В середине мая Межпарламентская ассамблея стран СНГ приняла
"Модельными" называют такие законы, которые предполагается использовать в качестве образцов для подражания при принятии законов национальных. Проще говоря, это такие декларации намерений. К примеру, отечественный закон "Об авторском праве и смежных правах" был "списан" с модельного закона, разработанного Всемирной организацией интеллектуальной собственности для развивающихся стран. Затем текст ЗоАПа большей частью был включен в четвертую часть ГК, так что мы, можно сказать, развиваемся до сих пор.
"Закон об Интернете" был
Правда, еще на заседании Совета Федерации участниками было предложено "сосредоточиться не на общем рамочном законе, пытающемся разом разрешить все юридические вопросы мирового Интернета, а на принятии отдельных поправок к действующим нормам, чтобы они начали учитывать и адекватно трактовать онлайновую реальность".
Из этого стало понятно, что закон отечественными законодателями рассматривается как документ, написанный непонятно зачем, который можно "принять к сведению" и поскорее забыть – в пользу отечественных законопроектов. Что мы с тех пор и видели на примере творения Роберта Шлагаля и проекта Минкомсвязи.
Тем не менее, раз закон писался как образец для подражания, давайте посмотрим, о чем в нем говорится, и чему, собственно, мы должны подражать. Начальный текст проекта закона, опубликованный три года назад, с тех пор подвергся изменениям, в основном за счет сокращений. Но также авторы ввели некоторое количество определений ключевых понятий, таких, как "Интернет", "управление Интернетом", "оператор услуг Интернета", и так далее.
"Интернет" в законе определяется как "глобальная информационно-телекоммуникационная сеть, связывающая информационные системы и сети электросвязи различных стран посредством глобального адресного пространства, основанная на использовании комплексов интернет-протоколов (Internet Protocol, IP) и протокола передачи данных (Transmission Control Protocol, TCP) и предоставляющая возможность реализации различных форм коммуникации, в том числе размещения информации для неограниченного круга лиц".
Как мы видим, авторы "привязали" понятие "Интернета" к используемым технологиям передачи данных. С одной стороны, это привело к тому, что в случае, если появится какая-то сеть, основанная на другом протоколе, то под определение она уже не попадет. С другой стороны, совсем "оторвавшись" от технологий, можно оказаться в положении авторов "гуманизаторских" поправок в УК, которые основным признаком "компьютерной информации" сделали передачу ее "с помощью электрических сигналов" – и получили определение, под которое попадает аппарат Морзе, а оптический компакт-диск – наоборот, не попадает.
Есть в законе еще одно интересное понятие, это "оператор интернет-услуг": "лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению пользователей доступом в Интернет и (или) иными услугами, оказываемыми с использованием интернет-технологий". "Услугой", таким образом, является любая деятельность в Сети, результатами которой может кто-то воспользоваться, включая некоммерческую. Понятие "оператора" появилось уже в окончательном варианте закона, изначально его не было. Как и "уполномоченного органа", "национального сегмента Интернета", "национальных доменов" и некоторых других.
А дальше начались сокращения. Из пятой статьи в окончательной редакции убрали один из принципов регулирования правоотношений в Интернете, "обязательность внесения изменений и дополнений в действующие правовые акты национального законодательства (включая отмену их отдельных положений), требуемые для приведения их в соответствие с принципами, указанными в настоящей статье". Тем самым закон был превращен, как уже говорилось, в обычный декларативный документ, "для сведения". Впрочем, модельные законы редко когда содержат в себе требование отражать их нормы в национальном законодательстве.
Из шестой статьи также убрали требование об обязательном предварительном обсуждении нормативных актов в сфере Интернета с саморегулируемыми организациями пользователей и операторов услуг, а также требование учитывать мнение таких организаций. В окончательном варианте закона обсуждение "осуществляется при участии" таких организаций. Кроме того, раньше статья содержала также требование о непротиворечии "закону об Интернете" всех остальных нормативных актов в этой сфере. Убрали и его.
Из статьи 8, в которой раньше закреплялось равноправие участников процесса регулирования Интернета, слово "равноправными" теперь выбросили, и теперь она просто описывает круг этих участников: "государство, операторы услуг Интернета, саморегулируемые организации". Убрали из этой статьи и положение, согласно которому операторы услуг Интернета разрабатывают стандарты, применяемые при его развитии: в новой редакции они просто "участвуют в разработке".
"Участвуют" они также и в "организации функционирования системы национальных доменных имен", хотя в первоначальной редакции они это функционирование организовывали самостоятельно.
Закон вносит определенность в то, законодательство какой страны применимо для определения места совершения юридически значимых действий с использованием Интернета: это территория того государства, где находилось лицо на момент совершения такого действия. Это вполне согласуется и с отечественным законодательством.
Ну, а кроме этого, других более-менее важных положений в законе просто нет: остальную его часть составляют, в основном, все те же декларативные положения. Создатели намеренно оставили за кадром обеспечение свободы доступа к информации, информационную безопасность и охрану интеллектуальной собственности. Однако, даже и в таком "законе для сведения", как мы видим, полномочия "интернет-общественности" были сильно урезаны.