Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Теория и практика гуманизации

Ноу-хау | 16.06.2011 12:49

7 июня Президентом был внесен в Думу законопроект, основной задачей которого стала гуманизация уголовного законодательства. Проектом предусматривается введение нового наказания, так называемых "принудительных работ". Кроме того, вносятся изменения, направленные на смягчение ответственности по многим статьям УК, а некоторые составы преступлений, такие как, например, "контрабанда", из Кодекса исчезают вообще. Сам проект занимает под двести страниц текста.

Хотя он сейчас и находится на самой ранней стадии, я думаю, что уже имеет смысл почитать, что нас ждет: к президентским законопроектам в Думе всегда особое внимание, так что есть основания полагать, что и этот пройдет через нее без задержек. Учитывая то, как этот документ "распиарен", и изменений особых ждать не приходится, особенно в тех статьях, которые касаются "высоких технологий".

Шпионам нет пощады

Прежде всего – остановимся на изменениях в статье 138 УК, предусматривающей наказание за нарушение тайны сообщений и оборот спецтехники, предназначенной для негласного сбора информации. Примерно полгода назад я уже описывал тот беспредел, который творится в этой сфере, когда людей привлекают к ответственности в отсутствие каких-либо детальных указаний относительно того, как же отличить эту самую "технику" от обычных электронных устройств.

"Гуманизаторским" законопроектом этот беспредел не прекращается. Ответственность за "шпионскую технику" просто выносится в отдельную статью 138.1. При этом максимальное наказание по этой статье – лишение свободы на срок до четырех лет. В нынешней редакции статьи 138 за то же самое предусмотрен срок до трех лет, так что мне уже становится не по себе от такой гуманизации...

Идем дальше – к "пиратской" статье 146. Сам текст ее не очень изменился: туда добавились упоминания о новом виде наказания, "принудительных работах", которые и введены были этим же законопроектом. Поменялось примечание к статье:

"в примечании слова «превышают пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере - двести пятьдесят тысяч рублей» заменить словами «превышают двести пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере - один миллион рублей"

Речь идет о стоимости тех "пиратских" программ или произведений, за действия с которыми можно получить судимость. По новой редакции статьи уголовная ответственность будет наступать только в том случае, если эта стоимость эта достигнет двухсот пятидесяти тысяч. Сейчас столько надо набрать на третью, "тяжкую" часть статьи. Налицо она самая, гуманизация.

Но боюсь, эффект от нее может быть полностью нейтрализован сложившейся практикой применения закона. Повсеместно распространено увеличение "ущерба" для того, чтобы он достигал "уголовных" величин, до суммы в "пятьдесят одну" или "двести пятьдесят одну" тысячу. В таких условиях последствиями "гуманизации" может стать только увеличившаяся в четыре-пять раз сумма "ущерба от пиратства в России", которая уже сейчас не имеет с реальностью ничего общего. Вполне возможно, что пиратоборцы через некоторое время начнут этой суммой размахивать, призывая откатить изменения обратно.

Еще одно возможное последствие – это перенос внимания милиции с "проверочных закупок" программ в торренты. Ведь при "закупке" программного обеспечения, которое злоумышленник устанавливает на компьютер "подставного" покупателя, милиции приходится оценивать программы по их розничной стоимости. Простор для "накруток" есть и здесь: например, стоимость может браться завышенная, из так называемого "справочника цен", выпускаемого пиратоборческой организацией НП ППП. "Эксперт", обученный по методикам того же НП ППП, может специально завысить эту стоимость, приплюсовав к ней, например, "моральный ущерб", и так далее.

В то же время, при распространении чего-то через торренты правообладатели очень любят свой "ущерб" оценивать "в размере стоимости исключительных прав", и вот тут-то в деле и появляются миллионы рублей убытку. Так что я думаю, в новых условиях работы "борцы с пиратством" сократят число "закупок", а жертв начнут отлавливать на торрентах.

Основные понятия

"Компьютерная" глава УК также подверглась сильным изменениям. Сейчас во всех ее статьях по две части, проектом планируется расширить статью 272 до четырех частей, а 273 – до трех, детализировав составы. Изменится и статья 274.

Правда, конфуз вышел, когда авторы попытались дать определение "компьютерной информации" в статье 272: они к ней причислили "сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи". Вот про "независимо" – это они зря: раз информация "компьютерная", то и обрабатываться она должна компьютером или, на худой конец, каким-нибудь микропроцессорным устройством. А то один из читаемых мною в ЖЖ юристов уже привел в качестве примера аппарат Морзе, в котором информация тоже "представлена в виде электрических сигналов". Туда же, до кучи, можно записать и обычный проводной телефон...

Статья 272 изменена с учетом этого определения: из нее убрали детализирующие признаки "компьютерной информации", отрывок "то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети". То есть, полностью исключили такой признак "компьютерной информации" как обработка ее компьютерными устройствами. Ну что тут сказать?.. FAIL...

Думаю, авторы хотели "подвести под статью" случаи, когда совершается доступ к информации, которая обрабатывается с помощью не-ЭВМ, то есть, каких-то других устройств с микропроцессором, вплоть до кофемолок и стиральных машин. Сейчас такие устройства признаются ЭВМ при помощи экспертиз, и зачем нужно было что-то менять – совершенно непонятно...

Кроме того, введены новые квалифицированные составы, такие, как неправомерный доступ, совершенный "из корыстной заинтересованности", "по предварительному сговору", и так далее.

А вот изменения в "вирусную" статью 273 гораздо интереснее. Прежде всего оттуда убрали упоминания о "носителях информации" с вредоносными программами. Сейчас, если кто не знает, использование носителей с вирусами приравнено к использованию самих вирусов. Для чего это было сделано – непонятно, но факт остается фактом: формально любые действия с любым "завирусованным" носителем, в том числе и удаление с него вируса – это уже статья. Разумеется, уровень маразма в этом приравнивании зашкаливает настолько, что даже отмороженные на всю голову "кашники" не решались за такое возбудить уголовное дело.

Однако, это полезное нововведение компенсируется другим: к вредоносным программам в статье планируется приравнять и просто "информацию". Вот как выглядит обновленная первая часть статьи:

"Создание, распространение или использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации, -
наказываются ..."

Впервые о "вредоносной для правообладателя информации" я прочитал в одной из экспертиз по статье 146. Так эксперт окрестил текстовый файл, в котором содержались серийные номера для программ. Такой вот нехитрый подлог позволил привлечь "фигуранта" за этот серийник именно по 273 статье, как за полноценный "вирус". С новой формулировкой статьи сделать это будет гораздо проще.

Вдобавок, если речь идет о "проверочной закупке", то вменять будут не просто "доступ" или "вредоносные программы", а квалифицированный состав, вторые части соответствующих статей – "те же действия, совершенные из корыстной заинтересованности". В 272 статье за них будет предусмотрено до четырех лет лишения свободы, а в 273 статье – до пяти лет (сейчас наказание – соответственно до двух и трех лет). Какая-то странная гуманизация получается...

Вдобавок, в статье употреблено выражение "компьютерных программ либо иной компьютерной информации", из чего видно, что авторы просто не в курсе того, что "программы" и "информация" – разные вещи. К тому же, в определении "информации", данном в примечании к статье 272, к ней отнесены только "данные". То есть, законопроект сам себе противоречит.

Вообще, изменения в "хакерские" статьи УК писались, судя по всему, с намерением "узаконить" те нарушения закона, которые в массовом порядке наблюдаются в области "борьбы с пиратством", когда "пирата" делают еще и "хакером", привлекая его по статьям 272 и 273 за использование "кряков" или "взлом" программ. Происходит это при помощи смешивания друг с другом "информации" и "произведений, охраняемых авторским правом", после чего за нарушения копирайта следствие вменяет обвиняемому еще и "компьютерные преступления".

Если вчитаться в новую формулировку статьи, то станет понятно, что под запрет в ней попадает вообще любая информация о том, как совершить те или иные "вредоносные" действия. В новой редакции статьи упоминается только создание программ, "внесение изменений" в уже существующие оттуда убрали. Но теперь информация о том, как внести такие изменения, все равно попадает под запрет. А также многое другое, например, сообщения об уязвимостях или рецепты "взломов". За все это можно будет получить полновесную уголовную статью.

Уже сейчас деятельность по разработке антивирусных программ, предполагающая работу с сигнатурами вирусов, формально незаконна, поскольку статья 273 запрещает любые действия с вирусами независимо от их целей. После принятия поправок под статью моментально попадут те, кто занимается информационной безопасностью и просто распространяет информацию об уязвимостях. У производителей "дырявых" программ появится очень эффективный метод для того, чтобы заставить их молчать.

Естественно, в духе всей этой псевдогуманизации изменена и статья 274: в первую ее часть вписали такой вид наказания как лишение свободы, которого раньше там не было, а максимальное наказание по второй части статьи подняли с четырех до пяти лет.

Вот такая нас ждет "гуманизация по-медведевски".

разделы: Ноу-хау | Право

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost