Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

О психологии троллинга

Ноу-хау | 07.12.2010 01:52

К сожалению, виртуальная коммуникация может выступать не только средством управления стрессом, но и источником его возникновения. В частности, одним из широко распространенных в социальных медиа негативных явлений является целенаправленное, вербально агрессивное поведение части пользователей, получившее название «троллинга».

Подобное поведение имеет место, когда при общении в сети один пользователь задаёт другому вопрос, высказывает оценку его действиям или иным способом обращается к нему так, чтобы спровоцировать стресс, вызвать негативные эмоции, вызвать бурную ответную реакцию (даже возможно агрессивную). По сути, речь идет о словесной агрессии, в ходе которой агрессор, выступая в роли «преследователя» (в ролевом треугольнике «Преследователь – Жертва - Спаситель») унижает «жертву» и от этого получает удовлетворение. Агрессия может быть прямой (непосредственные оскорбления) или косвенной (провокативной, манипулятивной).

Отличием подобного агрессивного поведения в виртуальной коммуникации от коммуникации реальной является его безнаказанность, вследствие чего троллинг и является широко распространенным социомедийным явлением, а для части пользователей сети – привычным сетевым поведением. По сути, они приходят в сеть не для того, чтобы общаться с другими участниками сообществ, а для того, чтобы их провоцировать (сдвиг мотива на цель), поэтому троллинг в действительности представляет собой не коммуникацию, а псевдокоммуникацию.

Актуальность проблемы интернет-агрессии в форме троллинга, рост его распространенности связаны с тем, что в социальных медиа, как в зеркале, отражается такая общая проблема нашего социума, как рост агрессивности, особенно в больших городах. Параллельно тому, как уровень культуры в обществе падает, уровень агрессии растет. Эти явления взаимосвязаны, и их проявлением является волна виртуальной агрессии в Интернете.

Подобная проблема, впрочем, характерна не только для российского, но и для западного социума. В условиях же российского правового бескультурья, в частности «правового вакуума» в сфере регулирования Интернета (в силу отсутствия отдельного законодательства), виртуальная агрессия в Интернете достигает крайней степени выраженности. Патетично пишет об этом В.Р. Соловьев, читателями блогов которого являются десятки тысяч интернет-пользователей: «Наше время - время орущих злобных карликов. Почему-то море бездарностей решило, что их мнение хоть что-то значит, и мир обязан о нем узнать. Все их достижения сводятся к потугам нагадить, отметиться язвительной дрянью, грязной руганью.»

Здесь проявляется еще одна закономерность, особенно показательная именно для русскоязычной блогосферы. По сути, в основе троллинга, "эпидемии" словесной агрессии лежит свойственный для современного российского социума мотив зависти к более успешным индивидам. Такова изнанка виртуальной социализации, ведущего мотива пользователей соцмедиа - стремления к самовыражению и самопродвижению, привлечению публичного внимания к собственной личности. По мнению А. Плющева, для современных социальных медиа (особенно микроблогов Twitter) в Рунете характерно отсутствие в барьеров, препятствий для того, чтобы виртуально познакомиться с известным человеком. В ряде случаев это может оказываться привлекательным для «троллей» (селебрити-троллинг).

Психологические варианты троллинга

1. По территориальному признаку:

А) Прямой, или непосредственный троллинг – атака на автора блога, владельца аккаунта в соцсети на его собственной виртуальной «территории»

Б) Отдаленный, дистантный троллинг – нападки на «жертву» не на ее личной, а на смежных «территориях»: в других блогах, на чужих виртуальных «стенах», а также в сообществах, группах

2. По количеству участников:

А) Индивидуальный троллинг (одна «жертва» - один «преследователь»)

Б) Групповой троллинг, или буллинг (одна «жертва» - много «преследователей», как правило, тесно связанных друг с другом).

Мотивация

Какова мотивация интернет-пользователей, занимающихся троллингом? По сути, для них он выступает как виртуальная форма искаженной психологической защиты.

А) Путем замещения, когда агрессор неудовлетворенность своей жизнью, другие негативные чувства на время снимает, перенося агрессию вместо их истинного виновника на замещающую его фигуру. При этом агрессор избавляется и от недовольства самим собой, повышает свою самооценку за счёт того, что снижает самооценку собеседника. По существу, повышает собственное настроение за счёт того, что портит настроение другим.

Б) Защита, целью которой является отреагирование «преследователем» негативных эмоций, вольным или невольным источником которых является «жертва» (мотивы мести, личной обиды, зависти).

В) Подобное поведение для лиц с пограничными психическими расстрйоствами может быть проявлением вынесения наружу глубокого внутрипсихического конфликта, когда перенаправление агрессии на внешний объект позволяет избежать самоагрессии.

Каким образом можно противодействовать явлению троллинга?

А) В массовых масштабах

Для этого нужен специальный подход – организационный, мероприятия со стороны разработчиков и владельцев интернет-сервисов, а также интернет-провайдеров. По обоснованным жалобам пользователей на факты троллинга должны приниматься эффективные меры в отношении нарушителей сетевого этикета. К сожалению, в Рунете ни администрация ресурсов, ни провайдеры на это должного внимания не обращают, ограничиваясь формальными отписками со стандартной формулировкой: "Если вы не хотите общаться с конкретным пользователем, то вы можете с ним не общаться"...

От этого некоторые ресурсы сами же и страдают. Например, вследствие широкой распространенности троллинга в Живом журнале (ЖЖ), как пишет жж-пользователь sychov, «как инструмент расширения коммуникаций блоги перестают работать... возникает психологический барьер - ты никого не френдишь». С ним солидарен жж-пользователь shoykhet: «Это есть начало конца, ведь если из жж уйдут нормальные люди, создающие контент… то останутся одни тролли… А нормальные люди уже уходят на тематические ресурсы, в свои сегменты.»

В перспективе, подобный подход осуществим при условии самоорганизации заинтересованных в защите от троллинга пользователей, в достаточно массовых масштабах.

Б) В группах

Возможна также защита на основе самоорганизации и взаимной поддержки, в масштабах отдельных групп пользователей, постоянно взаимодействующих друг с другом. Это, во-первых, коллективное противодействие «агрессору». Групповая дискурсивная поддержка непосредственно в процессе конфликтной коммуникации оказывается достаточно эффективной: когда «преследователь» сталкивается с противостоящим ему групповым мнением, и количество реплик участников сетевого сообщества в защиту «жертвы» существенно превосходит количество высказываний агрессора, происходит как бы нейтрализация агрессивного контента. («Перекричать тролля» возможно только коллективно.)

Во-вторых, это групповая психологическая поддержка «жертвы» троллинга, по аналогии с той, которая происходит в процессе групповой психотерапии. Сетевое сообщество может рассматриваться как виртуальный аналог психотерапевтической группы, так же, как сам процесс сетевой коммуникации может рассматриваться как аналог групповой терапии. Особенно - когда это происходит в рамках устойчивого сообщества, участники которого объединены не только сходством проблем, но и общностью взглядов, и главное, определенной совместной деятельностью. Эффективность групповой поддержки возрастает при комбинировании онлайновой коммуникации с офлайновой.

В) В индивидуальном порядке

С точки зрения интернет-разработчиков, владелец блога или сетевого аккаунта может заблокировать (забанить) любого нежелательного посетителя. К сожалению, этого явно недостаточно, не столько технологически, сколько психологически. Для людей тонкой душевной организации, эмоционально подвижных, восприимчивых, опыт соприкосновения с агрессивными комментариями и провокационными репликами в их адрес может переживаться как интенсивный стресс и оставлять долгий «шлейф». Кроме того, изощренный троллинг распространяется на неподконтрольное «жертве» виртуальное пространство.

Необходимо подчеркнуть, что в таком неадаптивном варианте коммуникации, каким является троллинг, эмоциональные реакции играют роль положительной обратной связи. Наблюдение эмоциональной реакции «жертвы» является для агрессора стимулом продолжения коммуникации. Следовательно, для того, чтобы прервать коммуникацию, «жертве» необходимо научиться отстраняться от провоцируемых агрессором эмоций. Иными словами, перестать быть «жертвой», и тогда агрессор будет вынужден искать себе другую «мишень».

Соответственно, для защиты от троллинга целесообразно обучать интернет-пользователей (в формате офлайновых и онлайновых тренингов) техникам психологической самопомощи.

разделы: Ноу-хау | Жизнь

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost