Проект Конструктор Выпускника 2020, или "Общественное конструирование образа выпускника российской школы 2020" стартовал месяц назад. Про проект уже много написано в блоге Учимся с Google и другими, на SlideShare лежит официальная презентация и на самом сайте есть Обращение А.В. Дворковича в поддержку этой инициативы.
Задумывался проект как способ собрать мнения разных социальных групп и представителей разных профессий. Но пока главной действующей силой на площадке остаются учителя и психологи. Очень хочется привлечь людей из других профессиональных сообществ. Обращенное к ним на первой странице заклинание выглядит так:
Биологи и юристы, дизайнеры, астрономы и физики! Благодаря вашему участию, творчеству и поддержке будут выделены наиболее актуальные для современного общества качества выпускника школы. Эти умения и знания будут с особым вниманием рассматриваться обществом и правительством. Авторы наиболее актуальных для общества качеств выпускника 2020 получат возможность обсудить проблемы формирования этих качеств у школьников на уровне администрации президента России. В результате усилий участников сетевого сообщества образовательный ландшафт России может изменится и стать более открытым .
Далее идут конкретные инструкции как зарегистрироваться, на что обратить внимание. Мы очень ограничены во времени. Обычно люди через месяц после завершения проекта начинают ругаться - "Что же нам никто ничего раньше не рассказал, мы бы изменили не только портрет выпускника, но и всю картину мира".
Пока картины мира нет, а образ выпускника в основном складывается из таких чудесных свойств как гармония, вера, умение применять знания на практике. Приходите, пожалуйста. Можно быстро и в хорошей компании сделать доброе дело.
Немного подробнее о принципах конструирования документа. Обычно, при общественном конструировании документа используется вики-модель. В этот раз я почему-то думаю о совместной деятельности в терминах языка и сообщества Scratch. Наверное, в результате практики создания цифровых историй и моделей в мультиагентных средах разного рода у меня сформировалась какая-то странная способность конструировать из всего.
Что такое конструирование в самом простом случае? Умение собрать объект из множества составных частей. Например, у нас есть множество кирпичиков разного типа. Эти кирпичики могут соединяться между собой. Из простых кирпичиков могут выстраиваться более сложные.
По такому же принципу может быть построены не только физические, но и программные среды. Например, Scratch с его блоками, из которых можно собирать более сложные блоки. То же самое в среде StarLogo TNG - мы можем конструировать поведение отдельных агентов и групп агентов, собирая поведение из существующих в языке строительных блоков. Важно, что здесь блоки определяют функции поведения объекта, и мы понимаем, что могут существовать строительные конструкции, из которых выстраивается сложное поведение компьютерного агента, что на основе взаимодействия строительных блоков он может параллельно идти, говорить, думать и т.д.
В проекте конструирования выпускника-2020 для меня самое интересное в том, что это совместное конструирование. При этом первый этап – формирование сообщества разработчиков самой среды конструирования. Это люди, которые привносят в язык описания качеств, свойств и функций выпускника самые первые слова. Изначально на http://construct.crowdexpert.ru не было никаких готовых объектов. Были только категории - ящики, по которым можно было раскладывать блоки. Эти ящики очень похожи на ящики команд в Scratch. Только ящики Scratch - движение, контроль, рисование, музыка, переменные. А ящики на "Конструктор Выпускника" - это мышление, познание, технологии, общество, взаимодействия.