Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Инфореальность: управление входящими потоками

Ноу-хау | 05.02.2007 17:32

Обычно люди считают, что по мере нашего взросления годы естественно начинают казаться все короче и короче, что это "закономерность природы". Но может быть, на самом деле мы просто увеличили информационную плотность нашей культуры до такой точки, что наше восприятие времени стало совершенно чокнутым.
(Д. Коупленд. Рабы "Майкрософта")

Эволюция - это хорошо. За N лет существования Сети, она неплохо эволюционировала, пройдя путь от простых средств электронной коммуникации до информационной среды, de facto - информационной реальности.

Люди, которые вникли, что информационная реальность - это несколько иная реальность, чем та, которая за окном, и правила игры несколько другие, более эффективно используют возможности инфореальности. Кроме того, инфореальность более гибкая и менее ограниченная реальность по сравнению с.

Отличие от обычной реальности хорошо заметно по судебным решениям, связанным с Интернетом. Чувство идиотизма, возникающее при чтении таких судебных решений (например, решение "конфисковать сайт") объясняется просто. Это пример того, как судьи переносят законы, написанные для обычной реальности, на реальность информационную.

Хотя информационная реальность почти не ограничена, она изначально строилась хаотично, неструктурировано и децентрализовано. Поэтому, с приходом Web 2.0, когда информационные потоки значительно усилились, а объем контента (и доля мусора в этом объеме) вырос на несколько порядков, "выжить" в инфореальности стало не так просто.

Синдром блондинки

Десять лет назад ученые придумали хитрый термин, описывающий образ жизни современного городского человека - "постоянное частичное внимание". Человек вынужден быть постоянно вовлеченным в десятки дел, но не может ни на чем подолгу останавливаться. То есть, суета как способ существования, выполнения своих обязанностей и поддержания отношений, требует постоянного напряжения внимания, но не позволяет уделить полное внимание чему-то одному. И, что интересно, снижение темпов суеты по какой-то причине начинает пугать и может приводить в состояние нервозности и паники.

Аналогичная ситуация складывается и в Сети с приходом Web 2.0 - человек привыкает находиться в центре десятков информационных потоков, но не может уделять необходимое внимание каждому потоку. А поверхностное внимание ничего полезного "уму и сердцу" не приносит.

Иначе говоря, пользователь стремится захватить максимум входящих потоков в пределах своей пропускной способности, но внимательно прочитать такую прорву информации (хорошо, если прочитать, а не просканировать по диагонали) уже не может - внимание распыляется.
Вот и получается, что информация есть, а пользы от нее нет.

Но в глубине души потребитель мечтает о том, что информация будет на блюдечке с голубой каемочкой и рассортированная в зависимости от вкусов и предпочтений.

Вот об этом блюдечке (с приятной и полезной информацией) мы сейчас и поговорим. Не только о том, что уже есть, но и о дальнейших путях развития.

Два сценария

"И волки целы, и овцы съедены"

Есть два основных метода работы с входящими потоками: discovery и monitoring.

Discovery

Пользователю нужна определенная информация, но он не знает, где ее взять.

Самое простое решение - сходить в поисковую систему, вбить в строку поиска нужные ключевые слова и сходить почитать предложенный список сайтов (страниц).

Но тут есть нюанс. Во-первых, понятие релевантности и "понимаемости запроса" у поисковой системы и у пользователя несколько разные. Во-вторых, сайтов и страниц на "не совсем точных" запросах много и просмотреть их все затруднительно. В-третьих, вы можете и не знать нужных ключевых слов (а поисковая система ищет по тексту, а не по смыслу) или не уметь точно сформулировать запрос. В-четвертых, выдача поисковых результатов замусорена.

Чтобы как-то снизить "влияние вредных факторов", разработчики создают специализированные поисковые (и метапоисковые) системы, с кластеризацией и прочими спецэффектами. Но помогает это не так сильно, как хотелось бы.

Поэтому, если пользователь не является экспертом по поиску, есть смысл обратиться к специалистам - менеджерам знаний (экспертам по поиску знаний).

Monitoring

Пользователь знает, на каких сайтах находится интересующая его информация и хочет следить за обновлениями и поступлением новой информации.

Наиболее простой вариант - использовать агрегатор и отслеживать rss-потоки с этих сайтов. Но, поскольку не все записи пользователю интересны (иногда "избыточность" фида может достигать 50-80%), то есть смысл использовать агрегатор, позволяющий фильтровать, структурировать и сортировать входящий поток, руководствуясь предпочтениями пользователя. Однако, настройка такого агрегатора сложна и нетривиальна и не каждый пользователь захочет заниматься такой настройкой.

Кроме того, этот вариант не позволяет использовать мониторинг неопределенного числа фидов (контекстный мониторинг). Хотя современные поисковые системы по rss позволяют "подписаться" на мониторинг по ключевым словам, эффективность такого решения низкая. А заниматься фильтрацией записей по большому массиву фидов на своем компьютере еще менее эффективно (хотя бы из-за большого "выжирания" трафика).

Вот поэтому в ближайшее время может получить развитие гейткипинг (термин позаимствован из книги Станислава Шульги "Диспетчер атаки").

"`gatekeepers` (GK) - те, кто ответственен за поиск необходимой клиенту информации, кто занимается фильтрацией увеличивающегося с каждым днем инфопотока. Это люди, которые владеют необходимым инструментарием, навыками и способностями."

Применение "интеллектуального" фильтрующего софта в руках грамотного специалиста сильно повышает скорость структурирования информации и частично восстанавливает семантику. А в качестве бонуса - вытягивание трендов, топовых новостей, динамики информационной картины дня.

В максимальном варианте, гейткипинг - это симбиоз интеллекта человека и мощных программных средств, использующих алгоритмы, построенные на эвристиках.

Гейткипинг может быть как бесплатным для пользователя (lite-версия), так и платным. Начиная от расширенных возможностей (и более мощных и изощренных алгоритмов) и заканчивая "индивидуальным информационным бюллетенем", сформированным под конкретного заказчика (персонализация).

Забавно, но поисковые системы первыми и в ближайшем будущем могут реализовать массовый гейткипинг на собственных мощностях. Если поисковая система (Гугл, к примеру) шерстит и индексирует весь контент, до которого может дотянуться, то почему бы этот контент не отдавать обратно посетителю, предварительно отобрав заказанную информацию?

Надо заметить, что оба метода обеспечивают еще и поиск новых источников информации, которые, если понравятся, могут быть включены в список для мониторинга. Если понравятся, но не очень - то можно просто учитывать их при поиске (discovery).

Еще один интересный момент - эти два метода, даже работая криво и косо, способны выкосить как дорвеестроителей, так и блоггеров, ввиду их ненужности - потому как и те и другие больше производят информационного шума, нежели чего-то полезного. Правда, разными способами.

Вот примерно так выглядит управление информационными потоками на стороне потребителя. Что же касается других информационных потоков, не замкнутых на массового потребителя, то с ними несколько сложнее. Но об этом в следующий раз.

разделы: Ноу-хау | Сервисы

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost