Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Распознай себя сам

Ноу-хау | 28.09.2010 00:27

"Саша ругает Линкси: "Я тебя просила Ельцина с Аннаном, а ты мне сделал с Манделой!" И правда, у нас на сайте висит новость про Аннана, а на фотке - Мандела.

Линкси отбивается: "А чего я-то? Вы мне сказали: лови Ельцина с седым негром. Вот Ельцин, вот седой негр…" Он прав - два седых негра в один день, только один с бородкой, другой без. Легко спутать. Ксюша предлагает Линкси не париться и пририсовать бородку в «Фотошопе»." ("Худловары")

Вчера в новостях Рунета на фоне традиционного бабье-летнего затишья вдруг с шумом разнеслась весть, которую кто-то очень хитрый придержал аж с августа, то есть на целый месяц. "Яндекс" совместно с инвестиционной компанией Rodium вложил 4,3 миллиона баксов в израильский стартап Face.com, который позволяет распознавать и подписывать лица на фотках в Facebook. Аркадий Волож даже вошел в совет директоров Face.com. Новость принесло загадочное издание, пишущее справа налево.

Это подтвердили и с другой стороны, пишущей слева направо. "Сейчас мы работаем над большим совместным проектом", — сказала всем СМИ пресс-служба "Яндекса".

Молодое население Рунета уже начало фантазировать, как "Яндекс" теперь сможет через смартфоны определять любого человека на улице. В свою очередь пожилые пессимисты вольны предположить, что ничего серьезного не будет, речь идет всего лишь о красивой покупке перед IPO, чтобы восхитить акционеров. В конце концов, не одному же Мильнеру покупать западные стартапы. "Яндекс" тоже должен показать, что он - современная компания, открытая для различной модной хрени. И вообще, нужен же Аркадию Воложу хоть один свечной заводик в спокойном зарубеже.

Я думаю, правда лежит где-то посередине. Новый сервис у "Яндекса" будет, хотя назвать его "распознаванием лиц" можно будет с большой натяжкой.

По примеру Больших Белых Братьев

Первое возможное направление, которое приходит в голову - разметка личных фотоальбомов, как в случае Google Picasa или Apple iPhoto: в обоих сервисах есть фича, которая позволяет сортировать фотки по лицам. У "Яндекса" тоже имеется свой фотохостинг. А число говнофотографов, которые делают сотни и тысячи фотографий с одинаковыми лицами, неуклонно растет. Возможно, беднягам будет проще, если за них подписывать эти бессмысленные фотки будет специальная машинка.

Но нужно ли "Яндексу" раздувать свой бесплатный фотохостинг такими навороченными сервисами? Это же у него не главный актив, а так, "расширение линейки".

А вот пример поинтересней: в том же августе (как раз когда зачесался "Яндекс") компания Google купила визуальный поисковик Like.com. Этот стартап тоже начинал с распознавания лиц - http://riya.com. Однако сейчас на сайте Riya сообщается, что поиск лиц и разметка фоток уже появились в Picasa и iPhoto, и с появлением таких сильных альтернатив сервис Riya решил закрыться. Вместо этого они сделали поисковик товаров по фотографиям, который собственно и живет на Like.com. Заливаешь фотку с туфлями - получаешь ссылку на магазин, где продаются такие же.

Да, забавное развитие "Яндекс.Маркета" могло бы получиться. Правда, не очень ясно, стоит ли овчинка выделки. Одно дело, искать красивые западные картиночки. И совсем другое - чтобы такое же было в российских магазинах. А пересылка из западных магазинов через "Почту России" - это вообще мрак. Проще пойти на какой-нибудь Черкизон и купить у вьетнамцев такое же самодельное, но в десять раз дешевле.

Кстати о вьетнамцах: для полноты картины можно упомянуть еще такое использование технологии распознавания картинок, как борьба с пиратством - это делает поисковик Tineye. Но мы же в России, приятель! А "Яндекс" - лучший друг пиратов. Зачем ему пилить сук, на которых он сидит?

И наконец, последний пример с Запада - шведский стартап Polar Rose, который позволяет различать и размечать фотки на Facebook и Flickr. Вернее, позволял - в начале сентября они закрыли свой бесплатный сервис, объяснив это тем, что теперь их бизнес все больше связан с лицензированием технологии за деньги. А на днях разошелся слух, что этот стартап купила компания Apple за 22-29 миллионов.

Как уже сказано, у Apple есть свои сервисы для разметки личных фоток. Но Polar Rose хвастает игрушками следующего уровня - это, например, мобильное приложение Recognizr, которое (якобы) распознает лица на видео и связывает их с профилями "жертв" в социальных сетях. У них также есть мобильная библиотека FaceLib для распознавания лиц на андрофонах и ай-фонах.

Вот это направление для "Яндекса" может быть наиболее интересно: пролезть без мыла в социальные сети, особенно мобильные. Я бы даже не удивился, если бы они сделали это самым грубым вирусным способом. Ну знаете, как они это делают: скачиваешь файл из обменника, не заметил маленькую галочку - бац! - и у тебя уже принудительно установлен "Яндекс.Бар". Точно так же могут сделать и с приложениями Face.com.

Однако что же я такой циник? Давайте все-таки представим, что "Яндекс" сделает что-то большее. Поиск людей по лицам! Наконец можно поговорить о самом распознавании лиц. А вернее, о продаже этого мифа.

Забор Тома Сойера и сервисы "as is"

В прошлогодней статье "Подозрительные лица" я рассказывал о некоторых статистических трюках, которыми пользуются продавцы разных "спасительных" технологий - от прививок до камер слежения. В частности, там была история, как в 2001 году одна контора обещала подать на меня в суд за то, что я усомнился в эффективности их системы для "распознавания лиц террористов". Позднее аналогичные системы облажались в Тампе, в Лондоне и в Бостоне (пропуская преступников и "распознавая" невиновных).

Между тем, нынешний бум лицераспознавательных стартапов как бы намекает нам, что дорогостоящие технологии, не особенно работавшие 10 лет назад даже в руках спецслужб, теперь вдруг стали эффективно и бесплатно работать в любом пользовательском мобильнике. Неужто случился такой скачок прогресса?

Едва ли. Тут работают другие механизмы. Во-первых, знаменитое "as is" - в отличие от антитеррористических систем, массовый интернетовский быдлосервис предоставляется вам "как есть", безо всяких гарантий. Никто никому не выставит претензий за неправильное распознавание лиц френдов. А пипл схавает и так, потому что развлечение очень дешевое или вовсе халявное.

Самое яркое тому подтверждение - среди популярных мобильных приложений сейчас есть не только "распознавание лиц", но и такие удивительные вещи, как "мобильный рентген". Подносишь iPhone к руке - и рука просвечивается насквозь. О чудо, можно даже раздевать телок! Дошло до того, что настоящие медики после серии таких приложений бьют тревогу и объясняют миллионам дебилов: "iPhone не может заменить стетоскоп!".

Однако игрушки в жанре Распознай Лицо 2.0 имеют преимущество - участие самых пользователей. У купленного "Яндексом" стартапа Face.com есть два сервиса: Photo Finder (отыскивает по всему Фейсбуку фотографии, похожие на данного пользователя) и Photo Tagger (предлагает подписать найденные фотки, то есть подтвердить, что нашлось правильно, и превратить разметку в "официальную").

По сути, это тот же метод Тома Сойера, которым отличается весь Веб 2.0: покрасьте мой забор за меня. В результате-то выходит, что люди сами распознают и подписывают снимки! Причем не только свои: они еще сдают сервису своих друзей, которые вообще-то не просили распознавать их лица и заносить их имена в чужую базу.

Очевидно, здесь будут свои аналоги link bombing и другие вебдванольные приколы. Но зато халява опять, только теперь уже для владельцев забора, собирающих персональные данные.

Восток - дело тонкое, Петруха

Напоследок, как всегда, немного оптимизма. Плохое распознавание лиц вовсе не остановит популярность подобных приложений. А значит, это явление вызовет резонанс - даже если распознавание не будет работать. Важно, что сама идея пойдет в народ. Раньше всякие камеры наблюдения спецслужб были не особенно заметными. Что они там снимают, куда отсылают - этого никто не знал. Теперь же, когда любой гопник будет наводить на вас свой телефон, чтобы тут же на месте идентифицировать вашу личность и почитать ваш профиль - это приведет к более заметной реакции общества.

Особая ирония в том, что покупка "Яндексом" израильского стартапа может напрямую помочь распространению фундаментального ислама - паранджа отлично защищает от распознавания. Для тех, кто не столь фундаментален, уже есть пособия по макияжу и татуировкам, которые легко сбивают машинное распознавание. Не исключено, что в моду войдут усы "a la Волож" и бороды "a la Себрант", а то и подлиннее. Впрочем, есть еще версия, что для обмана умных камер достаточно лишь пошире улыбаться.

Но это, так сказать, пассивная защита - а есть ведь еще активная. В конце концов станет хорошим тоном бить по рукам или по лицу тех, кто без спроса наводит на нас свои камеры и мобилы. Не исключен также бум на рынке стройматериалов с экранирующими свойствами - говорят, в продвинутых странах Востока уже входят в моду отделочные панели, которые блокируют мобильную связь в клубах и ресторанах. Да и вообще в один прекрасный день человека с мобилой и аккаунтом на Facebook должны перестать пускать в приличные места. Спасибо "Яндексу", что он приближает этот день.

разделы: Ноу-хау | Сервисы

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost