РАЗДЕЛЫ
Архив
|
От волшебного фонаря до трехмерного Веба≡ Устройства | обзор | 04.08.2010 19:18 О вреде так называемого "трехмерного кино", переживающего ныне всплеск популярности, было сказано довольно много. За последние полгода об этом не написал только ленивый. Уже высказались и специалисты по кино, и врачи-окулисты, и все без исключений СМИ, и, конечно, блогеры (включая тех, кто вообще никогда в жизни не был в 3D-кинотеатре). Наконец, сравнительно недавно вред от 3D был официально признан даже компанией Samsung, которая уже заколебала всех своей рекламой 3D-телевизоров. Побочными эффектами от "трехмерных" фильмов и игр, как отмечает компания, могут стать головокружение, тошнота, ухудшение зрения, мышечный тик, головная боль и ощущение дезориентации. Однако сваливать ныне существующие трехмерные технологии в одну кучу нельзя: хотя все они и построены на одном и том же принципе, на человека и его здоровье каждая из них оказывает влияние в несколько разной степени. Поскольку со всем этим нам придется какое-то время жить, "Вебпланета" предлагает вам поближе познакомиться с наиболее распространенными технологиями получения "объемной" картинки. Фальшивая трехмерка "Мы живем в трехмерном мире", - с такой фразы начинается небезызвестный фильм "Час расплаты", поставленный по рассказу Филипа Дика, знаменитого своими глубокими, но мрачными фантастическими произведениями. Фразу, что примечательно, произносит фальшивая компьютерная девушка, высовывающаяся из монитора. Мы с вами действительно живем в трехмерном мире, и в этом трехмерном мире нам в последнее время со всех сторон активно впаривают трехмерное кино и (прости Господи!) трехмерное ТВ. Между тем, более правильное название для всего этого ширпотреба - стереокино, а к подлинному 3D это не имеет ни малейшего отношения. Все используемые ныне технологии стереокино сводятся просто-напросто к тому, что для левого и для правого глаза формируется отдельная картинка, что дает нам иллюзию глубины. И здесь не было придумано ничего радикально нового... с середины XIX века - отличия между технологиями заключаются лишь в "способах доставки" конкретной картинки к конкретному глазу и в качестве этой картинки. Анаглиф: теория и практика Одним из наиболее старых и известных методов формирования псевдотрехмерного изображения является анаглифический метод. Данный способ создания стереоизображений был предложен Вильгельмом Роллманом (Лейпциг, Германия) в 1853 году. Правда, Роллман всего лишь проиллюстрировал сам принцип, изобразив на темном фоне синие и красные линии. Стереоэффект, соответственно, наблюдался при просмотре через очки, где вместо одной линзы был красный светофильтр, а вместо другой - синий. Спустя пять лет француз Жозеф Д'Альмейда продемонстрировал публике первое псевдообъемное "слайд-шоу" при помощи волшебного фонаря и красно-зеленых очков, розданных зрителям. В 1891 году был предложен способ печати анаглифических фотоизображений на бумаге, а в 1893 году был показан и первый "объемный" кинофильм, созданный британцем Уильямом Фриз-Грином. К слову, некоторые исследователи именно его считают изобретателем кинематографии, да и на его надгробии имеется соответствующая надпись. За сотню лет с лишним идея не претерпела особых изменений. Вот как это работает. Фотограф получает по одной картинке для каждого глаза, при этом левый снимок делается, например, через красный светофильтр, а правый - через бирюзовый (в настоящее время фильтры не используются, а имитируются при компьютерной обработке). Затем оба снимка совмещаются (любым способом - с помощью проектора, либо при фотопечати, либо в графическом редакторе). Результирующее изображение следует просматривать в очках с фильтрами тех же цветов, в этом случае каждый глаз увидит только ту картинку, которая для него и предназначена. Несмотря на то, что левый и правый глаз видят изображения разных цветов, мозг объединяет две "плоские" картинки в единую однотонную "объемную". В силу простоты реализации создание стереоизображений доступно сегодня практически каждому, у кого есть компьютер и пара фотоаппаратов или видеокамер. При съемке статичного объекта можно обойтись и одним-единственным фотоаппаратом. Перейдем к практическому занятию. Выберем объект для съемок. Возьмем цифровой фотоаппарат со штативом. Сфотографируем объект. Передвинем аппарат, например, на 6-7 сантиметров вправо и сделаем второй снимок объекта. В графическом редакторе удалим из первого изображения синий и зеленый каналы, а из второго - красный канал. Затем наденем очки, где слева будет красный светофильтр, а справа - бирюзовый. Не снимая очки, совместим обе картинки в редакторе, сделав предварительно верхнюю из них полупрозрачной, и сохраним результирующий файл. В этом описании процедуры опущен этап цветокоррекции, поскольку это отдельная тема. Тем более, при любительской стереофотосъемке это не так принципиально, как, например, в кино. Существует и специальная программа StereoPhoto Maker, позволяющая делать вышеописанное парой кликов. При съемке подвижных объектов одной камерой уже не обойтись - потребуется два синхронизированных фотоаппарата либо две синхронизированные видеокамеры. Варьируя расстояние между камерами и их положение относительно объекта, можно добиться как эффекта "глубины", так и эффекта "выпрыгивания" из экрана. Достоинства и недостатки анаглифического метода Помимо общих "побочных эффектов" от стереокино, у анаглифического метода есть собственные, присущие только ему недостатки. Первый и главный из них - неполная и искаженная цветопередача. Когда изображение пропускается через фильтры, часть цветов выпадает. Грамотная цветокоррекция при производстве фильма, просмотр на правильно настроенном оборудовании и качественные очки могут несколько помочь в данной ситуации, но идеального изображения, хоть сколько-то похожего на то, что можно увидеть в суперсовременных кинотеатрах, добиться все равно не получится. Кроме того, уже после нескольких минут пребывания в разноцветных очках у зрителя сбивается цветовосприятие. Если снять очки и взглянуть на реальный мир, возникнет несколько неприятное ощущение, которое пройдет лишь в течение получаса. Причина дискомфорта кроется в том, что глаз, возле которого до этого находился красный фильтр, воспринимает окружающий мир в сине-зеленых тонах, а глаз, возле которого был бирюзовый фильтр - в зловещих красноватых. Еще одним недостатком является то, что очки снижают яркость - то есть, работают как обычные солнечные очки. Причем, если фильтры сделать чересчур светлыми (то есть, более прозрачными), то один глаз может в той или иной степени увидеть картинку, предназначенную для другого глаза, вследствие чего изображение может начать заметно двоиться. Слишком же темные фильтры могут быстро привести к утомлению. Достоинства анаглифического метода очевидны: простота создания стереоконтента, дешевизна и доступность очков, отсутствие необходимости в специфическом оборудовании для демонстрации. Впрочем, за этой простотой скрывается и масса нюансов. Об одном из них мы уже косвенно упомянули - необходимость в повышенной яркости при показе. Также может потребоваться подрегулировать и уровень цветности: если цвета будут слишком блеклыми, стереоэффекты можно просто не увидеть, а если слишком насыщенными - некоторые цвета будут "зашкаливать" и создавать выраженный дискомфорт. Очень большое значение имеет качество видеозаписи, причем даже DVD9 не всегда дает приемлемый результат - четкость может быть недостаточной для комфортного просмотра. Пожатие и перекодирование (даже аппаратное, каковое имеет место из-за особенностей видеотракта телевизоров и домашних проекторов) тоже могут ухудшить картинку - например, вызвав двоение контуров. Поэтому следует, как минимум, избегать подключения источника видеосигнала через компонентный вход или S-video - при возможности рекомендуется подсоединять плеер через разъем типа SCART, позволяющий передавать RGB-сигнал напрямую. Так что если вы вдруг соберетесь посмотреть анаглифический фильм, то надежнее всего будет смотреть его с Blu-ray-носителя на компьютере с качественным монитором. Разноцветная семейка Выше уже упоминалось, что при создании и просмотре анаглифического контента могут использоваться красный и бирюзовый фильтры, при этом через красный идет картинка для левого глаза, а через бирюзовый - для правого. В 70-е годы прошлого века некто Стивен Гибсон придумал эту относительно удачную в плане цветопередачи систему, но, к сожалению, он же ее и запатентовал по самое "не могу". Но нашлись люди и поумнее Гибсона, которые просто додумались при кинопроизводстве менять фильтры местами: качество цветопередачи при этом не меняется, а патент - побоку. Очки при этом подходят и гибсоновские - достаточно лишь вывернуть их наизнанку, благо чаще всего они делаются из картона. Иногда используются красный и синий фильтры. Этот способ никем не запатентован, но он имеет несколько худшую цветопередачу. Впрочем, красно-синие и красно-бирюзовые очки вполне взаимозаменяемы. Во всяком случае, восприятию стереоэффекта замена одних очков на другие не мешает.
Встречаются и другие, еще более экзотические сочетания фильтров, но соответствующих фильмов, тем более на русском языке, нам пока не попадалось. Где взять очки? Очки нужных цветов проще всего купить на интернет-аукционах (только предварительно проясните вопрос доставки - вдруг очки придут в ваше почтовое отделение только когда вы выйдете на пенсию). Иногда в продаже появляются детские книжки со стереокартинками либо сувенирные альбомы со стереофотографиями. Или вот сравнительно недавно на каждом углу валялся какой-то номер журнала National Geographic в комплекте с красно-синими очками. При очень большом желании очки можно сделать самостоятельно - из цветного пластика и картона либо из старых очков и витражной краски. Еще один метод (несколько нетрадиционный для России, но упомянуть о нем очень даже стоит) - это приобретение лицензионных видеодисков с очками в комплекте. На наших прилавках вполне можно при желании найти фильмы "Белка и Стрелка 3D", "Мухнем на Луну 3D", "Большое путешествие вглубь океанов 3D" и "Коралина в стране кошмаров 3D". Сами вы пираты! Если у вас есть возможность приобрести очки, не покупая дисков, то так и поступите. Российские дистрибьюторы анаглифических стереофильмов не заслуживают того, чтобы вы отдавали им свои деньги. Сравнительно недавно я приобрел в одном из питерских магазинов вышеупомянутый фильм "Коралина в стране кошмаров" - блестящий образец кукольной анимации от режиссера Генри Селика ("Кошмар перед Рождеством"). Коробка с диском была со всех сторон облеплена лицензионными наклейками, а на обложке красовалось гордая надпись "внутри 3D очки". Разочарование наступило почти моментально: вместе с мощным китайским запахом в коробке обнаружились... красно-бирюзовые очки, вывернутые наизнанку. Хотя фильм был сделан для просмотра в зелено-пурпурных очках! При просмотре данного фильма в неправильных очках возникает серьезное двоение изображения, а все лица приобретают инфернальный зеленоватый оттенок. Вдобавок теряется масса цветовых оттенков, причем, в самые ответственные моменты. Например, когда девочка просит манговый коктейль, благодаря усилиям российских дистрибьюторов, ей в результате наливают в стакан какую-то болотную жижу. А уж когда Другая Мама предлагает Коралине розовые пуговки... Ой, простите за спойлер. Нужные очки в итоге пришлось заказать в Китае, а фильм в человеческом качестве выкачать из интернетов. Деньги за диск, который оказалось невозможно смотреть, мне, конечно, никто не вернул. Ну и кто из нас после этого пират - я или они?.. Трехмерная паутина Анаглифических фильмов сегодня доступно не так уж и много. Попадаются среди них качественно сделанные и при этом интересные, но таких фактически единицы (кроме вышеперечисленных, заслуживают упоминания разве что "Мой кровавый Валентин" и "Путешествие к центру Земли"). Старые анаглифические фильмы смотреть, как правило, невозможно из-за низкого качества. А новые, в связи с повсеместным распространением более совершенных технологий, вряд ли будут выпускать в дальнейшем. Однако анаглиф все еще может использоваться в развлекательных и образовательных целях. Этот метод вряд ли умрет в ближайшее время, и тому есть несколько веских причин. Во-первых, не существует никакой другой массовой технологии, которая не требовала бы наличия какого-то специфического оборудования (различные способы просмотра стереопар со скашиванием глаз не в счет, это разовое развлечение). Во-вторых, цветные очки есть у многих людей, их легко приобрести и стоят они копейки. В-третьих, пока технология поддерживается такими гигантами как Google, она точно не канет в Лету. Насчет Google - это не шутка. Не все знают об этом, но сервис Street View позволяет просматривать панорамы в стереорежиме. Если у вас под рукой есть красно-бирюзовые очки, вы можете прямо сейчас увидеть трехмерный Париж Аналогичный сервис есть и в Рунете. На сайте Mappi.ru представлены панорамы Москвы и ряда других городов. Переключиться в псевдотрехмерный режим просмотра можно нажатием на иконку в виде двухцветных очков. Панорамы тут, конечно, похуже, чем у Google, но на безрыбье и колбаса - суши. На видеосервисе Vimeo есть псевдотрехмерный канал и время от времени там появляются интересные ролики. А вот на YouTube в поисках стерео лучше не ходить - сервис пожимает видео до неприличия. На популярном фотохостинге Flickr можно отыскать немало стереофотографий, некоторые из которых весьма и весьма неплохи. Правда, надо иметь в виду, что среди любительских стереофотографий и стереороликов могут попадаться "фальшивые": их создатели берут простую плоскую картинку и смещают в сторону красный цветовой канал, создавая иллюзию стереоэффекта. Немаловажным доводом в пользу использования анаглифической технологии в Интернете является то, что видеоролики или виртуальные прогулки с помощью Google Street View не требуют от пользователя длительного ношения очков (а трехмерка, напомним, вредна лишь при регулярном и длительном воздействии). К тому же, один из недостатков этого метода срабатывает как своего рода предохранитель - нормальный человек и сам не станет злоупотреблять очками, которые настолько заметно искажают цветовосприятие. * * * В следующей статье мы рассмотрим самые популярные современные методы производства и демонстрации стереокино, а заодно попытаемся разобраться, почему то, что годится для кинотеатра, категорически не рекомендуется использовать в домашних условиях (что бы там ни трындели по этому поводу маркетологи). комментарии(8) | разделы: обзор | Устройства Материалы по теме Про трехмерку настоящую и ненастоящую Другие обзоры |
Последние комментарии
Гость про Суд велел "Твиттеру" сдать сторонников WikiLeaks (12)
Гость про Книгоиздатели начали судиться с торрентами (2)
l_e_x_a про "ВКонтакте" принудительно протестирует пользователей (35)
andrey_kadetov про Google назвал Facebook "ловушкой без выхода" (6)
volv про День папуасского робошахтёра (14)
l_e_x_a про Русские кликботы признаны самыми активными (11)
все комментарии looli спрашивает: Земля вампиров смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Зеленый Фонарь смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Защитник смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Запретная зона смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Закон доблести смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Вышибала смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Встречный ветер смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Все любят китов смотреть онлайн в HD качестве |
Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.