Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Погружаемся в компьютерный гипноз?

Ноу-хау | 25.06.2010 00:06

От редакции: Вчера президент РФ Дмитрий Медведев триумфально прокатился по Кремниевой Долине, рекламируя твиттеры и айфоны. А у нас на "Вебпланете" как раз выдалась неделя большой нелюбви к излишнему хайтеку. Мы выяснили, что гиперссылки отбивают память, да и в целом Интернет отупляет детей "третьего мира". С этим согласился даже министр связи Игорь Щеголев, поддержавший нашу идею запрета интернет-доступа детям до 10 лет. Ну и чтобы достойно завершить неделю, мы решили поднять из архива еще одну статью на ту же тему. Все-таки мы беспокоимся за здоровье нашего президента и тех людей, которые могут последовать за его "ролевой моделью". Дадим же слово опытному психиатру Сергею Выгонскому.

Вековой экстаз

Будучи пользователем с многолетним стажем, я часто задавал себе вопрос - почему персональные компьютеры, эти всего-навсего "электронные счеты", получили такое распространение? В конце концов я пришел к выводу, что такая популярность обусловлена тем сходством, которое ставит в один ряд работу с вычислительной техникой и трансовые состояния.

Человечество знакомо с такими состояниями уже много лет. Они могут быть физиологическими (сновидения, экстаз) и искусственными (медитация и гипноз). Их эволюционное предназначение - мобилизация внутренних сил организма, разрешение скрытых психологических противоречий у личности, повышение согласованности небольших групп, действующих в экстремальных условиях. На высших уровнях транса нередко появляются видения, отражающие бессознательные содержания психики. Именно поэтому подобные переживания так были важны для инициирующих обрядов, получивших широкое распространение в архаичных культурах. Да и сейчас в традиционных сообществах, сохранившихся в Африке, Азии, южной Америки и островной части Тихого океана, избавление трепещущего соплеменника от недуга немыслимо без использования методов врачевания, основных на измененном сознании.

По словам А.А.Белика, "раскрепощение эмоций, освобождение на время от сдерживающих этнокультуральных механизмов, расслабление и одновременно неистовство в проявлении чувств – все это было в различные периоды истории европейских стран (вакханалии в Древней Греции, карнавалы, движение ведьм как специфическая форма экстатических ритуалов)". В штормовые 60-е годы прошлого столетия, когда буйно расцвела контркультура, наблюдался всплеск интереса к таким практикам.

Судя по всему, развитие технологий на переломе веков ничего нового в эту ситуацию не внесло. Точно так же, как и сто лет назад, человек готов по малейшему поводу впасть в транс. В том числе, общаясь с компьютером. Другими словами, вступая в диалог со своим хозяином, например, во время RPG-баталий, мультимедийное устройство непроизвольно погружает его в своего рода "сон наяву".

Пользователь при этом начинает активно общаться с чьей-то искусной фантазией, перенесенной на образы игровых персонажей либо на дизайн приложений. И чем большим успехом пользуется та или иная компьютерная программа, тем очевидней для меня ее связь с той областью нашего разума, которую ученые обозначают словом "подсознание".

Ненавязчивый релакс у монитора

Мне как психотерапевту удалось насчитать несколько признаков, подтверждающих такую гипотезу.

Прежде всего, необходимо отметить, что взгляд пользователя устремлен в одну точку, а именно - в центр монитора. Подобную концентрацию внимания специалисты-гипнологи называют фиксацией взора. В частности, с этой целью использовался блестящий металлический шарик, к помощи которого раньше достаточно часто прибегали организаторы массовых демонстрационных сеансов. Люди среднего возраста могли наблюдать этот прием на лекциях, которые проводил до середины 80-х годов выдающийся ростовский психиатр и гипнолог профессор М.П.Невский. В последние годы акцент все больше делается на необычной внешности исполнителя, приковывающей внимание аудитории. Этот прием используется в основном личностями, выдающими себя за магов и экстрасенсов.

Еще одна довольно характерная деталь - большую часть времени пользователь находится в относительно неподвижном положении. Эта особенность, как известно, является физическим признаком гипнотического состояния. Обучение оздоровительной методике, получившей в мире широкое распространение под названием "аутотренинг", также предполагает достижение глубокого мышечного расслабления, для которого характерна неподвижность. Не случайно и то, что наш сон сопровождается своеобразным оцепенением, которое принято обозначать несколько устаревшим научным термином "сонный паралич".

Думаю, многим пользователям знакома и субъективная утрата чувства времени. Блуждая ночью по глубинам сети, человек неожиданно для себя обнаруживает, что он не может точно сказать, сколько часов находился возле монитора. Некоторые формулы внушения в гипнозе и аутотренинге содержат прямые указания, погружающие участников эксперимента в похожее состояние.

Прямиком в зазеркалье

Помимо этого, во многих игровых программах имеются уровни с точками перехода. Пожалуй, это свойство следует отнести к наиболее специфичным. Дело в том, в сновидениях также есть свои "двери", которые соединяют этажи этого внутреннего пространства. К примеру, участвуя в таком ночном "приключении", человек может увидеть себя спящим. В другом случае таким переходным местом окажется ситуация, где пациенту приснится его зеркальное отражение. Иначе говоря, это будет сон во сне. Такой признак подробно описан знаменитым мексиканским антропологом К.Кастанедой, длительно изучавшим индейские магические практики.

И, конечно же, стоит обратить внимание на символический характер образов, которые появляются перед пользователем на мониторе. Особенно это характерно для игровых программ с фантастическими сюжетами, повествующими о вечной борьбе добра и зла. Создавая такие игры, их авторы в момент творческого озарения находились под непосредственным воздействием своих подсознательных комплексов. Любители таких развлечений обнаруживают затем в них нечто родственное и притягивающее, а потому и останавливают свой выбор на каком-нибудь особенно "закрученном" квесте или шутере. Эта особенность роднит их со сновидениями и галлюцинациями. Об этом я писал в статье "Психологический лексикон геймера".

Кроме того, работа с обычными программами убеждает в том, что и здесь нечисто. Впору говорить о символизме интерфейса. Например, смысл отдельных функциональных клавиш, используемых в оболочках Dos Navigator или Total Commander, может быть объяснен с позиций психологической нумерологии. Наличие же в основе всей последовательности числа двенадцать заставляет вспомнить сказки и мифы, где такой алгоритм широко используется в качестве обозначения завершенного цикла (12 месяцев, 12 апостолов, 12 знаков Зодиака, 12 часов дня и ночи, 12 плодов на Космическом Древе, 12 врат Небесного Града и т.д.). Напрашивается вывод о том, что весь клавиатурный ряд от F1 до F12 иносказательно означает процесс личностного развития человека, приводящий его к вершинам духовного совершенства.

Компьютер как гипнотизер

Но самым крайним выражением такого "сноподобного" эффекта, безусловно, является сама виртуальная реальность. Здесь все перечисленные особенности достигают своего предельного выражения. Конфликт между реалистическим и иллюзорным восприятием действительности – ее главная характеристика. А, надев шлем и специальный костюм, пользователь полностью погружается в атмосферу иллюзий, навеянную нашим подсознанием. И тот факт, что интерес к некоторым особо изощренным виртуальным технологиям нередко носит откровенно сексуальный характер, лишний раз доказывает правоту того же З.Фрейда, который приравнял к этой человеческой "слабости" все наши эмоциональные проявления, в том числе способность понимать юмор и творить.

Итак, с психологической точки зрения пользователю, работающему с персональным компьютером, приходиться иметь дело с аналогом собственного подсознания - скрытыми психическими содержаниями, перенесенными в образной форме в компьютерные программы. Важнейшим условием доступа к таким потаенным смыслам повседневного бытия являются трансовые состояния, навеваемые техникой. По-видимому, именно это обстоятельство и лежит в основе такого стремительного вторжения в нашу жизнь PC и связанных с ними электронных способов обработки информации.

Совершенно очевидно, что мы сейчас вступаем в качественно иную фазу научно-технического прогресса. Психологическая оценка таких перемен показывает, что все они затрагивают наиболее фундаментальные стороны человеческой природы.

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost