Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Приложения "ВКонтакте": а есть ли рынок?

Деньги | обзор | 24.11.2009 13:26

Прошло не так много времени с апреля 2009, когда администрация социальной сети "ВКонтакте" опубликовала заметку «Приложения 2.0», содержащую 12 внушительных нововведений, которые призваны сделать создание монетизируемых приложений действительно бизнесом в полном смысле этого слова. Сейчас уже можно оглянуться немного назад, составить, так сказать, ретроспективу прошедших событий и ответить на немаловажный вопрос – а есть ли рынок приложений "ВКонтакте"?

Трудности входа

На момент написания материала в базе одобренных приложений находилось 988 приложений. Что значит одобренных? Тут стоит остановиться немного подробнее на процессе модерации приложений администрацией "ВКонтакте". Представьте себе, что вы решили создать приложение для этой социальной сети. Вы несколько недель корпели над своей гениальной идеей и, наконец, пришло время залить результат своего труда "ВКонтакте" для финальной допилки и тестирования. В разделе поиска приложений вы обнаружите неприметную ссылку «создать приложение», которая приведет вас на страницу заполнения первоочередной информации: название, описание и тип приложения (игры, тесты, общения, etc.).

Внимательно ознакомьтесь с правилами размещения приложений. Вообще, это рекомендуется делать еще до того, как вы приняли решение вступить в доблестную армию разработчиков приложений для "ВКонтакте". Есть очень большая вероятность того, что ваша идея априори нарушает «законы королевства».

К тому же, руководство соц.сети имеет дурную привычку без всякого предупреждения вводить новые правила, после чего следует чистка приложений, не пожелавших подстраиваться под новый завет администрации. Так что будьте внимательны и постарайтесь хотя бы на первых порах не слишком выделятся из общей массы приложений. Признаться честно, владельцы "ВКонтакте" не любят всякого рода революций и благоволят идеям, давно зарекомендовавшим себя на других рынках.

Но мы непозволительно отвлеклись от темы. Итак, вы попали на страницу администрирования своего приложения. Не стоит вдаваться в технические детали, нас интересует лишь функция отправки на модерирование. Зарубите себе на носу – ваше приложение должно пройти два чекпоинта проверки:

1. "Проверено". Это, судя по всему, означает, что модератор не обнаружил в вашем файле никаких вредоносных надстроек. После получения статуса «проверено», приложение будет видно всем посетителям вашей странички, но находится в общей базе приложений, доступной пользователям, еще не будет.

2. "Одобрено". После отловки основных багов вашего приложения, вы вправе отправить его на дополнительную проверку. Получение статуса «одобрено» автоматически выводит ваше приложение в свет. Проще говоря, оно будет отображаться в общем списке приложений, задействуются виральные каналы (если юзер добавил ваше приложение, то все его друзья узнают об этом через свою новостную ленту), откроются функции монетизации, и вы сможете подать заявку в официальный закрытый клуб разработчиков API "Вконтакте".

Именно два вышеописанных пункта являются решающими для начинающих разработчиков. Очень многие девелоперы не понимают или не замечают разницы между статусами «проверено» и «одобрено». С чем связано невероятное количество гневных окриков в сторону администрации ВКонтакте. Запомните, что получение первого статуса вовсе не гарантирует появления заветного пункта «одобрено».

Как получить благословление администрации? Четкого и единого мнения по этому вопросу нет ни у кого даже в сообществе доверенных разработчиков. Не так давно Павел Дуров, CEO "ВКонтакте", мельком заикнулся, что он наставил на путь истинный своих модераторов, и выдал им более четкие инструкции «что одобрять, а что нет». Но, конечно же, озвучивать их он не стал.

При этом совершенно очевидно, что модераторы руководствуют не только семнадцатью правилами размещения приложений, но и какими-то своими должностными инструкциями, выданными начальством. Например, достоверно известно, что сейчас не одобряют приложения, дублирующие функционал уже существующих приложений. И если в случае с однотипными аукционами и лотереями (в народе – попросту «лохотроны») это абсолютно оправданно, то в некоторых случаях логика модераторов остается неясной простому обывателю.

В группе разработчиков (не путать с закрытым клубом) API частенько всплывают сообщения разгневанных девелоперов, утверждающих, что их приложение было добавлено ВКонтакте раньше, чем приложение конкурента с полностью идентичным функционалом, но заблокировали проект именно первого создателя. Оставим это на их совести, к тому же мы сами не можем четко понять логику сотрудников модераторского отдела. Впрочем, справедливости ради не стоит лишний раз запугивать читателей – в большинстве случаев решения модераторов достаточно разумны.

Интересный факт: за время написания статьи (два часа) число одобренных приложений в базе варьировалось от 989 до 987 приложений. Т.е. что-то одобряли, что-то блокировали – процесс идет без остановки. И это, прошу заметить, в 3 часа ночи!

Еще не так давно процесс одобрения приложения мог длиться неделями и даже месяцами. Разработчики вынуждены были бездействовать, просыпаясь в холодном поту и машинально обновляя страницу со своим приложением, ожидая увидеть заветную строчку «приложение одобрено администрацией». Сейчас же модерация занимает не более двух дней.

Что получит положительную отмашку с большей вероятностью? Приложения с четкой монетизацией – микротранзакции любят все. Наш вам совет, впрочем, вы можете к нему и не прислушиваться – делайте игры. Больше и разных. Способы монетизации игр отточены до блеска и понятны каждому. Да, это гораздо более затратный процесс, как по деньгам, так и по времени. Но, поверьте, в будущем это окупится с лихвой.

Игроки и игрушки

Итак, с модерацией вроде бы немного разобрались. Теперь поговорим немного о ситуации на самом рынке приложений, благо здесь все более-менее понятно и даже прозрачно.

Есть великие и ужасные i-Jet. И все остальные. Так было до недавнего времени, но ситуация начала заметно улучшаться. На рынок вышли такие гиганты как Astrum и Creara Games (подразделение инвестиционной компании Creara). Есть информация, что ряд воротил игрового бизнеса тоже готовятся выйти на рынок с портами своих «больших» проектов. Ну и не стоит скидывать со счетов небезызвестный фонд бизнес-ангелов AddVenture, который недавно заявил, что планирует потратить 300.000 долларов на разработку игр для ВКонтакте, Facebook и Мой Мир. Думается, что уже в первом-втором квартале 2010 года пробиться на рынок и занять свою комфортную нишу будет не так-то просто.

Но на данный момент из почти тысячи приложений ВКонтакте едва ли 10% являются собственными серьезными разработками. Оставшаяся масса – это локализации зарубежных игр из Facebook и домашние поделки школьников, прочитавших две первые главы учебника по Flash. Не верите? Тогда посмотрите на первые страницы топа популярности приложений.

Каковы нынешние тренды на рынке приложений ВКонтакте? Нам кажется, что сейчас у разработчиков превалируют три направления:

1. Локализации
2. Портирование больших браузерных игр
3. Перенос старых идей на новую платформу

О первых двух мы уже поговорили. На третьем немного заострим внимание. Все чаще в базе приложений можно обнаружить переделки известных казуальных игрушек. Практически никакого геймдизайна – чистый арт и программирование. Сложно положительно или отрицательно относится к этому явлению, ведь так происходит на всех новых платформах (вспомните хотя бы iPhone). Заметно, что доля собственных новых разработок на всем рынке катастрофически мала, и никакого просвета в этом направлении еще не видать. Пока рынок не перенасытится локализациями, портами и однотипными простецкими игрушками, почти никто не будет рисковать временем и деньгами, видя перед собой лишь призрачную возможность выйти на первую страницу топа. Логику разработчиков понять можно, ведь гораздо проще использовать уже готовые, зарекомендовавшие себя чужие наработки, чем создавать самому.

Но, опять же повторимся, рынок еще чрезвычайно молод и пока этот фактор может служить смягчающим обстоятельством для разработчиком. Будем надеяться, что через полтора-два года мы сможем наблюдать совершенно иную картину.

Заработки

Сколько можно заработать на приложениях ВКонтакте? Конкретных цифр, как это у нас принято в стране, называть никто не хочет. Есть лишь размытая информация, что средний ежедневный платеж активных игроков составляет 70-150 рублей. По крайней мере, такую цифру назвал Игорь Веретенников, создатель ряда приложений ВКонтакте, в комментарии изданию "Секрет Фирмы". Также есть непроверенная информация, что «Счастливый Фермер» на пике своей популярности приносил i-Jet около 15 тысяч долларов в сутки.

Признаться честно, в такие цифры верится с трудом. Все это напоминает AppStore – каждый называет ту сумму, которую захочет. Оспаривать не будем, на каждом рынке были первопроходцы и редкие птицы, которым удалось сорвать банк. Те же, кто с головой кидаются в новую платформу и уже присматривают себе замок во Франции, редко добиваются успеха. Не стоит отбрасывать возможность того, что сейчас мы наблюдаем возникновение очередного «мыльного пузыря», который когда-нибудь лопнет, и у разбитого корыта останутся десятки компаний. Со временем рынок приложений "ВКонтакте" уляжется, и на нем останутся только профессионалы.

Риски

Так стоит ли идти на рынок приложений "ВКонтакте" или нет? Если вы не боитесь рисковать, то определенно стоит! Почему рисковать? Во-первых, вышеописанная ситуация выглядит не слишком стабильной, десяток компаний и сотни любительских команд сломя голову рванулись в самую успешную соц.сеть Рунета. И что будет дальше – точно прогнозировать никто не может.

Во-вторых, к сожалению, сами руководители "ВКонтакте" способствуют шаткому состоянию рынка. Например, не так давно в правилах размещения приложений появились два новых пункта:

Запрещается…

15. Размещать приложения после их публикации в других социальных сетях СНГ.

16. Проводить массированные рекламные кампании в обход системы размещения таргетированной рекламы без согласования с ВКонтакте.

И если с 15-м пунктом уже все улеглось после той бучи, что была поднята, то 16-е правило незаслуженно прошло мимо недовольных масс. А если вдуматься, то этот пункт убивает на корню многие идеи приложений.

К тому же, абсолютно непонятно, что руководство "ВКонтакте" подразумевает под словосочетанием «массированные рекламные кампании». Могут ли разработчики зарабатывать и дальше с помощью размещения рекламных кнопок других приложений на своей вики-странице или в группе? Получить ответ на этот вопрос нам так и не удалось. Отсюда вытекает еще один риск и, пожалуй, самая главная проблема "ВКонтакте" – полное отсутствие фидбека с модераторами и руководителем отдела API.

Разработчики "ВКонтакте" избрали для себя стратегию поведения жителей Спарты: слабых – в пропасть! Это было бы оправданным, если бы возможность проявить себя была бы у каждого. Попасть в закрытый клуб разработчиков могут далеко не все владельцы одобренных и успешных приложений. Правила отбора туда еще более туманны, чем модерация самих приложений. В этом и заключается парадокс – чтобы получить разъяснения о некоторых пунктах правил и согласовать свои действия с "ВКонтакте", как это указано, например, в 16 пункте, нужно состоять в закрытом клубе разработчиков, то есть там и только там у девелоперов есть шанс лично задать вопросы руководителям сети.

Нам известна масса примеров того, как интересные и необычные приложения не могли быть выпущены как раз из-за скрытности сотрудников сайта и их нежелания идти на контакт. Руководство "ВКонтакте" не хочет быть в контакте с разработчиками. Звучит забавно, не находите?

разделы: обзор | Деньги

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost