Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Как не писать в блог

Ноу-хау | 02.07.2010 01:55

Давненько я не публиковал новых анти-пособий и анти-советов, подумалось мне вдруг. Вроде того, как перестать программировать, или как не открывать свой стартап, или как уйти с работы интернет-менеджера. Кажется, в сетевой жизни давно не появлялось особо новых соблазнов такого рода. Хотя нет, погодите. Есть еще один старый и большой соблазн – ведение блога.

Недавно я столкнулся с блогерами на тусовке в Урюпинске, и даже покритиковал их за то, что какими-то небоевыми они предстали на встрече с министром связи. Да и сам Евгений Касперский во время мероприятия регулярно подстебывал блогеров - кто они вообще такие?

Мне кажется, многие блогеры – это люди, которым нужна помощь. Насмотревшись на знакомых и начитавшись пособий типа «Как стать популярным блогером», они буквально подсели на иглу ежедневных постов, комментов и френдлент. Многие из них давно мечтают завязать, на самом деле.

Конечно, можно сказать в лоб – перестаньте бложить! Некоторые так и делают – осенью должен выйти очередной отчет «Яндекс.Блогов», который будет называться «Русская блогосфера: девочка на кладбище». Но увы, так резко соскочить могут далеко не все. Это ведь как отнять соску у годовалого ребенка, выросшего на искусственных смесях. Поэтому я предлагаю последовательную терапию, основанную на Четырех Шагах.

Шаг (1) Пишите о своем деле

Наверняка в вашей жизни есть какое-то главное дело, интересная работа или любимое хобби. Что, нету? Неужели вы – Дмитрий Быков и Лео Каганов в одном лице? Ну нет конечно. Не бывает столько быкогановых. Наверняка у вас есть свое дело. Вот о нем и пишите. Только о нем.

Вы можете возразить, что такое сужение рамок противоречит всем пособиям «Как стать популярным блогером» - ведь ваше дело не связано с ежедневным фотографированием красивых сисек или сбором свежих анекдотов. Но это фигня.

Во-первых, многие популярные блогеры пишут о своем деле. Даже Тема Лебедев и Антон Носик. Да, у них иногда мелькают сиськи и футбол. Но это не основное. Наверняка завтра Тема напишет: «В нашем чудесном ресторане появилось новое блюдо – жареная куйда с майонезом». А Носик напишет: «Был в главном офисе Гугла: на столе у Сергея Брина стоит детское ведерко со снегом, который никогда не тает». И вы сразу поймете, что эти блогеры на самом деле очень хорошо помнят свое главное дело.

Во-вторых, гораздо полезнее быть популярным в узком, но профессиональном кругу, чем среди широкой толпы. Авторы таких блогов, как spamolov, не торчат в топах блогорейтингов - но в нужной среде их знают. И у них явно не будет задержек с поиском новой работы, если вдруг возникнет такая нужда.

Ну и в-третьих, мы же тут говорим о том, как перестать писать в блог. Если вы пишете только о своем деле, у вас появляется множество естественных возможностей соскочить. Свое дело может быть доделано. Или в нем может случиться отпуск. Или вы просто потеряете к нему интерес. Или наоборот, достигните таких высот в своем деле, что вам уже нечего будет писать (в некоторых компаниях это называется NDA). Во всех этих случаях вы легко и непринужденно перестаете бложить.

Шаг (2) Пишите в своем формате

Когда-то давно, то есть в 1997 году, когда еще не было даже самого слова «блог», в Рунете случился первый расцвет блогеров. Называли их веб-обозревателями, что вполне точно отражало изначальный смысл слова «веблог» - это были журналы-гиды путешествий по Сети, со ссылками на новые интересные сайты и описаниями этих сайтов. В 1998 году их было уже несколько десятков . А еще через пару-тройку лет почти все они закрылись.

Можно вспоминать это славное время с грустью – но можно посмотреть и иначе: людям удалось успешно соскочить с иглы.

Что помогло им соскочить? Очевидно, формат. Новых сайтов стало дофига, они стали дублировать друг друга, а люди научились пользоваться поисковиками – так что формат «регулярные обзоры новых сайтов» перестал быть актуальным. Оставалось либо завязать, либо сменить формат. Первое конечно проще.

Но даже если вы не завязали, фиксированный формат значительно облегчит ваши блогерские мучения. Посмотрите на блогера drugoi – он не тратит жизненные силы на политические баталии, не мучает мозг разборами хайтека. Он просто постит фотки, причем чужие. А все равно уважаемый человек!

Если вы не знаете, как выбрать свой формат, есть простой совет - выбирайте исходя из своего дела (см. пункт 1).

Сам я, к примеру, четырежды менял формат своего блога, и каждый раз это было по делу. Сначала, когда мы запускали Газету.Ру и Ленту.Ру (1999-2000), мой блог был посвящен «взлому новостной кухни» - и главным форматом были цитаты с комментариями.

Потом я несколько лет (2001-2004) писал футурологические статьи в разные журналы – и обычный мой пост в блоге представлял некую шизо-завиральную теорию, щедро нашпигованную ссылками. На самом деле, это был очень практичный формат – блог был складом интересных ссылок для будущих обзоров, а завиральные теории помогали запоминать, где у меня лежат эти ссылки, чтобы находить их в пару кликов (как известно, мозг лучше всего запоминает парадоксальное).

Ну и наконец, когда у меня родился сын, формат снова поменялся – теперь это был дневник развития ребенка, а разные хайтековские ссылки добавлялись к нему в таком сочетании, что сразу становилось видно – взрослики гораздо примитивнее детей. Формат сложный, зато нет искушения публиковать лишнюю фигню.

Шаг (3) Забейте на комментарии

Конечно, получать отзывы приятно. Вроде как доказательство твоего влияния на читателей. Но подумайте вот о чем. Вы этих читателей не знаете (на открытую публикацию приходит кто угодно), а они вас знают (конкретный автор). Кроме того, вы один, а их очень много. Из этого следует простой вывод – они влияют на вас гораздо сильнее, чем вы на них. И получается вот что –

"Посреди мелкого, типа Финского, залива лежит в грязной синей жиже существо, которое даже спрутом назвать было бы комплиментом: в странной фигуре больше от механизма, чем от живого. Это похоже на гигантскую полусгнившую картошину, в которую воткнуто множество проводков. Проводки тянутся через синюю жижу к другим таким же клубням. Неужели это Великая Русская Мечта - веб-сервер на картошке?! Вроде того, да. Это ЖЖот. То, во что превращается человек, который долго пользуется "Живым Журналом". Сначала он просто пишет дневничок в Сети, вроде как для себя. Но потом у него появляются френды, которые его подбадривают. Френдов все больше, и он начинает все чаще писать так, чтобы им угодить. И в конце концов достигает стадии, когда кто-то говорит магическую фразу "Аватар жжот!" В этот момент человек и превращается в такое вот растение. ЖЖот, младший брат телепузика. Мыслящий картофель"... ("Худловары").

Многие адепты ЖЖ уже осознали эту опасность. Вот популярный блогер Андрей Ланьков, который открыл русской блохосфере Северную Корею. А комментарии – закрыл. Не случайно, видимо. Все-таки Северная Корея, она тоже полезные идеи иногда показывает. Например, как закрывать что-нибудь ненужное.

Интересен также пример молодого блогера Рамзана Кадырова - он даже при отключенных комментариях набрал за два дня более тысячи френдов. А потом зачем-то включил комменты. Ну, не сдержался человек. Все-таки не каждый новичок может так вот сразу вскочить на Третью Ступень дзен-блогизма. Дайте ему время.

Шаг (4) Отложенная публикация

Это самый тяжелый прием, требующий железных нервов. Хотя мысль об этом приеме зачастую мелькает у многих блогеров в самом начале их тяжелого блогерского пути. Взять того же Кадырова – вторая запись его блога, вызвавшая множество дискуссий, через день исчезла. Причина в данном случае не важна. Важно, что автор задумался – нужна ли эта публикация? Но задумался поздно.

У российских блогеров 90-х годов, которые назывались «веб-обозревателями», таких проколов было значительно меньше. А все потому, что у большиниства из них в то время не было веб-движков, позволяющих публиковать записи одним легким кликом. Вместо этого они регулярно проделывали сложную, по сути медитативную процедуру. Сначала нужно было написать пост в редакторе, вручную расставить HTML-тэги и ссылки. Обновить также и веб-страницу архива и главную страницу сайта, добавив свежий анонс и ссылку на новый выпуск. Затем надо было запустить FTP-клиент и выгрузить обновленные страницы на сайт. Затем проверить браузером.

Ну, может я слегка сгустил краски – у некоторых были свои хитрости для упрощения процесса. Но в любом случае, никто не начинал эту навороченную процедуру ради публикации одной глупой строчки. Да и в процессе самой медитации можно было сто раз передумать или подредактировать текст.

Современные блогеры, с их простой кнопкой «Отправить», лишены такого опыта. Значит, нужно самостоятельно, вручную внедрять идею «отложенной публикации». Могу рассказать, как это делал я.

В 2006 году я перестал публиковать свой блог Time O'Clock на Fuga.ru. Однако сам дневник – который был в основном дневником развития ребенка – не закончился. Он продолжался в бумажных блокнотах-молескинах. Которые, кстати, не требуют никакого питания, не ломаются при падении на асфальт, не издают идиотских звуков и не отвлекают сообщениями из мессенджеров, ридеров, апдейтеров и так далее. Идеальный гаджет для истинного дзен-блогиста.

Ну а спустя три года, в 2009-м, я снова начал публиковать этот «отложенный блог» из блокнотов - оставляя в публикации только то, что не потеряло смысл и интерес за три года. Иногда вставляю туда современные записи по тем же темам – для сравнения, насколько развилась та или иная идея. И теперь вместо обычных блогерских километров у меня получаются небольшие и нечастые, зато содержательные посты.

Но главное, при таком подходе можно в любой момент остановиться. Тут даже свои стимулы есть – интересно, что останется стоящего в дневнике, если отложить публикацию не на три, а на десять лет? В общем, я теперь никуда не спешу. Чего и вам желаю, товарищи блогеры.

разделы: Ноу-хау | Жизнь

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost