Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Надзиратели музыки: Apple против DRM

Леха Андреев
Деньги | обзор | 09.02.2007 12:52

Хайтек-издания преисполнились счастьем, цитируя письмо главы Apple Стива Джобса, где он призывает музыкальные лейблы отменить систему защиты цифрового контента (DRM). Между тем, трюк Джобса - из той же серии, что и прогнозы Эрика Шмидта из Google: это не борьба за всеобщую свободу, а лишь попытка нового монстра отобрать у старого пульт контроля.

Камень с тремя стрелками

Джобс, конечно, занялся борьбой за открытую музыку не просто так. Две недели назад норвежский Совет по защите прав потребителей признал нелегальной систему защиты цифрового контента Fairplay, которая используется в продуктах Apple. Эта защита не позволяет слушать музыку, купленную в магазинах iTunes, на каких-либо других плеерах. Что является нарушением закона о правах потребителей в Норвегии. Разборка началась еще в прошлом году, Ранее те же самые требования к Apple выдвинули Германия и Франция.

Стив Джобс ответил на это красивым письмом "Мысли о музыке". Письмо написано очень простым, практически народным языком, каким учителя и политики разговаривают с толпой. То есть расчет именно на массовую поддержку. Суть же письма проста: компания Apple не виновата в том, что ей приходится ставить такую защиту музыки. Вообще из всей музыки, которая проигрывается сейчас на плеерах Apple, только 3% песен защищены системой Fairplay. Остальные 97% - это музыка в разных незащищенных форматах, которую пользователи iPod берут откуда угодно. Однако некоторое количество музыки Джобсу все-таки приходится "шифровать", потому что она продается по соглашению с музыкальными лейблами.

Далее Джобс описывает три пути развития ситуации. Первый - оставить все как есть. Пусть музыка, купленная через Apple, играет только на его плеерах, и точно так же Microsoft и Sony продолжают развивать свои проприетарные связки "наш плеер, наша музыка". Говорят, это привязывает пользователей к устройствам? О нет, отвечает Джобс. Все равно, как сказано выше, на наших плеерах играет всего 3% защищенной нами музыки. Мы никого к себе не привязываем, нет-нет!

Второй путь - лицензировать защиту Fairplay другим компаниям. Чтобы производители других плееров тоже знали ее секреты, а пользователи тогда смогут играть музыку из iTunes на других плеерах. По сути, это именно то, чего от Джобса добиваются норвежцы. Но это решение ему не подходит: раскрывать свои секреты Apple не хочет. История, как говорит Джобс, уже показала, что "где знают двое знает и свинья". Секреты защиты попросту выплывут наружу и она вообще перестанет быть защитой. Заметим, что в описании этого "второго пути" у Джобса не фигурирует никаких цифр. В других же "путях" он очень упирает на то, что все защиты не спасают от пиратства. Но свои секреты раскрывать все равно не хочется.

Вместо этого глава Apple предлагает третий путь - разоблачиться другим. То есть музыкальным корпорациям, которые требуют от него использования этого самого DRM, то есть контроля за правами в цифровом мире. И тут опять выплывают цифры: музыкальные корпорации продают 90% музыки безо всякой защиты, на обычных CD, и на этом делают основной капитал. Зачем же они требуют такой суровой защиты для продаж через Интернет? Надо просто отменить DRM, и все будут рады!

Ну и финальный штрих письма Джобса, само изящество: вы, европейцы на на нас наезжаете больше всех? А между прочим, два с половиной из четырех музыкальных динозавров живут у вас в Европе! Universal принадлежит французской Vivendi, EMI - британская, Sony BMG - наполовину немецая. Вот вы сами в своей Европе и убеждайте своих магнатов дать миру свободную музыку.

Впереди засада, сзади - западня

Обычно в сказках добрый молодец, столкнувшийся на развилке с камнем-указателем, не сразу выбирает правильный путь. Он идет туда, где вроде бы не так страшно, но там либо просто обламывается, либо у него появляются лишь дополнителные обязательства.

Во-первых, норвежский омбудсмен, то есть главный защитник прав потребителей, сразу раскусил попытку Джобса свалить свою проблему на других. И тут же ее пресек:

"Конечно, звукозаписывающие компании во многом ответственны за ту неприятную ситуацию, в которой оказались потребители. Но нам неважно, в каких отношениях с ними находится iTunes Music Store. Важно, что это по-прежнему компания, которая продает музыку и должна обеспечивать потребителям их права, как гарантируют законы Норвегии".

Так или иначе, Apple обязана сама до 1 марта предложить норвежцам решение этой проблемы. Или - судиться. То есть путь номер 1 (оставить все как есть) не прокатит.

Еще хитрей поступила ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки (RIAA). Полностью прогнорировав вариант номер 3 (полную отмену защиты), она радостно толкает Джобса на неприятную для него дорожку номер 2:

"Предложение компании Apple лицензировать технологию защиты FairPlay другим компаниям - давно ожидаемый прорыв, и это станет реальной победой для музыкантов, их фанатов и записывающих компаний. Многие сервисы будут рады получить лицензию на использования Apple DRM. Мы давно этого ждем!"

Что касается проблем Джобса с сохранением своих секретов, то тут ответ RIAA и вовсе издевательский. "Такая умная технологическая компания, как Apple, наверняка сможет создать настоящий индустриальный стандарт DRM!" - говорят держатели прав на музыку.

Третий путь... и четвертый

Если отвлечься от корыстных целей Джобса, то его размышления о третьем пути все-таки резонны. Требования DRM сдерживают развитие музыкальных сервисов, не позволяя им создавать более гибкие маркетинговые схемы распространения музыки. В то же время развитие Интернета отменяет эти самые DRM "по полной программе": потребителям легче найти пиратскую музыку, но от таких "сервисов" правообладатели не получают уже никаких отчислений вообще. Очевидно, что на смену жестким правилам копирайта, тупо скопированным из офлайна, в Интернете должны использоваться новые виды лицензирования - типа Creative Commons, которые разработал Лоуренс Лессиг.

Другое дело, что "освобождение" музыки от тиранических ограничений лейблов-правообладателей все равно не сделает ее свободной. Просто сменятся "управляющие": они будут держать руку на пульсе в другом месте. Для воспроизведения необходимо устройство - а именно устройствами Apple и занимается, держа марку "самого культового плеера" на сегодняшний день. Клонировать плееры пока труднее, чем цифровую музыку. Хотя с развитием рынка, особенно азиатского, и этого "управляющего" могут потеснить.

Каким будет следущий "надзиратель"? При наличии большого количества дешевой/бесплатной музыки, а также дешевых плееров и объемных носителей, проблемой потребителя становится персональное управление музыкальным контентом. Казалось бы, это уж совсем личное дело, настоящая свобода. Ан нет. Поколение Lego уже достаточно подсажено на тот инфантильный образ жизни, где все можно сделать "парой кликов".

Сервисы поиска и рекомендаций - это и есть следущие слабые звенья потребительской цепочки, которые будут захвачены новыми "управляющими". Именно туда движется Google со своими планами по Cloud Computing, которые активно озвучивает Эрик Шмидт. И заморочки с авторскими правами у них такие же: владельцы классического копирайта уже вовсю судятся с этим новым претендентом на контроль контента - а Google, в свою очередь, изображает из себя революционера, который якобы "освобождает Интернет" от старых запретов.

И вот тут самое время вспомнить, что Apple тоже "не одними железками торгует". У них есть и свои операционные системы, и свои веб-сервисы. А значит, они не упустят это слабое звено. После того, как плееры Apple потеряют блеск в общей массе, а торговать защищенной музыкой станет невыгодно, Apple тоже постарается стать "рекомендателем". Для этого Джобсу и нужна музыка, свободная от DRM. Много, много музыки.

разделы: обзор | Деньги

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost