Определённо, в Google работают очень настырные люди. Их пинают, ругают. А им хоть бы хны. Берут и спокойно доделывают полноценную социальную сеть. И дарят её миру, который уже имеет достаточно соцсетей на любой вкус. Одну главную, множество нишевых и ещё больше региональных.
Казалось бы, куда тут вклиниваться, когда рынок давно уже поделен и нещадно расправляется даже с теми, кто в этот рынок поначалу органично вписывался. Вспомните хотя бы MySpace.
Этакая настырность, связанная с твердолобостью, переходящая в назойливость. Изначально ведь много было споров по поводу того, какой эта соцсеть будет. Но гугловцы, несмотря на изрядную долю недосказанности, и путаницы с названием, всё же не отказались от вскользь анонсированной год назад концепции, завязанной на кругах.
И пока Google+ только начинает завоёвывать популярность, мы попытаемся спрогнозировать судьбу этой соцсети и дальнейшее развитие.
# # # #
На начальном этапе своего существования привлечение огромной аудитории для гугловской соцсети - не главное. Сделать это как раз будет несложно. Учитывая, что сервисами Google пользуются больше народа, чем Facebook, за количественные показатели новоиспечённого социального ресурса в принципе можно не волноваться. Только вот на выходе эта аудитория запросто может оказаться пустой. Зашли на почту, в поиск или куда-нибудь ещё, заглянули на всякий случай в Google+ и благополучно удалились восвояси в Facebook или Twitter.
Гораздо важнее задержать привлечённую аудиторию в соцсети побольше времени. Для этого у Google+ есть неплохой групповой чат, который вполне можно считать продвинутым. Странно только, что гугловцы про игры забыли и не включили эту деталь в первую версию соцсети. Хотя в любом случае они к ней должны ещё вернуться. Недаром в 2010 году они заигрывали с Zynga, вложив в эту компанию $100 млн. Опять же время нахождения в соцсети игровые сервисы повышают. Да и один из главных social-media трендов последнего времени - не проигнорируешь.
Кстати, визуальное решение Google+, которое можно даже назвать "несерьезным", позволяет рассчитывать именно на нишу интерактивных развлечений. Некоторое время назад ходили упорные слухи, что своё продвижение в соцсетях компания связывает именно с рынком социальных игр.
Это отнюдь не самый плохой вариант, и в перспективе может стать той локомотивной фишкой, которая поможет зацепиться за активную аудиторию. А если добавить к играм ещё и видео и аудио-сервисы, накапливающие разнообразный легальный контент, то на выходе может получиться соцсеть, выгодно выделяющаяся на фоне Facebook.
Учитывая, что боссы Google недавно активно начали развивать это направление. Усовершенствовав YouTube и готовя к полноценному запуску амбициозный Google Music. Есть веские основания полагать, что эти успехи на контентном поприще упрочатся и займут достойное место в Google+.
Это обещает сервису хорошие перспективы в России и окрестностях. На самом деле, возможности Google в привлечении контента на свои сервисы для этого региона являются существенным плюсом.
Чего не скажешь об одной из главных фишек новой соцсети – концепции пресловутых кругов. Одними кругами сыт не будешь. Тем более эту идею в некотором роде уже пытались реализовать в других соцсетях. В том же Facebook давно есть такая возможность. А на днях инженеры Facebook наскоро слепили Circle Hack – возможность сортировать друзей по группам и давать им разные права доступа. Цукерберг и компания, видимо, решили уподобиться своим многочисленным конкурентам, которые, не стесняясь, копируют титульные особенности главной соцсети. Вот так круги Google+ быстро потеряли свою уникальность.
Рай в области приватности, который эта фишка может дать, по большому счёту актуален только для Запада. В этом плане там все педанты. Российские же пользователи распределять информацию по степени доступности для различных категорий пользователей массово не будут. Красивая особенность, но на практике, нежизнеспособная. Человеческие связи в Интернете, как правило, однобоки.
Для того чтобы фильтровать свои данные в соцсети, нужно эту информацию размещать в больших объёмах. Типичный же взрослый пользователь в России такие данные предоставляет в очень малом объёме. Люди, которые понимают необходимость о себе что-то скрыть, в Сеть (особенно социальную) и так не полезут. Гики, которым это действительно нужно, найдут (скорее всего, уже нашли) возможность это сделать и без гугловских кругов.
Да и вообще, пора бы уже перестать серьезно воспринимать страшилку, гуляющую за рубежом, о том, как важно уберечь свои пьяные фотографии от босса.
Единственное, круговую систему Google+ можно использовать как хорошую разрядку тем, кому по каким-то причинам наскучили старые сервисы, и они решили изменить свою «соцсетевую» среду обитания. Для таких находящихся на перепутье пользователей, соцсеть от Google – лучший вариант. Только вот рассчитывать на то, что таких желающих наберётся большое количество, бесполезно.
Потому что слишком мало козырей раскрыли создатели новой соцсети. По-настоящему веских причин для перехода Google не представил. У Google+ в самом начале из-за созданного ажиотажа появился неплохой шанс на народное признание, но воспользоваться им из-за чересчур сырого продукта компания не сумела. Facebook, конечно, тоже не за один день строился, но в ситуации Google+ очень важно было сделать заявку на лидерство на самом старте. А так - есть большая вероятность, что народ от нового социального детища Google быстро отвернётся. Пользователи, конечно, ожидали увидеть несколько больше, чем просто продвинутую версию Google Buzz. А получили новый спам от довольно сырой системы.
Кстати, представители корпорации Google после открытия своего флагманского социального сервиса выступают с дальновидной осторожностью, заранее страхуясь на случай возможной неудачи. Официальные лица компании уже успели объявить о том, что запуск Google+ не ставит перед собой цели конкурировать с Facebook. По их словам, это лишь попытка создать удобный сервис для обмена интересным контентом в Сети.
Что ж, вполне разумное решение. Гордость и честь – дело хорошее, но репутация в данном случае важнее. Google сейчас играет на чужом поле, показывать характер в такой ситуации глупо. Мало ли что может случиться. Потом объясняться придётся, почему не получилось.
И тут возникает самый главный вопрос. Зачем им всё это нужно? Google в своём сегменте (поиск) - неоспоримый лидер. Имеет стабильно крупный доход. И стопроцентную гарантию на успешное и сытое будущее. Facebook же пытаются короновать непонятно за что. Много о нём говорят. Готовы за него отдать всё золото Интернета. А он только подаёт надежды. И когда начнёт реально оправдывать все те деньги, которые назойливо пытаются в него вложить – непонятно.
С лёгкой руки многочисленных соцмедийщиков значение простого, не социализированного Интернета, которое долгое время олицетворяла именно компания Google, было сильно занижено. Но занижено только идейно: в финансовом плане у этого сегмента по-прежнему хорошие перспективы. И вместо того, чтобы восстановить свой статус-кво, Google подтверждает этот тренд, испугавшись отставания и поддавшись общей социальной истерии. Выиграть в этой борьбе им, похоже, не суждено. Но попробовать можно.