Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Вытянули репку

Ноу-хау | 09.07.2009 11:00

В 2007 году я изрядно обругал всякие звездорейтинги, кармодрочки и прочие системы сетевых пузмерок в статье "Рейтингуй, а то проиграешь!". Там же были изложены основные принципы, которые помогли бы сделать сетевые оценки вменяемыми. В частности, говорилось, что рейтинг должен давать осмысленный продукт - как для проекта, так и для пользователя. И что голоса разных людей должны иметь разный вес. И что сами шкалы оценок должны стать многомерными, с учетом разнообразных параметров.

Там же я писал, что "вафельный бум" (словом whuffie называют "валюту репутаций") докатится до Рунета в 2008 году. Увы, на дворе середина 2009-го, а про бум репутационных механизмов у наших пернатых пока не слышно. Ну, если не считать скандалов вокруг кибуца "Вконтакте", где регулярно воруют какие-то "голоса", считающиеся там валютой. Собственно, вся эта империя клонов Мильнера и является основным бумом года. Не более того.

С другой стороны, в качестве перспективного проекта по небанальному рейтингованию я упоминал рекомендательный сервис "Имхонет", где вроде бы понимают идею нелинейных оценок. В этом году бывший руководитель этого проекта Андрей Акопянц в интервью "Вебпланете" раскритиковал свое бывшее место работы. Однако он же сообщил нам, что там разрабатывается некая интересная система репутаций.

"Имхонету", конечно, не понравились выпады Акопянца. По словам имхонетчиков, Андрей был уволен "за непростительные проколы в менеджменте" - а теперь, находясь в негативе, пытается доказать, что без него ресурс сбился с пути.

Но что же с репутациями? Действительно, в "Имхонете" запустили недавно такой отдельный движок. И судя по всему, довольно навороченный. Очевидно, чтобы оценить его работу, потребуется существенное время, аудитория... и предоление рунетовского закостенения во вторичных, заваленных мусором сервисах.

Так что пока я просто даю слово авторам, чтобы они сами рассказали, в чем фича. Предупреждаю, это будет немного похоже на сказку "Репка" (так иногда сокращают термин "репутация"; а когда вы дочитаете до конца, то увидите, что есть еще одно сходство).

Александр Долгин, руководитель "Имхонета" - об общих принципах репутации:

- Репутация – это вид символического капитала, который складывается из отношения других членов сообщества к данному человеку. Он нарабатывается из самых разных типов транзакций: поблагодарил, последовал совету, положительно или отрицательно оценил комментарий, текст или фотографию, выложенные человеком, попросил о чем-либо и т.д. То есть существует набор действий (они в каждом интернет-сообществе более или менее стандартизованы), каждое из которых можно оценить с точки зрения передачи репутации. В каких-то случаях репутации передается много, в каких-то мало. В академических кругах, например, учитывается единственный тип транзакций – кто на кого сослался. Из-за этого могут возникать дутые репутации. В поисковых машинах во избежание накруток репутационные алгоритмы держатся в тайне. Больше того, они периодически меняются для того, чтобы затруднить нечестное попадание в верхние строчки рейтинга.

У репутационной системы "Имхонета" есть несколько ключевых отличий. Первое. Репутация складывается не из одной, а из набора (около десятка) транзакций, перечень которых открыт.

Второе. В имхонетовскую программу зашиты решения, позволяющие элиминировать взаимные накрутки (возникающие по принципу «кукушка хвалит петуха…»). Для весомости репутаций не последнюю роль играет рекомендательная специфика. Одно дело, когда репутацию передают просто пользователи, другое – рекомендатели, вкусовые единомышленники. Передача репутации от этого круга людей много важней, поскольку это не случайные пользователи, которые меня за что-то оценили, а те, кто реально опирается на мои прогнозы, интересуется моей коллекцией жизни, они входят со мной в один круг.

Третье. Мы не просто выводим репутацию, но показываем график ее изменения во времени. Показываем доноров и реципиентов: кто передал репутацию пользователю и за что, и кого он сам наделил репутацией и за что.

Репутацию в "Имхонете" рассчитывает отдельный движок, и мы готовы представлять этот функционал другим ресурсам также, как предоставляем свой рекомендательный сервис – в рамках партнерской программы. При этом функционал может подстраиваться с учетом специфики каждого сайта и той коммуникации, которая для него характерна. Разместив у себя репутационную систему, сайты получат не просто пузомерку, а реальную подсказку для навигации. Входя в какое-то коммьюнити, пользователь сразу может увидеть, кто есть кто, насколько стоит прислушиваться к мнению этого человека.

Репутационный движок продолжает совершенствоваться. Одна из задач, которая сейчас в работе – определять репутацию не для всей социальной системы (для всего Имхонета или иного сайта), а для любого подсообщества этой системы. Например, если мне нужна не вообще репутация, а репутация данного человека в разделе «Литература», или «Музыка», или «Сыры».

Важно, что репутация определяется не по внешнем регалиям, привнесенным из офф-лайна, где ее можно приобрести в логике, ничего не значащей для онлайн-сообщества. Репутация наработана именно на этом сайте – а тут, как в бане, человек предстает без погон и регалий. И значим он ровно настолько, насколько производит значимого.

Павел Симонов, руководитель проектов "Имхонета" - о том, чем их репутация отличается от других:

- Аналоги репутации используются в целом ряде социальных сетей и тематических коммьюнити для (а) фильтрации пользователей, создающих некачественный контент и (б) как инструмент стимулирования пользовательской активности. Самый привычный и распространенный термин, которым обозначается вес в сообществе – карма. Идеологически репутация имеет много общего с кармой.

Но есть и важные отличия. Помимо учета явных действий в отношении пользователя («спасибо за отзывы» или +1 / -1 за комментарии), в ней учитывается ряд более тонких моментов. Например, получение рекомендаций от других пользователей. Или когда человек просматривает профиль другого пользователя и добавляет что-то из его коллекции жизни (из его перечня прочитанных, просмотренных, прослушанных книг, фильмов, треков) в свой список «Мне интересно» и т.д. То есть у нас работает достаточно сложный механизм учета взаимных пользовательских «репутационных транзакций», что позволяет очистить репутацию от взаимных «лобызаний».

Действия одного пользователя влияют на репутацию другого пропорционально репутации первого (пользователь с большей репутацией передает больше репутации своему «реципиенту»), при этом все репутации связаны между собой по сути графом и изменение репутации одного пользователя автоматически ведет к изменению репутации всех ближайших связанных пользователей.

Еще важная особенность. В отличие от большинства систем, мы не пытаемся при помощи репутации ограничить пользователей в создании контента на сайте. Репутация является своего рода индикатором качества, позволяющим остальным принимать решение: доверять, не доверять...

Последняя отличительная деталь – открытость. Мы даем возможность отслеживать любому пользователю свою или чужую репутацию, смотреть ее динамику, анализировать, что больше всего повлияло на его репутацию, просматривать списки пользователей, поделившихся с ним своей репутацией, с кем поделился он. Наконец, сравнивать репутацию своих друзей и изучать общий рейтинг.

Лебедев Артем, глава департамента веб-разработки "Имхонета", занимающий 2 место в рейтинге репутаций - о том, как получить высокую репутацию:

- Я на "Имхонете" с самого начала, не только по работе, но и как пользователь. Получая рекомендации, я просмотрел больше двух сотен фильмов! После просмотра пишу отзывы, которые читают и оценивают другие пользователи. Это повлияло на репутацию. Большое количество людей оценили выложенные мной фотографии, которых более сотни.

Плюс после появления на Имхонете социального функционала я включился в различные дискуссии с нашими пользователями. Информирую об обновлениях Имхонета, обсуждаю предложения пользователей по улучшениям и сообщения об ошибках системы. Со временем это вылилось в отдельную рубрику и сообщество "Улучшаем Имхонет". Мои комментарии читают сотни и тысячи людей, многие из них добавляют меня в друзья. Обращаются за помощью и пояснениями. Я могу ответить практически на любой вопрос, основной костяк доверяет моим репликам.– А совсем недавно я решил еще заняться наставничеством: помогаю новичкам "входить" на Имхонет. Многие не только обращаются ко мне с вопросами, а просто добавляют в друзья и просматривают все, что я делаю на Имхонете, обучаясь на реальном примере.

Все пользователи в первой сотне рейтинга – оценивают много объектов, пишут отзывы, ведут блоги, много общаются в них. Первое место занимает Елена – tinon. Ее отзывы больше всего оценивают и читают пользователи. На третьем месте Сергей, который отлично комментирует и рецензирует фильмы.

Вообще на вопрос о репутации каждый раз нужно отвечать индивидуально. В этом и заключается корректность работы алгоритма. Он очень точно сбалансирован, поэтому нельзя выделить какие-то действия, которые в первую очередь приводят к росту репутации. Это и позволяет пользователям с самыми разными навыками и интересами попадать в топы.

Лана, простой пользователь "Имхонета", бухгалтер из Питера - грустные думы о своей репутации:

- Ну и за что мне сегодня (в пятницу, не 13-ое!!!, а 5-ое) "подарили" репутацию!? Что я плохого сделала на этом сайте!!????

Как ценник приклеили - 2 рубля 16 копеек (может это в фунтах, конечно, английских), но как-то, все равно, низкосортный товар... Зачем и за что!?

Что же теперь, писать не то, что думаешь, а то, что понравится большинству, чтобы оценили и тем самым повысили "репутацию"!???. И не тогда, когда хочется, а как можно больше и на все подряд!? Возьмем не качеством, так количеством!!!??? Ведь каждому хочется быть "дорогим товаром".

А может у меня синдром «отличницы», и пора к психологу... Вот и посетила любимый сайт, зашла книжно-киношные новинки узнать – просветилась….

разделы: Ноу-хау | Сервисы
Материалы по теме

Рейтингуй, а то проиграешь!

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost