Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

ADSL: +25% за квартал?

| архивная статья | 17.10.2005 14:10

После чтения концептуальных статей, опубликованных недавно «Вебпланетой» (см., например, эту и эту), захотелось обсудить некоторые, пылящиеся у нас, данные.

Первый опрос о способах доступа к Сети был проведён на «Рамблере» в середине мая 2005 г. Он продлился три дня. Результаты опроса лежат в открытом доступе здесь. (1)

Основной вопрос звучал (а точнее, выглядел) так: «Каким способом доступа в интернет Вы преимущественно пользуетесь дома?» Тех, у кого нет домашнего доступа и тех, кто не знает или не хочет говорить, что это за доступ, мы сразу исключили из анализа. Осталось 8994 респондента, 6922 из которых находились в России, в том числе, 3565 — в Москве, 719 — в Петербурге и 2638 — в других российских регионах. Похожие географические соотношения характерны для суточной аудитории «Рамблера», поэтому можно предположить, что результаты характеризуют способ доступа суточной, может быть, даже ежедневной, и во всяком случае активной части аудитории.

Обратите внимание на обстоятельство «преимущественно» в формулировке вопроса. Мы выясняли «преимущественный» способ доступа. А не «любимый», не «главный» и не «основной». Выяснилось, что для большинства преимущественный способ — отнюдь не «любимый», а «низкокачественный». Вообще, формулировка правильного названия этого способа — это отдельная задача. Хотелось же нам понять, каким способом пользователь выходит в интернет чаще всего. Подразумевалось, что пользователь интернета в состоянии это оценить. В конце этой заметки размещена таблица, представляющая результаты четырёх онлайн-опросов, проведённых различными компаниями, причём три опроса были проведены почти одновременно. Каждый исследователь попытался сравнить популярность способов доступа в интернет, и каждый задавал вопрос по-своему! Поэтому сопоставить итоговые цифры можно лишь качественно, что всегда хорошо для исследователей, но гораздо хуже для тех, кто хотел бы использовать их данные.

В наших данных прежде всего бросаются в глаза резкие различия между способами доступа, практикуемыми сейчас жителями столиц и регионов. Эти различия настолько сильны, что мы не будем даже пытаться получить «общероссийские» результаты, а просто покажем результаты отдельно для Москвы, Петербурга и других российских регионов:

Очевидно, в мае 2005 г. коммутируемый доступ (dialup) преобладал в регионах и в Петербурге с большим отрывом: на его долю приходилось 72,4%. В Москве, в то же самое время доля дайлапа не составляла и трети.

Подчеркнём, что эти данные характеризуют только активную аудиторию российского интернета. Непосредственно сравнивать их с данными о полной аудитории — не так уж просто, и мы этого тоже не будем пытаться делать. Ниже мы посмотрим, какие шаги в этом направлении предприняли специалисты холдинга РОМИР-Мониторинг.

Нельзя не отметить расхождения с опубликованными недавно выводами J’Son & Partners: наиболее популярным способом подключения домашних пользователей остается Ethernet от «домовых» сетей — в сумме у них в 2,7 раза больше абонентов, чем у DSL-операторов.

На нашей диаграмме это явно не так. Сложив доли «домовых сетей» и «других видов высокоскоростного доступа», мы получаем долю ответов, лишь в полтора раза большую, чем доля ADSL. Может быть, абонентов у «домовых» сетей и больше, но «преимущественным» способом доступа называть домовую сеть они не спешат. По-видимому, число абонентов и преимущественный способ доступа активной аудитории могут существенно различаться.

Попробуем объяснить отличия так: домовые сети предлагают фильмы, игры и программы, которые можно скачать непосредственно из локальной сети. Совершенно незачем вылезать во Всемирную Паутину. Хотя мы и не изучали специально регулярность использования WWW пользователями dialup, домовых сетей и ADSL, можно предположить, что ADSL используют те, кому WWW нужен каждый день. Поэтому их доля в активной аудитории, и, соответственно, в ответах на онлайн-опросы столь велика. А пользователи домашних сетей в большой интернет выходят не часто.

Увы, эта попытка объяснить расхождения опровергается результатами онлайн-опроса «РОМИР-Мониторинг», который был проведён в марте. В нём регулярность использования специально измерена, и это — важное преимущество исследования. Согласно «РОМИР-Мониторинг» 34% суточной аудитории используют «выделенные линии», а среди тех, кто пользуется Сетью лишь 1–2 раза в неделю доля выделенок составляет только 8%. Значит, абоненты домовых сетей столь же активно серфят WWW, как и абоненты ADSL. При этом доля ADSL в результатах «РОМИР-Мониторинг» почти совпадает с той, которая получилась в нашем опросе. Вообще, данные «РОМИР-Мониторинг» о способе доступа «суточной» аудитории очень близки к нашим данным о московской аудитории, а данные о «недельной» — к нашим данным об аудитории российских регионов. Совпадение это, скорее всего, не случайно, но отражает более высокую регулярность использования интернета в Москве (что подтверждают и социологические опросы, и даже счётчики).

С неизбежностью возникает вопрос о методе подсчёта абонентов домовых сетей. Как правильно подсчитать абонентов домовых сетей? И эту задачу мы тоже не будем пытаться решать, а оставим её задачу экспертам. Сами же проследим динамику наших данных о преимущественном виде доступа.

С этой целью ровно через квартал, в августе мы провели повторный опрос на тех же самых проектах «Рамблера». На этот раз а указали способ доступа 11 610 российских резидента, 5 792 из которых находились в Москве, 1 147 — в Петербурге, 4 671 — в других регионах России. Обнаружилось, что доли дайлапа, ADSL и домовых сетей в Москве сравнялись. Теперь в Москве всего стало поровну.

Более того, как в Москве, так и в Петербурге, и в регионах, доля ADSL тоже возросла. Домовые сети остались позади уже с заметным отрывом. Подчеркнём, что речь идёт не об истине в последней инстанции, а всего лишь о результатах онлайнового опроса, которые могут быть систематически смещены. Но изменения измеряемых показателей уже могут и не быть смещены (тут всё зависит от конкретного механизма смещения). А изменения эти — яркие. Их иллюстрирует специальная диаграмма:

Проверить расчёты можно следующим образом: в мае 2005 г. доля пользователей, которые проживали вне двух столиц и ответили, что преимущественным способом выхода в Сеть для них является ADSL составляла 9,4%, а в августе — уже 12,1% (цифры подписаны на первой и второй картинках этой заметки).

Значит, доля ADSL выросла на 2,7% от общего числа пользователей. Но на нашей третьей диаграмме показаны темпы прироста не от общего числа пользователей, а от числа пользователей конкретного вида доступа. И для ADSL в регионах эти темпы составляют 28,6% за квартал. (Разделив 2,7% на 9,4%, получим как раз 28,6%) . Если бы число пользователей интернета в российских регионах с мая по август не изменилось, то можно было бы считать, что в регионах число приверженцев ADSL, как основного способа выхода в Сеть, увеличилось почти на треть. Но, поскольку число пользователей, наверное, немного выросло за счёт новичков, а, кроме того, в августе многие были в отпусках, нельзя точно сказать, каковы же эти темпы. Только приблизительно.

Не будем увлекаться поправками, ибо чтобы рассчитать всё точно, потребуется много усложнений. Скоро — ноябрь, настанет время очередного опроса, и станет понятнее, какие тенденции существуют на самом деле, а какие обусловлены случайными и систематическими ошибками данных.

Главный же вывод состоит в том, что за квартал доля ADSL (со всеми сделанными выше замечаниями) выросла приблизительно на 25%, как в столицах, так и в регионах. При сохранении таких темпов прироста за полгода можно ожидать увеличения доли ADSL в 1,57 раз, то есть на 57% (что проверяется путём возведения 1,25 в квадрат). Эта оценка близка к выводам J’Son & Partners: Количество DSL-подключений за 6 месяцев выросло на 62%, а если учитывать только домашние подключения, то рост DSL-рынка составил почти 80%.

Конечно, наши расчётные 57% не дотягивает до «почти 80%», но подождём до ноября и результатов следующей волны опросов.

Доля дайлапа (как «преимущественного» вида доступа) даже среди активных домашних российских пользователей Интернета в Москве составляет треть, а в Петербурге и регионах — две трети. В среднем же доля этого способа доступа в ответах россиян в мае составляла 51% (2) . Это на 17% меньше, чем в ещё одном, более раннем, исследовании J’Son & Partners и Internet Projects, которое было проведено в апреле 2004 г., также на основании онлайн-опроса (копия бюллетеня доступна, например, здесь.

Разумеется, для точного сравнения следовало бы перевзвесить данные, чтобы уравнять доли столичных жителей и жителей регионов в наших данных с таковыми в данных J’Son. Но поскольку таких долей исследователи не опубликовали, мы этого сделать не можем, и просто грубо сравниваем, как есть. Кроме того, J’Son & Partners и Internet Projects спрашивали обо всех способах доступа (поэтому сумма долей ответов в в сумме дают больше 100%), а мы — только о преимущественном способе. Значит, мы вступаем на зыбкую почву сравнения ответов на вопросы, поставленные по-разному! В общем, мы чувствуем, что доля дайлапа падает, но убедительно показать не можем!

Сведём в одну таблицу всё, что нам известно. Можно обнаружить ещё одну любопытную деталь — различия в доле GPRS по данным J’Son & Partners и Internet Projects и по данным остальных исследователей. Эти различия, разумеется, объясняются различной формой вопроса: исследователи J’Son позволили перечислять все виды доступа, а остальные просили указать только основной вид. По-видимому, GPRS является удобным дополнительным видом доступа, но редко — преимущественным, поэтому оценка доли этой технологии, полученная путём опросов с единственным выбором, так низка. В то же время по свидетельству операторов, это весьма популярная и быстро распространяющаяся услуга (см., например, тут и тут.

(1) Точнее говоря, в мае было проведено два опроса, пробный (или «пилотный») маленький и основной большой. По указанному адресу доступны одномерные результаты основного опроса (на жаргоне иногда называют «линейными»).

(2) Похожая на нашу величина получается при анализе данных очень крупного онлайн-опроса MASMI Research, проведённого в апреле 2005 г. Агентство MASMI, в частности, задавало вопрос «Какой тип соединения вы используете дома?» Если анализировать только ответы тех, у кого есть домашний Интернет, и кто знает свой тип доступа, то доля дайлапа составит 54,4%.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost