Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2012  
пн вт ср чт пт сб вс
           
8
15
16 17
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Google Talk: шашечки или ехать?

| архивная статья | 31.08.2005 15:39

Прошла неделя со дня, когда компания Google объявила о запуске в тестовом режиме сервиса Google Talk. За неделю сеть увидела массу статей по этому поводу, ряд обзоров возможностей нового интернет-пейджера, тема была рассмотрена со всех сторон.

Google пока не опубликовал данные о том, сколько же пользователей установили у себя и попробовали использовать новый пейджер, но есть все основания полагать, что эти данные, будучи опубликованными, впечатлят.

На фоне всеобщей радости досадно одно: мало кто увидел в Google Talk нечто большее, чем просто очередной интернет-пейджер с возможностью совершать голосовые звонки. Ряд обозревателей рассмотрели интерфейс и возможности, присутствующие в первой пробной версии программы. Отзывы были, как правило, самые нейтральные — «ничего особого, у других (ICQ, MSN, AIM) уже сейчас есть гораздо больше».

Кто-то заметил, практически полностью процитировав пресс-релиз Google, что Talk использует открытый протокол XMPP, не уделив, впрочем, особого внимания этому факту, а ведь это и был ключевой момент. Google сделал не «очередной пейджер», а сервис, который построен целиком на открытом стандарте. Впрочем, протокол ICQ тоже можно назвать открытым, так как только ленивый не пишет собственный ICQ-клиент — Miranda, Trillian, множество ICQ-программ для Unix и так далее. Однако, справедливости ради надо сказать, что ICQ не публикует спецификацию протокола, по которому происходит обмен между пользователем и сервером.

Новшество заключается в том, что Google не только сделал программу-клиент, работающую на открытом протоколе, но и предложил другим поставщикам услуг голосовой связи и сервисов передачи мгновенных сообщений, организовать объединение, федерацию (federation) участников этого рынка. Главное новшество предложения — возможность обмениваться сообщениями и звонками между пользователями сетей участников федерации без необходимости регистрироваться в каждой из сетей. То есть, пользователи смогут зарегистрироваться только в одной службе и обмениваться сообщениями и звонками со своими партнерами и друзьями, которые используют другие службы. Предлагается возможность выбирать, каким сервисом пользоваться как базовым, а не навязывается необходимость регистрироваться во всех подряд.

«Возможность выбора, это что-то похожее на удобства, которые вы получаете при использовании email или пользуясь обычной телефонной связью», — написано в разделе помощи для продвинутых пользователей на сайте Google Talk. «Это значит, что вне зависимости от того, где находится ваш почтовый ящик (Gmail, Hotmail, Yahoo! Mail и т.д.), вы можете отправить email любому человеку, который пользуется услугами любого другого поставщика почтовых услуг».

То же самое относится и к привычной телефонной связи — вы можете позвонить кому-то, кто пользуется услугами другой телефонной компании. Это дает вам возможность выбирать телефонную компанию основываясь на таких важных факторах, как качество услуг, цена и наличие полезных возможностей. При этом какого поставщика услуг вы бы не выбрали, в любом случае вы можете общаться с любым абонентом любого другого провайдера.

К сожалению, то же самое не верно для большинства существующих служб обмена сообщениями и голосовыми звонками.

Если вы захотите позвонить или послать сообщение пользователю другой службы, вам придется зарегистрироваться в ней, и каждый раз соединяться с соответствующим сервером. Это влечет необходимость устанавливать и настраивать дополнительные программы, получать опыт работы с ними, периодически обновлять их из соображений безопасности и сталкиваться с пропорционально большим количеством «глюков».

Очевидно, что пользователям было бы лучше, если бы мир уже был таким, каким предлагает сделать его Google. Мы привыкли с детства: подняв телефонную трубку и, набрав какой-то номер, мы слышим там голос нужного человека вне зависимости от того, где он находится и кто предоставляет ему услуги телефонной связи. Телефон просто работает — набрал номер и услышал ответ. Это происходит потому, что телефония работает на открытых стандартах. Именно основываясь на них делают телефонные станции и абонентские устройства.

Простота использования этой услуги делает ее понятной любому человеку на планете, делает услугу массовой, удешевляет ее за счет широкого использования и двигает вперед телефонную индустрию в целом. Никому не придет в голову пользоваться услугам телефонной сети, из которой нельзя позвонить кому угодно. Это не имеет смысла.

В случае с интернет-пейджерами сложилась другая ситуация. Изначально они развивались, не предлагая пользователям возможность общаться с абонентами других сетей. Эти сервисы развивались в конкурентной среде, когда пользователи выбирали чем пользоваться исходя из того, что конкретный сервис популярен среди достаточно большого количества знакомых. Весьма небольшое количество людей сможет сказать «я выбрал [к примеру] ICQ, потому что этот пейджер обладает самыми лучшими возможностями». Выбор, как правило, делается по совету друзей, которые уже пользуются таким сервисом и честный ответ на вопрос «почему ICQ?» будет скорее выглядеть так: «потому что исторически сложилось».

В интернете вообще многое «так сложилось» исторически. Мало кто может сказать, что интернет устроен идеально и причины этого именно исторические: в «лохматых» 80-х кто-то сделал вот так, потом этим стали пользоваться несколько миллионов человек — менять что-то уже не получается. Например, если бы создатели электронной почты делали ее не «тогда», а сейчас, с чистого листа, эта услуга была бы заметно лучше, поверьте. Не было бы спама, не было бы потерь почты, она доставлялась бы быстрее, стабильнее и так далее.

Это плохо, что мы не можем изменить интернет. Его можно было бы сделать гораздо более эффективным, надежным и прозрачным. Google предлагает не продолжать порочную практику создания закрытых сущностей и их использования. Очевидно, что пользователям нужна возможность не только посылать сообщения друг другу, но и говорить друг с другом — это новая потребность сети. Да, сейчас есть реальный шанс опять «хотеть как лучше, а сделать как всегда». Сеть взрослеет и постепенно приходит к пониманию того, что делать нужно именно «как лучше».

Как лучше, в данном случае, делать сложно. Хотя бы потому, что предлагаемая модель новой реальности не соотносится с существующими бизнес-моделями компаний, предоставляющих соответствующие сервисы. В частности, стандартную бизнес-модель провайдера сервиса текстовых (instant messaging) и голосовых сообщений я вижу таковой: сделать сервис, более-менее удовлетворяющий потребностям потенциальных пользователей, «нагнать» в такую сеть как можно больше людей используя имеющиеся рекламные возможности и «сарафанное радио», зарабатывать на рекламе и, что становится все более популярно, на голосовых звонках из своей сети в обычную телефонную сеть.

Конечно, если пользователи смогут иметь только одну учетную запись у любого провайдера, поддерживающего новую концепцию открытой сети, рекламы будет показываться меньше, так как у пользователя будет установлена только одна программа-клиент.

Аналогично и с голосовыми звонками — пользователь сможет выбирать, как звонить «в город», а не пользоваться только навязанным сервисом.

Главными критериями выбора поставщика услуг будет уже не возможность общаться с большим количеством знакомых людей, которые пользуются данным провайдером — общаться вы сможете с любым человеком в любом случае. Провайдерам придется по-настоящему работать над качеством услуг, поддерживая его выше уровня конкурентов. Провайдеры будут вынуждены конкурировать и в ценах на услуги, тогда как сейчас этого нет — пользователь может получать только одну услугу по одной цене. Провайдерам нужно будет серьезно потрудиться над созданием реально работающих служб продаж и технической поддержки.

Все это, на первый взгляд, плохо для провайдеров. Конечно, гораздо удобнее жить, используя имеющуюся временную монополию в какой-то области — именно об этом нам говорят экономические законы. Каким другим словом можно назвать, например, деятельность компании Skype, которая сделала закрытую сеть передачи сообщений и голосовой информации? Используя P2P-технологии для передачи данных, Skype маршрутизирует вызовы от одного пользователя к другому, используя ресурсы третьих пользователей, а они, например, могут использовать некачественный канал, вдруг «падающий» во время разговора. Но есть монополия — звонить через Skype очень просто, установить Skype тоже просто, использует его около 50 миллионов человек, качество голоса, как правило, на высоте, а когда что-то случается — «мы ни за что не отвечаем».

Выход простой — не пользоваться Skype, а пользоваться чем-то другим. Впечатленные успехами Skype, многие поставщики услуг начали предлагать аналогичные функциональности. Например, в последней версии оригинального ICQ тоже присутствует возможность совершать голосовые вызовы другим пользователям этой сети. Это умеет и MSN Messenger. Будут поддерживать голос и все без исключения другие службы — это вопрос времени. И все продолжится по известному сценарию.

Лучше будет, на мой взгляд, если развитие продолжится по предложенному Google сценарию. Пусть все пользователи всех сетей смогут общаться между собой, а провайдеры будут зарабатывать на качестве предложений и на продаже дополнительных услуг. Пусть они конкурируют по ценам и стараются всячески нам, простым пользователям, угодить. Это в наших общих интересах.

То, что увидело в новом пейджере большинство обозревателей, лишь верхушка айсберга. На самом деле, как вы теперь знаете, в нем заложено гораздо большее. Нам нужно ехать, а не шашечки вроде «интерфейс слишком простой», «не хватает того-сего» и так далее. Все будет, ведь пока что нам предложили всего-то первую бета-версию программы.

разделы:
Материалы по теме

Пять будущих продуктов Google

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2012 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost