Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

AlterGeo: муравьи и муравьеды

Злата Николаева, Александра Вяль
Ноу-хау | 21.07.2010 00:44

Весной этого года на Рифокибе собравшимся вместе многочисленным деятелям Интернетов рассказали, что главными трендами сезона 2010 являются приложения для социальных сетей и геолокационные сервисы. И если с приложениями все было более менее понятно, то обсуждение странных сервисов с приставкой «гео» у многих непосвященных в тайны товарищей вызвало недоумение.

«Первое, что я подумала, когда узнала о сервисах геолокации, было: «Нет, ну люди же не идиоты!». Причиной таких мыслей было лишь стойкое ощущение, что более чем странно показываться всему Интернету (а ведь если не заморочиться с настройками доступа и перепостов, то именно так и будет) где ты находишься сейчас, где бываешь чаще всего, где живёшь, где работаешь…», - написала мне моя приятельница и коллега Саша Вяль.

Я согласилась, но предложила разобраться, в чем все-таки дело: повальное сумасшествие, как бы ни хотелось, объяснять фразой «все дураки и не лечатся» как-то слишком просто…

Дневник отметок

А сумасшествие налицо. Всего каких-то пару лет назад размышления о геосервисах выглядели чем-то из области прикладной футурологии. Потом этими играми с отчетами о том, где ты пьешь, ешь, покупаешь продукты и отдыхаешь по выходным, увлеклись западные пользователи. Активно набирающий популярность американский сервис Foursquare пресса с регулярностью раз в неделю продает всем, кому не лень - от Facebook до «этих странных русских» из Digital Sky Technologies (что, в принципе, одно и то же, если не вдаваться в подробности). Уставший от американского рынка и бодро окучивающий Азию Yahoo покупает индонезийский Koprol – да, азиаты тоже любят делиться информацией о том, где они находятся прямо сейчас.

Примерно полгода назад помешательство докатилось и до России. Саша Вяль:

"Один мой приятель постоянно пользуется сервисом геолокации. Он отмечается там и сям, даже если это какой-нибудь выхинский Макдональдс, и он просто забежал туда отлить налить колы. Проходит пара недель, и я вдруг понимаю, что знакомый-то – пьяница! Бог мой, да он каждый день отмечается как минимум в двух пабах. Так и вижу его: выходит из офиса на Савёловской (офлайн в мессенджере), а через 15 минут вибрирует уведомление в моём телефоне: «товарищ из техподдержки зачекинился в «Золотой вобле». Через пару часов снова: «а приятель-то уже пьёт пиво в «Столовой №1». И так каждый день. От перемены мест алкоголизм не меняется!"

Алкоголизм, разудалое пьянство по вечерам или просто активные передвижения по городу, но тенденция уже не может не обращать на себя внимание. Если раньше люди вокруг утыкались в свои мобильники или ноутбуки, чтобы написать в Facebook или Twitter, то теперь они ещё и «чекинятся» у каждого столба, сообщая в те же твиттерофейсбуки своим воображаемым друзьям о том, где находятся прямо сейчас.

Один мой знакомый ежедневно, проходя мимо отделения банка по пути на работу, заходит внутрь и жмет кнопку – ему хочется стать «мэром» (самым преданным посетителем) этого отделения. Собственно, это основная фишка геолокационных сервисов - за частые посещения отдельные заведения обещают некоторые бонусы. Хотя многие чекинятся и просто так, в жанре свободного гео-эксгибиционизма. Другой мой знакомый, Максим, передвигается по городу на велосипеде и отмечает заведения раз по 10-20 в день.

«Есть два способа взаимодействия между потребителем, товаром и окружающими. Некоторые едят вкусный торт и хотят поделиться с другими. А некоторые едят вкусный торт, и дополнительно радуются от того, что другим он не доступен. Геосервисы - для первых. Это возможность рассказать людям о своих предпочтениях, поделиться ими с миром. Кроме того, это хороший способ находить собутыльников», - так Максим объясняет свой интерес к геосервисам.

Чеканутые по-русски

Самый популярный российский социальный сервис с геолокацией – AlterGeo. Проект вырос из кандидатской диссертации Дениса Алаева, несколько лет назад задумавшегося о том, как ноутбуки позволяют отслеживать местоположение их владельцев.

В 2008 году появился Wi2Geo – стартап, создатели которого ездили с ноутбуками по городам и собирали информацию по Wi-Fi точкам. Летом 2009 года стартап заключил контракт с ныне почти отправившимся в историю проектом InTheCity, потом – с Livejournal. В проект вложился AddVentures, позднее – фонд KiteVentures. В феврале 2010 года AlterGeo превратился в ту геолокационную игрушку, которую пользователи видят сейчас.

На сегодняшний день система сервиса индексирует 5 млн. точек WiFi (используется – примерно половина) и 500 тысяч точек GSM. Сервис работает в Москве, Питере, Киеве, Риге, на платформах iPhone, Android и Symbian (что, кстати, отличает его от Foursquare – в Штатах на телефоны Nokia, понятное дело, плевать хотели). К концу года создатели сервиса рассчитывают набрать 1 млн. пользователей. А пока – активно ищут партнеров среди увеселительных и не очень заведений.

Денис Алаев говорит, что заведениям (ресторанам, кафе, барам и клубам) выгодно сотрудничать с гео-сервисами. Во-первых, потому что с их помощью можно выстраивать программы лояльности для посетителей. Человек, "чекинясь", рекламирует место своим друзьям. А если ему предложить в обмен на посещение подарок, скидку или участие в акции, есть большая вероятность, что он придет ещё не раз – людям нравится играть и чувствовать себя нужными и ожидаемыми в заведениях, в которые они ходят.

Во-вторых, реклама, таргетированная по местоположению, теоретически эффективнее: вероятность того, что человек через рекламу ближайшего заведения в гео-сервисе зайдет на огонек, выше, чем если он увидит баннер в веб-браузере, сидя вечером дома на другом конце города. Наконец, сегодня гео-сервисами пользуются, в основном, владельцы iPhone/Android, а для России это – люди со средним достатком и выше. В настоящий момент AlterGeo работает с сетью ресторанов Давида Яна (Artefaq, Faq Café, Squat Café, Сестры Гримм), сетями «Росинтера» (Il Patio/Планета Суши).

Артур Ян (Squat Café) воспринимает AlterGeo как очередную набирающую популярность социальную сеть, которую клубу не стоит игнорировать. Клуб начал сотрудничать с геосервисом совсем недавно, и конкретных результатах говорить пока рано. Разве что количество зарегистрированных в Altergeo посетителей после размещения рекламы внутри сервиса и появления спецпредложений (бесплатные коктейли для «мэра» и т.д.) увеличилось вдвое (правда, речь пока что идет о десятках людей). В будущем администрация клуба планирует новые акции и сотрудничество ещё и с Foursquare – так как аудитория двух «конкурентов» пересекается лишь частично.

Доктор, меня преследуют!

И все бы хорошо, если бы не регулярные сообщения об опасностях. Совсем недавно, например, выяснилось, что информацию о пользователях Foursquare может узнать кто угодно - даже тогда, когда люди открывают свои профили только друзьям. Дыру вроде бы закрыли, но сколько их еще? Прочитав такие новости, страдающие манией преследования склонные дуть на воду товарищи начинают волноваться не только за себя, но и за окружающих.

Саша Вяль:

«Про «Вконтакте» поговаривали, шутя, что он создан ФСБшниками для того, чтобы силами самих пользователей интернетов собрать всю информацию о них и их социальных связях. Смею предположить, что и про AlterGeo уже ходят подобные домыслы».

А вот Денис Алаев считает, что проблема раздута. Следить за пользователями постоянно владельцы гео-сервисов не могут – информация о местоположении поступает только тогда, когда человек хочет о ней сообщить.

«Нам регулярно звонят и просят объяснить, как наш сервис можно применять для слежки за своими сотрудниками, - рассказывает Алаев. – Приходится из раза в раз объяснять, что постоянную слежку за пользователями могут себе позволить только операторы или спецслужбы. Или мошенники, заявляющие о своих безграничных возможностях, но на деле ничего из себя не представляющие. Активно рекламирующихся сервисов вроде «узнай, где сейчас твоя вторая половинка», на самом деле не существует. Это обман».

Тем не менее, предубеждения общественности по отношению к приставке «гео» и геолокационным сервисам пока существуют. Алаев объясняет их тем, что люди просто не привыкли к новому формату и боятся, что мир узнает о них больше, чем ему нужно знать.

«Так или иначе, информацию о пользователях задолго до появления гео-сервисов начали продавать направо и налево. Поисковики знают о нас все: куда мы ходим, чем интересуемся, когда последний раз ездили в отпуск или купили автомобиль, какие фильмы смотрим, какие лекарства покупаем. Не думаю, что дополнительные сведения о том, где территориально находятся наши офисы и где пьем пиво по вечерам, играет большую роль при тотальной доступности любой другой информации», - говорит Денис.

Активные пользователи боятся ещё меньше. «К сожалению, за мной никто не следит, - говорит Максим. - Я нахрен никому не нужен! Геосервисы создают иллюзию того, что ты востребован. На самом деле, подавляющее большинство землян хотело бы, чтобы за ними кто-нибудь следил. Чтобы их жалкая никчемная жизнь была интересна хоть кому-то, кроме их жен в дни получки».

Но то ли еще будет: буквально на днях представители Foursquare сообщили, что ведут переговоры с Google, Microsoft и Yahoo о том, чтобы поисковики могли использовать данные гео-сервиса - например, можно было бы находить в реальном времени самые популярные (то есть под завязку забитые телами посетителей) бары и другие заведения.

На вопрос о том, планирует ли AlterGeo когда-нибудь продавать обезличенную информацию о передвижениях пользователей, Денис ответил, что теоретически это возможно уже сейчас, но никто пока не научился применять такие данные на практике.

Вопросы конфиденциальности той или иной информации тоже сильно переоценивают: каждый пользователь вправе выбирать, кому показывать данные о своих перемещениях, «чекиниться» или нет в том или ином заведении – система никогда не нажмет кнопку «отметиться» за него. Жмешь на кнопку – значит, хочешь поделиться.

«Если человеку стоит держать в секрете информацию о том, где он сейчас находится, но он все-таки себя подставляет и жмет на кнопку, его не спасут никакие разработчики и никакие системы безопасности», - считает Алаев.

Особенности национального патриотизма

Пару недель назад центральные улицы и переулки столицы разрисовали граффити, рекламирующими AlterGeo - яркими трафаретами на тротуарах. За отчетный период только ленивый не возмутился этим фактом в духе «Да как посмели!».

На вопрос о том, что бы было, если бы аналогичным образом выступил FourSquare, возмущенные граждане единодушно отвечали, что «ради форсквера сами бы разрисовали». Обычная веками длящаяся история (и, отметим, в подавляющем большинстве случаев вполне логичная) - русские люди любят немецкие автомобили, французский парфюм, английских дизайнеров одежды и американские интернет- и мобильные сервисы. Российским же создателям товаров и услуг каждый раз приходится кровью и потом доказывать, что они не хуже.

С социальными сетями все ещё сложнее, ведь такие площадки – это, прежде всего, люди. Большинство из них регистрируется на тех или иных сервисах вслед за более активными друзьями и «лидерами мнений». Нет никакого смысла рассуждать о том, какой сайт лучше, американский или российский, если твои друзья, съездив на майские праздники в Нью-Йорк, заразились интересом к некой американской игрушке. Ты придешь именно к ним – к Мише, Васе и Лене, а не куда-то ещё, даже если «где-то еще», допустим, удобнее.

Хорошо быть кисою, хорошо - собакою

А самый главный вопрос – зачем все это нужно? – остается открытым. Саша Вяль говорит мне:

«Аресты, мастурбация? Господа, геолокация по-настоящему будет востребована только одной группой пользователей – одинокими алкоголиками, нуждающимися в старых знакомых и новых знакомствах».

Милая Саша, ты рассуждаешь о людях, каждой отдельной личности и индивидуальности, жмущей на кнопку «Я тут, чуваки!». А у меня возникают ассоциации с животными, которые метят свою территорию, разыгрывают сценарий «кто в доме хозяин» и, отмечаясь в заведениях, разделяют окружающих на своих (тех, кто ходит с ними по одним маршрутам) и чужаков.

А Денис Алаев, как ему и положено, мыслит шире. Геосервисы и их использование, по его мнению, небольшая, но важная часть громадного целого – эпохи перемен, в которую мы все живем. Социальные сети, микроблоги, обновления статусов с телефонов, участие в обсуждения, информация о местонахождении – все это формирует единое информационное поле, в котором отдельная личность может существовать только при коммуникации с другими людьми. Если человека нет в социальных сервисах – он выпадает из информационного поля. И для того, чтобы всегда быть в строю, существовать, нужно постоянно участвовать в общем жужжании.

«В конце концов, мы придем к тем формам коммуникации и организации, которые уже есть у насекомых», - говорит Денис, и в этом момент его коммуникатор звенит, как комар, очередным (десятым за час беседы) уведомлением о том, куда пришел кто-то из его друзей.

«А что, не самый плохой вариант, - думаю я. - Муравьи прикольные».

Саша Вяль смеется. И добавляет:

«Если смотреть на вещи глобально, то явственно видно формирование спроса на лытдыбр-поведение. Сначала это были просто хомячки вида «я и мой сраный хоумпейдж». Затем пришла эра ЖЖ, в котором иные индивиды писали (и пишут до сих пор), что с ними происходит, чуть ли не каждые двадцать минут. Живой журнал также позволял обозначить настроение и музыку, которые сопутствуют записи. Постепенно появились сервисы, разделившие между собой функционал «здесь-и-сейчас». В новом мире для каждого из лытдыбр-состояний существует отдельный сервис: last.fm для определения музыки, статусы в мессенджерах и соцсетях для обозначения настроения, твиттер для коротких текстов формата «глядите, что тут у меня случилось», и вот, наконец, геолокаторы для указания местонахождения. И, конечно же, большинство сервисов практикуют круговую поруку: всё ретранслируется везде.

Что там у нас грядёт дальше? Приложения для чтения мыслей с возможностью передать их, на выбор, в твиттер, фейсбук, лайфджорнал? Детекторы лжи, обрабатывающие правдивость статусов друзей на основе используемой лексики? Браслетики, транслирующие в Интернет информацию об общем состоянии пользователя: температуре тела, ритме биения сердца, количестве промилле чего бы то ни было в крови? И, конечно, всё это по-прежнему будет происходить абсолютно добровольно. Вот только заинтересованные в такой информации, например, работодатели будут просматривать истории событий и говорить своим подчинённым: «Дорогой Вася! Не надо мне рассказывать, что ты сегодня заболел и не можешь прийти на работу. Видел я, как ты вчера чекинился во «Втором дыхании» в 5 часов утра. С семью Б-52 в крови. И, кстати, не один!»

Люди же не идиоты!»

разделы: Ноу-хау | Сервисы

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost