добрая жежешечка потихоньку теряет популярность и лояльность пользователей. Многие активные интернетчики для себя этот блогосервис уже похоронили.

# # # #

Это всё понятно, только непонятно одно. Почему тогда, несмотря на ряд очевидных причин и предпосылок к стагнации, рейтинги «Живого журнала» и не думают падать, даже наоборот продолжают стабильно расти. Чем не забывают с гордостью делиться представители «Супа». На уход одного интересного блогера, сервис отвечает приходом нескольких, всё время увеличивается количество читателей.

Самая главная причина прочного положения «Живого журнала» – отсутствие вменяемой конкуренции на рынке. В этот сегмент стремились пробраться многие, но реальную (опасную) конкуренцию уютной жежешечке так никто и не составил. Всё дело в тупости массового пользователя, который мыслит шаблонами, наивно полагая, что в Интернете установилась некая монополия. То есть Mail.ru – это единственная почта, а Skype – единственный сервис VoIP-телефонии. И больше нам ничего не надо.

В стране и мире всё время происходит много событий. Материала для гражданской журналистики хоть отбавляй. Нужна выхлопная труба, хотя чаще всего это выгребная яма. ЖЖ на эту роль лучше всего подходит. Потому что там уже сложилась система, можно даже сказать особая технология появления этих мыслей выработалась, которой очень удобно пользоваться.

Массовая аудитория не видит альтернативы и продолжает «юзать» старый добрый сервис. Ей невдомек, что существуют значительно более совершенные и удобные аналоги. Например, широко известный, правда в очень узких кругах (в нашей стране), гугловский блогохостинг Blogger.com, регулярно совершенствуется и внедряет различные полезные фишки. Не так давно эту блоговую платформу улучшили новым симпатичным интерфейсом.

Тем более что ЖЖ как может откладывает своё старение, не забывая про косметические улучшения и интегрируясь со всем, с чем только можно.

Отсюда и такая бешеная популярность. Время от времени у ЖЖ появляются конкуренты. В экспертных кругах сразу начинаются разговоры следующего содержания: «Вот он, наконец-то появился сервис, который убьёт жежешечку». Но вместо того, чтобы капитулировать, в «Супе» очень грамотно поступают и выкатывают интеграцию. Так было с Twitter и Facebook. Так будет и с новыми конкурентами.

Недавние DDoS-атаки, конечно, нанесли серьёзный удар по репутации сервиса. Но одновременно сыграли и в его пользу. Мол, смотрите какие мы крутые, важные и кое-что значим, раз нас так усиленно «ддосят». Тот же Герман Клименко, пытаясь объяснить причины коллапса, не преминул похвастаться, что его лирушечку тоже часто «ддосят».

# # # #

Хотя в качественном плане этот своеобразный «пиар» может сослужить ЖЖ не очень хорошую службу. Потому что в конечном итоге может привести к маргинализации пользовательской базы, которая будет использовать уютную жежешечку по сомнительному назначению. Тут мы можем написать в духе, что администрация ЖЖ стоит на перепутье, выбирая куда идти. Ведь рейтинг - безусловно штука важная, но и о качестве не стоит забывать. Но нет, процесс маргинализации ЖЖ давно уже начался. И не видно, чтобы администраторы этого блогохостинга хотели что-либо изменить.

Один из самых заметных минусов ЖЖ - большая концентрация негатива. Дико бесит, когда во время интеллигентной дискуссии в каком-нибудь блоге вдруг возникает «погорелец», из очередного леса, предварительно извинившись за оффтоп, просит перепост и привлечение внимания к своей проблеме.

Понятно, что блогосфера потому и является гражданской журналистикой, чтобы аккумулировать в себе наряду с хорошим и всё самое плохое. Но какие-то ведь границы по-любому должны присутствовать. Впрочем, это издержки любого ресурса со сверхпосещаемостью, с которыми нужно мириться или уходить. Непонятно только, зачем «Суп» эту ситуацию усугубляет.

Потому некоторые интернетчики и уходят из активного текстового блогописания в попсовый Twitter. Жежешечка потеряла звание уютной. Жизнь и так сложная штука, чтобы осложнять её какими-то блогами.

Приведёт ли это к тому, что со временем ЖЖ станет оплотом униженных и оскорблённых, а также порнушников и эксгибиционистов (целевая аудитория социальных сервисов Mail.Ru, с которыми жежешечку поженили), а элитный пользователь уйдёт в другие места? Twitter не в счёт, я большие блоговые жанры пока имею в виду. А вот это вряд ли случится.

Тут есть один нюанс. Публичному человеку (читай элитному пользователю «Никите-бесогону», Навальному и другим) находиться на таких площадках, конечно, трудно. Существует большой риск быть заклёванным и стёртым с лица Сети. Но это их работа, заработок, в конце концов. Так что можно их не жалеть. Наверняка они рады всему тому, пусть где-то даже и отрицательному вниманию к своей персоне, потому что им это выгодно.

Но таких немного. Костяк элиты составляют пресловутые Global Russians – мажоры, не обременённые большой славой. Им ЖЖ тоже нужен. Надо же им похвастаться какие они продвинутые. 140 символов для этого мало. Twitter в этом деле может использоваться лишь как сопутствующий элемент.

Facebook c ЖЖ тоже не сможет тягаться. «Живой журнал», как бы его сейчас по делу ни ругали - всё-равно крутой медийный инструмент. Использование социальных сетей типа Facebook в качестве блогов оправдано лишь в том случае, когда пользователь не может найти большую аудиторию для транслирования своих мыслей. Facebook актуален для небольших отдельных субкультур.

Так что представить, что пресловутые Global Russians вдруг резко из ЖЖ уйдут, пока сложно. Как бы ни ныли отдельные блогеры (в том числе и с топовым статусом) в духе, что ЖЖ давно уже не тот и требует публичного сжигания на костре. В последнее время, особенно после истории с DDoS-атакой, этот плач усиливается и становится заунывнее. Концентрация определённого количества элиты на сервисе всё равно будет оставаться на стабильно высоком уровне. У более-менее продвинутых ЖЖ-юзеров существует много стимулов для использования этой блог-платформы, и их влияние не стоит недооценивать.

В ЖЖ сложилась целая культура продажного блогерства. В Twitter её не перенесёшь. Дело в сложной монетизации. В случае с "Твиттером" довольно непросто найти рекламодателей, готовых адекватно платить топовым микроблогерам за размещение своей рекламы. В ЖЖ в этом отношении всё понятно, наглядно и, главное, скандально. В "Твиттере" же из-за специфического формата возникают сложности. Там нужно кликать для более подробного просмотра. Хотя время от времени появляются смехотворные способы пару долларов на своём аккаунте заработать, но мы ведь мыслим глобально, так что в расчёт их не берём.

# # # #

В России влияние "Твиттера" как-то вообще неадекватно преувеличили. У среднестатистического (читай – массового) интернет-пользователя жизнь слишком скучна и в некоторых местах ненавистна, для того чтобы транслировать её таким вот незамысловатым способом в Сеть. А значит, действительно массового и популярного будущего у этой блоговой платформы нет. Люди пишут SMS, что без вопросов модно и удобно, но по какому-то конкретному адресу, а не в пустоту. Twitter - сугубо фанатский инструмент. Только за жизнью звезды с интересом можно наблюдать в режиме «поел-поспал-потусовался». То есть Twitter больше заточен для массового чтения, а не блогерства.

Распиаренное участие "Твиттера" в Домодедово не доказывает превосходство этого инструмента над СМИ и другими блогами, а лишь подтверждает элитарность данного способа коммуникации. Global Russians возвращались из заморских курортов со своими «айпадами», потому и оказались первыми. Где были хвалённые твиттерасты – победители профессиональных журналистов, когда случился другой печальный теракт в метро Лубянка в будний час-пик? Я думаю, невелика вероятность того, что когда подобное повторится вновь (лучше бы, конечно, не случалось), твиттерасты окажутся в нужном месте. Если, конечно, информационный повод (не обязательно плохой) не случится в другом каком-нибудь мажорном месте – дорогом ресторане, закрытой тусовке.

# # # #

Самое интересное, что пресловутая элита ЖЖ не так уж сильно и нужна. Хотя, естественно, её наличие на сервисе является желательным, ведь это вопрос статуса. Но ЖЖ всё же метит в максимально массовые, а не элитарные сервисы. Желание менеджеров блогохостинга в принципе понятно, денег хочется побольше заработать, пусть и в обход качества. Поэтому они и пошли на опасную интеграцию с блогохостингом Mail.ru и социальной сетью «ВКонтакте» - вот уж где будет ужас. Данный шаг руководства ЖЖ - своеобразная страховка, план «Б» на случай, если они окончательно потеряют лояльность теперешних пользователей.

Таким образом вырисовывается интересная ситуация. С одной стороны, дальнейшее лидерство ЖЖ не вызывает вопросов. У этого блогохостинга довольно серьёзный запас прочности. «Живой журнал» в любом случае будет демонстрировать неплохие показатели за счёт максимального охвата аудитории.

С другой – вызывает сомнения то, каким способом это лидерство будет достигаться. Тенденция к маргинализации пользователей. Периодически случающиеся коллапсы, много спама и прочие сопутствующие неприятности. Вряд ли всё это поспособствует качественной привлекательности сервиса.

И вот тут всё зависит от конкурентов. Самое время им подсуетиться и перетащить к себе аудиторию, пока «Живой журнал» копает себе яму. Если появится сервис, у которого хватит решимости это сделать, старую добрую жежешечку можно смело начинать хоронить. Но предыдущая мысль из области наивных предположений. Понятно, что появление такого мощного ресурса маловероятно.

В лучшем случае (или в худшем – зависит от вашего отношения к ЖЖ), пользователи разбегутся кто куда, и блогосфера Рунета атомизируется и станет раздробленной. Но придёт ли к блогерам и их читателям после этого счастье? Хороший вопрос.

разделы: обзор | Сервисы

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2012 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost