Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Разборки IM-провайдеров

11–12 октября мир получил очередные новости о ситуации с взаимодействием IM (instant messaging) провайдеров — Yahoo! и MSN близки к тому, чтобы договориться о прозрачном обмене сообщениями между пользователями этих двух служб.

Как сообщается, это даст возможность пользователям программ Yahoo! Messenger и MSN Messenger обмениваться между собой сообщениями без необходимости заведения соответствующих аккаунтов в каждой из этих систем.

Также, как сообщают некоторые независимые обозреватели, пользователи двух служб смогут совершать голосовые (VoIP) звонки друг другу, хотя в официальном пресс-релизе Yahoo! и Microsoft ничего об этом не говорится.

Возникает вопрос: а почему, собственно, два из трех крупнейших игроков рынка IM решили договориться? Конечно, потому что чувствуют влияние Google на этом рынке. Google сделал messenger, работающий на открытом протоколе и предложил желающим IM-провайдерам объединять сети. Однако, вместо того, чтобы стать участниками конфедерации, которую предлагает Google, Yahoo! и Microsoft решили устроить «междусобойчик».

Это говорит о том, что эти компании, во-первых, берут курс не на открытые коммуникации, а пытаются «выбрать из двух зол меньшее» для себя — не объединяться с потенциально сильным конкурентом Google, но все-таки дать пользователям IM-сетей Yahoo! и MSN модную и востребованную «конфетку» — обмен сообщениями между двумя популярными сетями. Делается это для того, чтобы снять остроту проблемы, так как совершенно закрытые сети рано или поздно все равно уйдут в прошлое, уже сейчас можно чего-то поделать, чтобы пользователи получили хоть какой-то ответ на вопрос о том, когда же они смогут прозрачно общаться с абонентами других сетей.

Есть еще вопрос о причинах того, почему «гиганты» не хотят устанавливать прозрачные коммуникации с IM-сетью того же Google. Наиболее очевиден вариант, что они не считают сеть Google достаточно серьезной на данный момент чтобы принимать ее полноправным членом своей действительно большой по количеству пользователей конфедерации — зачем «пириться» с мелкой сетью? Также логично предположить, что раз Google это новый и сильный конкурент с новыми же идеями, то не надо его поддерживать, пусть он сам финансирует развитие своих идей.

Выводы в отношении «Большой Двойки» на первый взгляд нехорошие: опять делаем картели, опять зажимаем мелких, но правильных конкурентов. Было бы странно, если бы Microsoft повел себя иначе — лично я еще не видел, пожалуй, ни одной инициативы Microsoft, когда их нельзя было бы упрекнуть по этому же сценарию. Однако, это однобокий взгляд на проблему. Если Microsoft сделает собственную сеть, которая будет включать значительную часть всех пользователей IM вообще, то, может быть, это и есть та конфедерация, которую за которую пытается агитировать Google? Вопрос лишь в том, чтобы поверить в то, что Microsoft не пытается монополизировать свое положение на рынке и потом взимать за доступ к такой сети чрезмерно большую плату.

Почему, собственно «напрягся» Microsoft? Они прекрасно понимают, что на бесплатном общении между собой частных пользователей IM-сервисов этот рынок не заканчивается. Есть еще бизнес-пользователи, которым нужны и IM-услуги и VoIP-коммуникации. Один из новых продуктов Microsoft — Live Communications Server (LCS). Таким образом, Microsoft присутствует на рынке IM не только как владелец IM-сети MSN, но и как производитель корпоративного решения для IM.

Декларируется, что LCS позволяет обмениваться сообщениями с пользователями сети MSN, а также с подписчиками AOL IM (AIM) и Yahoo!. То есть, существует «закрытый клуб» трех самых больших игроков рынка IM, вход для «сторонних» в который на данный момент закрыт. Сразу бы хотелось признать, что само по себе это уже можно отнести к успехам Google, который показал как будет выглядеть мир в будущем и «крупняк» банально испугался. Пустить Google, не говоря уже о других, еще более мелких и еще менее именитых игроках, в картель было нельзя. Поэтому устроили «междусобойчик».

Можно уверенно говорить о том, что IM становится востребованным у корпоративных пользователей и ситуация, когда они вынуждены использовать публичные сети и сервисы для обмена IM, их уже не устраивает.

Также можно говорить о том, что корпоративные пользователи хотят не только общаться с помощью IM внутри компании, но и коммуницировать с пользователями IM в других компаниях, а также с пользователями публичных IM-сервисов.

Microsoft отвечает на сформировавшийся спрос продуктом LCS и пытается вынужденно заключить договоренности о пиринге с Yahoo!, а также, как сообщают наши «Ведомости», Microsoft пытается заключить соглашение о партнерстве с AOL, подразумевающее переход портала AOL на поисковый движок от Microsoft вместо используемого там сейчас движка от Google. На первый взгляд, этот факт не имеет отношения к области instant messaging, но, как говорится, «чем черт не шутит»: сначала поисковый движок, затем пиринг между IM-сетями. Опять же, Microsoft, заключая такие соглашения с AOL, «поссорит» последних с Google и консорциум Google/Comcast не купит миноритарный пакет AOL. Но все это из области догадок.

В Microsoft серьезно заинтересовались IM и стараются получить контроль над рынком целиком, включая публичные сервисы и корпоративный IM. Google заявляет об инициативах создания конфедерации открытых сетей. Участники конфедерации и просто заинтересованные компании уже предлагают на рынке IM не только публичные IM-услуги, но и корпоративные решения. Два основных сигнальных протокола, которые сейчас используются в открытых сетях для обмена IM, это SIP и XMPP.

Компания Jabber со своим решением для корпоративного IM, предлагает корпоративную систему, которая поддерживает коммуникации по протоколу XMPP, с использованием которого сейчас работает Google Talk. Поддерживается возможность коммуникаций с пользователями Jabber/XMPP-сетей и с пользователями Google Talk. Также можно общаться с пользователями AIM, но, насколько я знаю, небесплатно, а за $20 за одно рабочее место. Вот, кстати, обозначивается порядок стоимости платного доступа к большим IM-сетям для корпоративных клиентов.

Второй продукт для корпоративного IM это CommuniGate Pro от CommuniGate Systems, который работает по протоколу SIP и умеет побольше, чем решение от Jabber: IM, VoIP, IP-АТС, Presence, совместную работу пользователей с приложениями, SIP proxy и так далее. Также CommuniGate Pro это полноценный почтовый сервер, а не только продукт для IM/VoIP.

Это не конечный список «альтернативных» предложению от Microsoft решений для корпоративного IM — есть еще ряд open source и бесплатных продуктов, которые тоже могут использоваться в качестве платформ для открытых коммуникаций, но я не вижу их серьезными игроками на корпоративном рынке, где люди готовы тратить деньги (не такие уж и большие) чтобы более продуктивно работать и больше зарабатывать. Причем, это справедливо уже не только в отношении зарубежных компаний, но и отечественных, как показывает опыт. Есть и решения от многих именитых вендоров, но порядок денег, которые необходимо платить за такие решения, сейчас для нашего, отечественного пользователя покажется едва ли не заоблачным.

Есть спрос на корпоративный IM, есть реальная конкуренция, есть стандартные методы Microsoft по монополизации своего положения на рынке. Я думаю, что за всеми «объединениями» в стане крупных игроков рынка IM стоит именно Microsoft и эта компания будет пытаться помешать в том числе и идее коммуникаций на открытых стандартах так, как сможет. Хотя, возможно, дело не в стандартах, не в транспортных протоколах, а в том, чтобы просто не давать доступ к новой, большой сети бесплатно. Альтернативная идея Google такова, насколько я понимаю их предложение: делаем открытую сеть и все желающие, используя открытые протоколы, соединяются с сетью бесплатно.

Есть еще популярный в России сервис ICQ, которым в том же США, согласно имеющимся исследованиям, пользуется только 6% пользователей. Однако, в России ICQ прижился больше — надо признать.

От этого игрока не слышно серьезных новостей. Ну, тоже, вроде бы, сделали VoIP в своем IM — практически последними. Ну, хорошо. Толку-то от этого VoIP в России с ее миллионами «модемных» пользователей?

У ICQ бесконечно мало пользователей в странах, где работают действительно крупные операторы IM. Компания ICQ при этом принадлежит AOL Time Warner. Судьба ICQ в свете возможного партнерства AOL и Microsoft представляет интерес — а не будут ли возможны тогда прозрачные коммуникации сразу между пользователями ICQ, AOL IM, MSN и Yahoo!? Как вариант, да, будут, Microsoft все сгребет под себя. Можно сказать по-другому: Microsoft будет продавать доступ к любой из этих сетей для пользователей своих коммерческих IM/VoIP продуктов проде LCS.

На мой взгляд, все это не самые веселые расклады. Однако, не было бы Google, не занимался бы всем этим Microsoft и все оставалось бы как раньше. Но не будем видеть в Microsoft монстра. Люди «просто» хотят полностью контролировать рынок и торговать доступом к нему. Их за подобное поведение несколько раз судили и до сих пор по судам таскают, но, может быть, случится чудо и Microsoft сделает всему миру «красиво»?

Это хорошо, если кто-то систематизирует имеющиеся разрозненные ресурсы и наведет порядок. По сути, нет разницы, сделает Google свою конфедерацию, о которой, кстати, он один раз на старте проекта Google Talk обмолвился и дальше ничего не происходит уже скоро два месяца, или Microsoft, который «всех купит» и сделает пиринг между мессенджерами AIM, MSN, Yahoo! и, может быть, ICQ. Нет разницы, главное чтобы работало.

Очень нравится идея голосовых коммуникаций, когда плата взимается не за минуты разговора и даже не за факт совершения звонка, а за саму возможность доступа к сети. Чтобы было также, как с доступом в интернет «для дома, для семьи» за границей, да и у нас уже тоже частенько: несколько десятков долларов за неограниченный доступ … и все.

Но есть люди, и их много, которые платят за мегабайты, за минуты и за прочие единицы учета и измерения. Это неправильно. Когда-то поминутная оплата разговоров возникла потому что ресурс, количество телефонных проводов, которые можно было скоммутировать для соединения абонентов, был мизерным. Мощности наращивали, появилась конкуренция, цены стали падать, появилась альтернатива в виде IP-телефонии…

Сейчас настал момент, когда мы близки к схеме, где не будет минут, а будет просто возможность доступа к ресурсу. Об этом же говорит исполнительный директор Skype Никлас Зеннстрем. Абонент подключается к голосовой/IM сети и получает столько ресурсов, минут, сообщений, сколько ему нужно. Интернет взрослеет и такая схема технически становится возможной. Она невозможна на традиционных сетях, но учитывая возможности интернет она выглядит вполне реальной.

Текущие технологии позволяют пускать голосовой трафик через интернет от клиента к клиенту почти всегда, без необходимости пропускания этих данных через оператора, которому оставляется только коммутировать потоки сигнализации, с использованием которой марштуризируются вызовы и устанавливаются соединения.

Хотелось бы только, чтобы цена на доступ к новому ресурсу была разумной. Как я уже писал выше, по имеющимся сведениям компания Jabber Inc уже предлагает доступ к AOL IM за $20 за рабочее место для пользователей своего продукта Jabber Now для корпоративных клиентов. Я думаю, такая плата за доступ не только к AIM, но сразу и к MSN и Yahoo! была бы разумной для компаний при достаточно гибкой политике лицензирования.

Instant messaging сам по себе вряд ли интересен. Вот доступ к IM сетям, поддерживающим VoIP, плюс наличие дешевого оконечного оборудования (телефонов, шлюзов,..) как для корпоративных, так и для домашних пользователей — это было серьезным стимулом к тому, чтобы многие частные пользователи интернет и бизнес-абоненты реально стали бы пользоваться интернетом для полноценного общения.

Коммуникации через интернет как полноценная альтернатива устаревшим сервисам по проводам — вот хорошая задача на ближайщие два-три года.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost