Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Это не FM!

Сервисы | обзор | 27.10.2010 00:07

У радиовещания особая судьба. В самом начале своей истории вещательное радио было тем же самым, чем сегодня является телевидение – главным электронным средством массовой информации, конкурирующим с газетами и журналами, привлекающим всеобщее внимание и критикуемым с разных сторон за «падение нравов».

Потом наступила эпоха телевидения. Казалось, для вещательного радио наступили трудные времена, ни сегодня-завтра «ящик с мутными картинками» вытеснит радиоприемники, и изобретение Маркони (все-таки!) потихоньку канет в лету. Но этого не произошло. Радиовещание живет по сей день, мирно сосуществует с цифровыми технологиями и новыми коммуникационными каналами (такими, как Интернет и сотовые сети). И умирать не собирается.

Правда, заметим – радиовещание за последние два десятилетия сильно изменилось. С появлением Интернета практически остановилось развитие средне-, длинно- и коротковолнового вещания. Если в былые времена многодиапазонный радиовещательный приемник при настройке на нужную волну, буквально, пробивался через сотни заморских «голосов», то сегодня в перечисленных диапазонах стало пусто и тоскливо. Маленьких частных станций в этих диапазонах нет вовсе (их и раньше было немного, в том числе и по финансовым причинам). А крупных государственных и коммерческих – единицы. Радио перешло на другие каналы вещания.

На какие? На FM диапазон, в котором, к слову, существовало очень давно – с середины сороковых годов, после окончания Второй мировой войны. И в Интернет – в виде онлайнового потокового вещания. При этом наблюдается переход от FM к онлайну популярных, массовых радиостанций, и появление в достаточно большом количестве радиостанций, которые в радиоэфире не представлены вообще и существуют только в Интернете.

# # # #

В чем секрет живучести радиовещания? Видимых причин несколько. Во-первых, предельная дешевизна самого сервиса. Для организации, к примеру, FM вещания необходимо самое простое оборудование для звукозаписи и трансляции, пара магнитофонов (не обязательно цифровых), передатчик небольшой мощности, передающая антенна. Затратив сумму в пару-тройку тысяч долларов житель какого-нибудь заштатного городка может запросто открыть собственную радиостанцию, осчастливив земляков приятной музыкой и регулярными выпусками местных новостей… Добавим – какого-нибудь заштатного городка в Америке, не в России. У нас такой «житель», вознамерившийся открыть собственную радиостанцию, «замучается пыль глотать» (цитата речи нашего остроумного премьера, правда, произнесенной по иному поводу). Разрешения, оформление всех документов – а денег не то, что на взятки, даже на толковую аппаратуру нет. Короче, дело труба. Но это другая тема…

Возвращаемся к причинам, по которым радиовещанию не грозят скорая гибель и забвение. Так вот, во-вторых – радио, как источник информации, очень легко интегрируется в нашу повседневность. Телевизор нужно смотреть – отложив дела, усевшись перед «ящиком» и вперив в него пристрастный взор. Радио же можно слушать, занимаясь при этом своими делами. Можно слушать радио и вести автомобиль. Можно слушать радио и мыть посуду. Можно слушать радио и сочинять роман.

Кстати, на счет последнего - именно всеобщее распространение радиовещания привело к открытию в тридцатые годы прошлого столетия феномена, который можно условно назвать «сложением раздражителей» (точное название ускользнуло из памяти). Смысл его в том, что негромкая фоновая музыка, помогает, а вовсе не мешает сосредоточиться на каком-либо главном деле. Звук в данном случае является вторичным раздражителем, который помогает нашему мозгу эффективней обрабатывать информацию, поступающую от главного раздражителя. Но для этого громкость звука – сила вторичного раздражителя – должна быть значительно меньше, чем сила первичного раздражителя (в памяти всплывает даже формулировка «вдвое», но точно вспомнить все-таки не удается, поэтому оставим расплывчатое «значительно меньше»).

Этот эффект испытывали на себе все, кто когда-либо включал на работе (за письменным столом, у компьютера, в мастерской, где угодно) радиоприемник или плеер. Под негромкую музыку легче работать, легче заучивать уроки, легче сосредоточиться на основном материале, как бы труден он ни был. В семидесятые годы на промышленных предприятиях даже включали музыкальное сопровождение в цехах и конструкторских бюро. И если яркого положительного эффекта все-таки не было, то не было и обратного – музыка не отвлекала от работы, а атмосфера на производстве и на службе становилась комфортней…

И в-третьих (мы снова говорим о причинах выживания радиовещания), доступность абонентских устройств – радиоприемников… Сколько стоит самый недорогой радиоприемник FM? Почти в буквальном смысле «десять копеек», то есть очень и очень недорого. А если учесть, что тюнеры FM встроены в большинство современных телефонов бюджетного класса, то можно смело сказать – радиовещание доступно всем вне зависимости от уровня дохода (чего не скажешь про телевизоры – при всей их доступности).

# # # #

Если же говорить об онлайновом радио – о трансляции аудиопотока через Интернет – то для приема достаточно иметь компьютер. В радиоприемник его превращает программа трансляции потокового вещания (на РС я использую эту программку, а на Маке – эту), любой программный проигрыватель или просто браузер (с соответствующим плагином воспроизведения звукового контента). Сам по себе компьютер- штука, конечно, дорогая, но если иметь в виду, что используем мы его для работы и развлечений, а не только для воспроизведения радиовещательных программ, этот сервис можно считать бесплатным приложением к функциональности ПК. Правда, только в том случае, если подключение к Интернету достаточно широкополосное (не древний диал-ап и не слабосильное GSM EDGE) и безлимитное.

В онлайн сегодня вышли практически все радиовещательные радиостанции планеты. Во всяком случае, список онлайновых станций пестрит десятками тысяч названий и выглядит просто необъятным. И у слушателя появляется неведомая ранее возможность послушать радио какого-нибудь городка, расположенного на другом конце планеты – в Австралии, в Латинской Америке или в Африке. Для приема в диапазоне FM это было невозможно (разве что при случайном сверхдальнем прохождении сигнала, но крайне нерегулярно и при оснащении приемника чувствительными антеннами, о качестве звука в даном случае речи не шло).

Отдельная тема – интернет-приемники, представляющие собой специализированные компьютеры, оснащенные адаптером Wi-Fi для беспроводного подключения к Интернету и звуковыми чипами для воспроизведения оцифованного звука. Сюда же можно отнести малораспространенную у нас технику цифрового спутникового радиоприема. Все это очень любопытно, чрезвычайно привлекательно для подсевших на высокотехнологичные «штучки» гиков, но не носит характера массового увлечения.

Впрочем, радио, вообще, трудно сегодня назвать массовым увлечением. Музыкальное радиовещание – это именно фон, на котором мы живем и работаем. Информационное радио – другое дело. Но эти радиостанции вступают в конкуренцию с другими интернет-СМИ и далеко не всегда выходят победителями. Здесь в силу вступает другой феномен. Информационное сообщение в виде иллюстрированного или неиллюстрированного текста воспринимается легче, чем в виде живой человеческой речи. Текст на экране монитора можно бегло просмотреть, пробежать глазами несколько раз, перечитать фрагменты, неторопливо осмыслить. С озвученным сообщением этого не проделаешь.

Но информационное радиовещание трудно переоценить во время каких-либо социальных потрясений или природных катаклизмов – как оперативный источник информации. Именно Интернет, как канал распространения информации, становится залогом непредвзятости и достоверности. Радиостанцию FM можно закрыть силовым решением властей. С интернет-радиостанцией проделать то же самое сложней, особенно если сама студия находится в другой стране.

Чрезвычайное обилие интернет-радиостанций (множество из которых, повторим, не представлено в эфире и вещает только в Глобальной сети) имеет и свою отрицательную сторону. Отыскать в этом хаосе то, что интересно именно тебе, очень непросто, особенно если вещание ведется на иностранном языке, а название ресурса никак не отражает его тематики. На помощь приходят агрегаторы онлайнового радио – специализированные, оснащенные встроенными плеерами порталы, на которых представлены большие подборки интернет-радиостанций. Один из популярных (и довольно удобных) агрегаторов, ориентированных на московские FM-радиостанции - Moskva.fm. А подборку ссылок на онлайновые трансляции FM-радиостанций и, собственно, интернет-радиостанции – для «прописки» ссылок в программе прослушивания радио или в плеере – можно найти у "Акадо" (это бесплатный фирменный сервис одного из крупных московских провайдеров, за что ему, конечно, спасибо). Вообще же, подобных агрегаторов и подборок в Интернете полным полно.

# # # #

Подсев на ту или иную радиостанцию (а это происходит рано или поздно с каждым пользователем, которого тянет к хорошей музыке или к независимой радиожурналистике), начинаешь задумываться об источниках их дохода. На что они живут?

Понятно, что расходы на содержание радиостанции и ее эксплуатацию минимальны (не нужно платить за использование радиочастоты, за использование ретранслятора, антенны, за электроэнергию, которая киловаттами вдувается в эфир радиопередатчиком, за аренду студии, наконец, если речь о совсем небольшой станции). Но – выплаты авторских (если не соблазняться пиратским вещанием, что само по себе занятие наиглупейшее), содержание сервера, амортизация аппаратуры (какой бы скромной она ни была). А нужно еще и копеечку заработать – просто на жизнь…

Источник дохода, как это нетрудно догадаться, реклама. Информационные станции обычно финансируются какими-либо оффлайновыми изданиями, общественными организациями, политическими партиями и даже государством (например, областными властями региона). А музыкальные? Здесь приходится «рыть землю» и «бить копытом», выискивая источники. Вот как это делается на западе.

Для примера возьмём интернет-радиостанцию Country Hits, принадлежащую компании SKY.fm, под крылом которой вещает 37 тематических музыкальных интернет-радиостанций – достаточно популярный на просторах Рунета ресурс, станции которого прописаны на многих онлайновых агрегаторах. Contry Hits (как и все станции портала) работают по принципу «большого» и «малого» кольца. То есть суточный эфир состоит из одних и тех же музыкальных композиций, которые подаются в эфир случайным образом, но с разнесением по времени. Большое кольцо – смена композиций в недельной сетке вещания таким образом, чтобы у слушателя создавалось впечатление разнообразия. Однако, если прослушать все вещание на протяжении хотя бы месяца, становится ясно, что «микст» состоит из одних и тех же композиций. Вставки контекстной рекламы минимальны, а сама реклама касается, собственно, ресурса SKY.fm. Ведущих нет, трансляция ведется «автоматом».

Кто же платит? Звукозаписывающие компании, предоставившие композиции. Это же настоящее рекламное промывание мозгов. Музыка (кстати, очень хорошая – для тех, кто любит кантри) крутится постоянно, композиции прекрасно запоминаются, а система RDS плеера исправно выдает и название, и имя исполнителя. Вроде совсем небольшие деньги, да? Но станций-то 37. И все работают в таком же режиме (под управлением компьютерной программы). И сам портал может при такой модели функционирования приносить очень даже неплохой доход…

Что ждет онлайновое радиовещание в будущем? Не нужно быть пророком, чтобы понять – интернет-радио постепенно вытеснит эфирное радиовещание. Радио окончательно станет цифровым, интерактивные сервисы будут совершенствоваться и расширяться. Но каким оно станет, скажем, через десять лет, пока не знает никто. Ведущими радиостанций станут роботы, а приемниками - гигиенические тампоны? Жадные правообладатели засудят все радио-агрегаторы? Или наоборот, все приемники научатся продавать песни на лету, да еще и подстраиваться под вкусы слушателя? Прогнозы в области высоких технологий - дело крайне неблагодарное. Кто 10 лет назад, когда карманные компьютеры казались устройствами в высшей степени перспективными, мог предвидеть, что сегодня КПК практически станут историей? А тут – радиовещание…

разделы: обзор | Сервисы

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost