Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Тайна самурайской мобилы

Ноу-хау | 06.06.2011 13:34

Ни для кого не секрет, что мобильная связь в Японии давным давно ушла в отрыв от всего остального мира. Помню, как меня поразило вся та пестрота разнообразных японских мобильных телефонов и их техническое совершенство в мою первую поездку в Японию в 2007 году. Я отчетливо помню, как в вагоне электрички токийской кольцевой линии Яманотэ рядом со мной сидел клерк, и как он, достав из кармана раскладушку, вытащил антенну, повернул экран в горизонтальное положение и стал смотреть бейсбол.

Еще в 1990-х годах японцы приняли стандарты сетей второго поколения, которые во всем остальном мире не приживались так быстро. Японцы создали i-Mode, первую попытку скрестить трубки с Интернетом, в 1999 году. С такой же скоростью они приняли сети 3G за основу еще в 2001 году. Электронная почта на телефоне - 1999 год. Камеры в мобильных телефонах - 2000 год. Скачивание полноценных аудиофайлов - 2002 год. Использование телефона для электронных платежей и цифровое ТВ - 2004 и 2005 гг., соответственно. Плюс считыватели штрих- и QR-кодов, GPS-навигаторы, видео-конференции, разблокировка телефона с помощью системы распознавания лица владельца - всего этого порой так хочется и в своей не-японской трубке.

Каждые полгода в Японии все поставщики мобильных услуг представляют свои новые коллекции, прямо как в индустрии моды - весна-лето и осень-зима. И каждый раз на рынок попадают все более удивительные новинки.

Но все это лидерство, все эти инновации только больше и больше закрывали ракушку рынка, скрывая от всего мира эту россыпь «жемчугов». Горе от ума. Японцы настолько убежали вперед, что остальной мир просто потерял все шансы угнаться за ними.

"Галапагосский синдром"

Японские социологи назвали данную ситуацию "Галапагосским синдромом" - если вспомнить курс биологии и старика Дарвина, то одной из опор его теории эволюции стало открытие на Галапагосских островах высокоразвитых видов животных и растений, эволюционировавших в полной изоляции. Сейчас этот же термин применяется для описания феномена, когда продукт или общество развивается в изоляции от глобализации. Собственно, первым такое сравнение дал Нацуно Такеси - создатель i-mode.

Однако, отрыв этот оказался не только технологическим, но и культурным.

В чем же заключается проблема? Ответ тут однозначен - в «трудностях перевода». Уж очень большая разница в менталитете - из нее и произрастают все те терни, что мешают покорить весь мир. Отбросим в сторону то, с каким трепетом и преданностью японцы относятся к своему родному внутреннему рынку, да и попросту скрытность и нежелание пускать в свои дела чужаков. Да этот рынок сам по себе обладает некоторыми особенностями, которые оказались не по зубам таким крупным мировым игрокам как, например, Nokia.

Ок, мы все знаем, что японцы - законодатели технологической моды. И на наши отсталые gsm-сети смотрят с пренебрежением. Фи, деревенщины и «неандерталы с окраин»! Поэтому, многие из них, попав в страну, где основной стандарт - gsm, оказываются в затруднительном положении. Впрочем, обратное тоже верно, ведь минимальным стандартом для Японии является 3G. Три года назад я летел "Японскими Авиалиниями" в Токио и сзади меня оказалось 2 ряда типичных "руссо туристо", весь 9-часовой полет вливавших в себя виски по самые виски и не дававшие всем вокруг хоть немного отдохнуть. Как же я ликовал по прилету, когда, едва коснувшись земли, они достали свои корейские раскладушки года так
2006-го и жестко обломались.

Вернемся к японцам - даже если потомку самураев повезло и в его телефоне оказался gsm-модуль, то он столкнется с новыми преградами: можно только звонить и получать SMS, японские сервисы не работают,
а местными SIM-картами пользоваться строжайше запрещено - по возвращению на родину неудачника, нарушившего условия договора, ждет совсем несмешной штраф.

Помню, как чуть больше года назад, работая с группой японцев, много путешествующих по миру, пошел с одним из них в магазин и помог ему приобрести sim-free трубку, «просто чтоб звонить».

Другая особенность - прекрасный hardware и слабый software.

Какое-то время назад казалось, что японцы создают только «раскладушки». Сейчас ситуация слегка улучшилась. Появился второй тип телефонов - смартфоны с тач-скрином. Из QWERTY-телефонов лишь Blackberry делает робкие попытки войти на японский рынок через DoCoMo. Из своих же производителей никто не отважится делать такую раскладку. Да и она, по сути, и не нужна - за столько лет японцы так привыкли к 12-тикнопочной телефонной раскладке. В японском языке 48 слогов, разбитых по принципу «согласный+ряд гласных А/И/У/Э/О» - вот и получается стройная система 10 рядов х 5 слогов, для чего привычной раскладки хватает за глаза. И система автозамены на порядок разумнее T9.

Я думаю, многие стараются выходить в сеть с телефона исключительно через Wi-Fi. Японцы, за столько лет разбалованные быстрым и надежным мобильным Интернетом, были лишены Wi-Fi модуля на своих трубках - у них возникает вопрос, а зачем он нужен, учитывая, что открытых и/или бесплатных сетей тут практически не найти (пробовал). Да и всегда можно купить внешний WiFi-модуль и пользоваться быстрым 3G-Интернетом где угодно.

Вся эта техническая оснащенность, наличие всех этих периферийных функций ведет к тому, что телефоны нельзя назвать образчиками изящного дизайна. Многие трубки выглядят достаточно громоздко. В этом, конечно, есть свой кайф - посмотрите, какой у меня трансформер! Он и так может, и экран у него вращается, и далее по списку. Однако, со всей этой глобальной тенденцией к «худобе» они выглядят «пышками». Хороших людей много не бывает, но вот, зачастую, всех этих чудесных функций бывает слишком много.

Отсюда вытекает другая проблема - интерфейс. Он зачастую примитивен, убог и неинформативен - притом, что под каждую новую модель разработчики сочиняют «оригинальный дизайн» по указке оператора, а это все новые и новые траты времени и денег. Более того, многие телефоны долгое время были лишены
возможности синхронизации информации с компьютером.

Телефоны в Японии продаются под брендом оператора. Названия всех компаний спрятаны в названия моделей - так, для примера, префикс SH обозначает Sharp (собирает и продает 1/4 часть всех мобильных устройств в Японии), P - Panasonic, T - Toshiba, S - Sanyo и так далее.

Разумеется, это позволяет компаниям работать сразу со всеми операторами, или же продавать одну и ту же модель под разных операторов. Однако, тут проявляется и основной недостаток данной системы - оператор устанавливает те требования и правила, которые он считает нужными группе покупателей, на
которых и рассчитана будущая модель телефона.

И Sharp, и NEC неоднократно предпринимали выйти на европейский рынок. Но в отличие от тех же корейцев, японцы не знали, как правильно инвестировать в укрепление позиций своего бренда на рынке или заниматься созданием каналов сбыта - зачем, если этим занимается оператор? А без их контрактов и тарифных планов, розничные цены цены были значительны выше, чем у корейских или финских одноклассников.

Перл Харбор и Иводзима

Нельзя сказать, что японцы не стремятся выйти на мировой рынок - сейчас же, в связи с рецессией, насыщением рынка (японцы перестали менять трубки каждый сезон). Даже у нас порой в магазинах можно увидеть трубки от японских производителей.

Однако, основным рынком, куда пробуют пробиться японцы, являются США. Американский рынок хорош тем, что его можно использовать как полигон для испытаний новых технологий. Телефоны от Casio уже давно присутствуют у оператора Verizone.

Так, совсем недавно NEC Casio (эти 2 компании, вместе с Hitachi, решили сконсолидироваться, тем самым сократив число игроков внутреннего рынка с 8 до 6) в сотрудничестве со сноуборд-гигантом Burton выпустила противоударную модель N-03C для DoCoMo, которая идет, разумеется в белом цвете с коричнево- брозновыми вставками - фанаты Шона Уайта ликуют. Более того, она оснащена gsm-модулем. Подробнее с ней можно ознакомиться здесь.

Другим интересным фактором является то, что на японский рынок активно внедряются американские игроки, такие как Apple и Google.

Порой, когда я сижу в вагоне японской электрички или метро, мне начинает казаться, что все вокруг
крутят в руках iPhone. Более того, он у всех моих соседей. Да и из всех моих знакомых японцев только у одного человека Regza на основе Android. Так что я со своим Самсунгом, купленным из соображений "лишь бы звонил да SMS слал" (к чему прибавляется мобильная электронная почта, которая тут заменяет привычные нам смс и ммс) выгляжу оригиналом.

Самое любопытное, что сам Нацуно Такеси, не последний человек в индустрии мобильной связи предпочитает всем доморощенным трубкам продукцию компании Apple: «Именно такой телефон я и хотел бы создать». Ведь основная сила айфона не в начинке, а в софте, как iTunes (особенно тут, где широкие слои населения незнакомо с торрентами и предпочитает заплатить за скачанный трек) и Apps.

Приживался айфон не ахти как быстро. Но конторе Стива Джобса удалось найти какой-то уникальный ключ, да так, что все остальные сейчас выступают в роли догоняющих. Поначалу японцы не могли понять, крут он или не крут. Японцам уже давно не в новинку выходить в сеть через телефон. Однако, по исследованиям Goo Research, порядка 79,9% пользователей ответило, что приобрело аппарат за тем, чтобы лазить по PC-сайтам, а не по упрощенным мобильным версиям сайтов.

"Андроид" не отстает - в новом сезоне у всех 3 операторов представлено по 5-6 моделей на данной ОС. Притом Toshiba смогла выпустить Regza одновременно у DoCoMo и AU KDDI. Sharp же иронизирует: свой смартфон для SoftBank с сенсорным экраном они назвали по заветам господина Нацуно - Galapagos.

Что дальше?

Еще в 2009-м году профессор Нацуно, преподающий в университете Кейо, собрал круглый стол, за которым обсуждался вопрос, чаще встающий ребром у нас, а именно, что делать-то?

«Самое удивительное на японском рынке то, что даже у среднего человека может быть суперпродвинутый телефон. Так почему бы нам не сделать это своим преимуществом?» - заявил он.

По ходу дела, так оно и получается. Пару месяцев назад на полках магазинов появилась Nintendo 3DS, позволяющая играть в трехмерные игрушки без 3D очков. Производители телефонов не остались в стороне от всемирного тренда по «оттрехмериванию» гаджетов. Так, Sharp представил в марте модель Lynx 3D для
DoCoMo (у них модель идет как SH-03C).

Следующим моментом станет постепенный отход строгой привязки телефонов к операторским сим-картам. Тем более, что после волны недовольств пользователей в роуминге (цена японской минуты в роуминге и не снилась нашим операторам) в прошлом году правительство Японии издало указ, обязывающий компании перейти на стандарт sim-free. Пока, правда, из 3 главных операторов DoCoMo, AU и SoftBank, только у последнего 2 телефона не привязаны к оператору. Но и те, правда, айфоны. Конечно, всегда остается варианты с hyper-sim и прочими техническими ухищрениями для особо страждущих.

Японцы поняли всю силу приложений - на той же конференции было высказано мнение, что необходимо уделять больше внимания приложениям и не бояться приглашать иностранных специалистов.

Все есть. Осталось только успеть выйти на мировой уровень, пока не стало слишком поздно. Ведь кажется, что теперь каждый хочет себе если не шедевр маркетинговых стратегий Стива Джобса, то хотя бы что-то на Android OS.

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost