Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Русские горки, или Почему они уезжают?

Ноу-хау | 16.12.2010 14:45

Чем ближе к новогодним праздникам, тем напряженней дела у туристических агентств. Не пора ли и нам уехать на пару недель из навалившейся зимы в вечное лето? Решено - едем. Кто куда, а мы - в давно и нежно любимый Таиланд. Райское место (для тех, кто понимает). Море, тропики, масса положительных эмоций...

А Таиланд тем временем снова изменился. И снова в ту же самую сторону - еще больше обрусел, чуть подорожал (это происходит ежегодно, в этом году вздорожало жилье, правда, не настолько, чтобы посыпать голову пеплом). Новообращенному фарангу все равно, а завсегдатаям заметно. И это немного тревожно - хочется, чтобы эта страна по-прежнему принимала наших туристов и не чинила им препятствий. Собираясь в большом количестве в каком-то месте, мы постоянно создаем проблемы - сами себе и тем, кто нас принимает. Это и пугает. А ну как введут визовые ограничения? Хотя, пока не вводят.

Почему так много русских в Паттайе, на Самуи и Пхукете? Потому что не все они - туристы. Год от года в этих курортных местечках оседает все больше дауншифтеров - тех, кто зависает в Таиланде и живет здесь на полулегальном положении. Виза для российских граждан действует только в течение 30 дней. Потом нужно из страны выехать и въехать вновь. Ясно, что под этим подразумевается возвращение домой. На деле многие фаранги (так в Азии называют европейских, австралийских, американских туристов) выезжают в близлежащие страны на час или на день, а потом возвращаются в Тай, благо в Камбодже, Лаосе и других странах региона визовый режим для россиян ничуть не жестче тайского.

Зависшим в Таиланде фарангам нельзя работать (и, соответственно, зарабатывать на жизнь - подробно об этих тонкостях тайской жизни можно узнать здесь). Возникают сложности с приобретением недвижимости. Но все это проблемы решаемые - либо законным способом (например, оформлением «рабочей» визы), либо незаконным (устроившись на работу нелегально, как делают, практически, все русскоговорящие гиды).

Гораздо трудней ассимилироваться в тайское общество, изучить язык (это для большинства россиян неподъемная задача), обычаи, культуру страны. Таиланд, при всей открытости, на самом деле страна закрытая - в культурном и социальном плане. Не напрасно бывалые люди говорят, что даже выучив язык, своим здесь не станешь - всегда будешь фарангом, чужаком, пришельцем из другого мира...

Однако - едут. Остаются, обустраиваются, живут месяцами и годами. Кто-то переезжает сюда всей семьей, кто-то женится на тайке. А другие приезжают в Таиланд прожить оставшиеся пенсионные годы. Как ни странно, но нашей российской пенсии, которой на родине не хватает свести концы с концами, достаточно для вполне комфортной жизни здесь, в стране третьего мира. А если в России есть квартира, которую можно сдать в аренду (да ещё в Москве, где цены на жилье запредельны), то наш пенсионер в Таиланде будет, как сыр в масле. Главное - не бояться и не считать, что «мы там никому не нужны». Здесь-то тоже, прямо скажем, нужны не особенно...

# # # #

Дауншифтинг - добровольное понижение социального статуса ради спокойной комфортной жизни - явление относительно недавнее. И в то же время дауншифтингу несколько тысяч лет. В определенном смысле дауншифтерами были Будда и Диоген, римский император Диоклетиан (с довольно серьезными натяжками) и американский писатель Генри Торо. Но «свежее дыхание» этот феномен получил лишь в последние полтора десятилетия - с развитием коммуникаций (прежде всего, Интернета) и упрощения визового режима в странах, популярных у туристов. Интернет открыл возможности удаленной работы, место проживания утратило былое значение. Сегодня человек может работать в некой российской компании и жить при этом за границей. Да, хотя бы в Таиланде.

Это породило легенду о работе «с ноутбуком на пляже». И на поверку эта легенда оказалась не такой уж химерой. Другое дело, что при подобном образе жизни можно поставить крест на выстраивании карьеры и поступательном наращивании семейного капитала (а иногда и на существовании самой семьи). Но для последователей дауншифтинга - так говорят они сами - существуют иные цели... Вот в них и попытаемся разобраться.

Тех, кто меняет российскую действительность на несбыточную с точки зрения критиков дауншифтинга мечту, можно разделить на несколько групп по возрастному и социальному признаку.

Первая группа - безусая молодежь, которая уверена, что всё самое интересное происходит за пределами России. Это, конечно, ошибочное мнение. Но с другой стороны - что ждет молодого человека, только что получившего диплом института на родине? Устроиться на хорошую работу проблематично - зарплата будет микроскопической, а перспективы карьерного роста в таком возрасте (23-25 лет) кажутся более чем туманными и теряющимися за горизонтом. Жениться можно, только на что потом содержать семью? Жилье обычно родительское, своего - нет...

Да, так начинают все (кроме золотой молодежи, которой не приходится пробиваться, расталкивая окружающих локотками). И ничего, живут десятилетиями, создают семьи, строят квартиры, растят детей. Правда, жизнь эта нравится далеко не всем - включая и тех, кто прожил большую часть отведенного богом срока именно так.

Если задуматься, дауншифтинг для молодого человека - один из реальных сценариев будущего. Пока молод, пока беден, безбытен и бездетен, а папа с мамой еще достаточно молоды, чтобы позаботиться о себе сами, может... стоит посмотреть мир? Поездить, пожить среди других людей, поднакопить знаний и опыта? Будничная рутина - куда она денется? Зато потом, пустив корни, обзаведясь домом и хозяйством, отправиться в безумное путешествие «за три моря» уже вряд ли получится. Или получится, но слишком дорогой ценой.

Вторая группа дауншифтеров - люди самого что ни на есть «перспективного возраста» от 30, до 45 лет (границы обозначены условно, их можно расширить как в одну, так и в другую сторону). В большинстве своем это уже состоявшиеся в профессии, относительно состоятельные люди, тылы которых защищены накоплениями и недвижимостью. То есть у них есть квартира (а то и две), доставшаяся от родителей, а заработки позволяют купить автомобиль (в России до сих пор вещь статусная) и регулярно ездить на отдых за границу.

Вот эти поездки и играют с потенциальными дауншифтерами среднего возраста злую шутку. Устав от бесконечной гонки за зарплатой, от тщеты будней и попав в райское место, такой человек останавливается и тяжко задумывается. Вопросы вполне естественные для такого кризисного возраста. Зачем это все? В чем смысл этой бесконечной гонки? Ведь я... несчастлив?

И вот при трезвом расчете (который, впрочем, трезвым назвать трудно, скорее романтическим) оказывается, что можно, во-первых, вполне обойтись меньшим и почти ничего при этом не потерять, а во-вторых, бросить работу, уехать в понравившуюся страну и жить на ренту от сдаваемой квартиры, поддерживая себя и семью эпизодическими заработками (отдельная тема, которую сейчас затрагивать не будем). Еще проще тем, кто и дома особенно не был привязан к какой-либо конторе - работал на себя, занимался мелким бизнесом или был, что называется, представителем «творческой профессии» (в кавычках, поскольку далеко не каждый журналист - творец, особенно если говорить о России). Наконец, у нас довольно много людей, которые не смогли найти свою профессию, живут в постоянном преодолении обстоятельств и не сдают в аренду квартиру лишь из-за того, что негде было бы жить самому.

Назовите хоть одну причину, чтобы эти люди, которых я собрал в одну разношерстную группу, сказали себе: «Нет, никогда и ни за что я не уеду в далекие края! Лучше сдохну от безысходности, но зато на родине. Мы же там никому не нужны...» И так далее.

# # # #

Но есть еще третья группа, о которой почти не пишут в бодрых статьях о дауншифтинге - люди старшего возраста. Для них смена страны - попытка радикально изменить остаток жизни к лучшему. В буквальном смысле это не совсем "дауншифтинг", хотя движение "вниз" по некоторым параметрам все-таки происходит.

Вам, к примеру, 50-55 лет. Вы относительно благополучны - есть семья, жилье, автомобиль, немного денег на банковском счету. И ваш социальный статус неплох: за долгие годы, хотя бы по закону больших чисел, накопилось достаточно людей, которые вас знают и даже "ценят".

Но что вас ждет в следующие 5-10 лет? Остатки здоровья могут в ближайшем будущем закончится. Кому вы - в самом прямом смысле - будете нужны? Родному государству? А сейчас вы ему нужны? Особенно если вы не врач, не учитель и не работник правоохранительных органов. Прикиньте, какая у вас будет пенсия? Дети поддержат? Вы давно с ними виделись? Выросли и - вылетели. Поначалу еще где-то поблизости, но через пару лет - привет... А если супружеского счастья не случилось? А если быт опротивел, да и работа превратилась в привычку крайне вредную - и для себя, и для окружающих?

Может, счастья там, в этом игрушечном Таиланде, и не будет. С другой стороны - может, его не бывает в принципе, вообще. Есть только относительное благополучие, покой на сердце и гармония со своими желаниями и устремлениями. Где проще поддерживать этот баланс - на берегу тропического моря, где ты вечный, но все-таки желанный гость, или дома, где тебя ненавидит уже медсестра скорой помощи, не говоря о соседях по лестничной площадке и начальстве на работе? Ответ очевиден, не правда ли.

Жизнь нашу повседневную нужно разделить на две большие и почти не пересекающиеся зоны. Первая зона - все, что связано со святыми понятиями «патриотизм», «коллектив», «государство» и так далее. Эти понятия - наш всеобщий фетиш, которому мы служим до исхода сил (а кто-то и до последнего дыхания, честь ему и хвала). И вторая зона - то, что касается нашей личности, наших желаний и устремлений. Пока есть силы, мы делаем вид, что обитаем в первой зоне. Во второй - прячемся вечерами, когда сил уже не остается, когда ты один и когда можно сбросить с себя опротивевшую маску. Но однажды наступает предел. Я отдал им все, что мог. Остальное - моё. И я имею право распорядиться этой малостью по своему усмотрению.

Дауншифтинг - попытка отбиться от общего стада и жить своим умом. Если в начале пути, то может это и неправильно. Чтобы возненавидеть хомут, надо его хотя бы примерить. Если в конце пути - то это можно лишь приветствовать. Привыкнув к колее, теряешь способность самостоятельно мыслить. Отсюда - и «не нужен нам берег турецкий», и «Америка страна пиндосов».

К старости пора бы научиться избавляться от глупых штампов. Во всяком случае, мечта умереть дома - очень глупая штука. Разве о смерти мечтают? Мечтают - о жизни.

разделы: Ноу-хау | Жизнь

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost