Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Дубовые шестеренки "электронного государства"

Ноу-хау | 08.09.2009 11:30

Прежде чем приступить к самой статье, я хотел бы поблагодарить респондентку, которая любезно предоставила тему для нее, назовем ее условно Ольга. Кстати, заголовок для статьи придумала тоже она, после того, как побывала в этих самых шестеренках...

Без толстой сумки на ремне

Началась вся история с того, что Ольге потребовалось отправить несколько документов в местную прокуратуру. Если бы их можно было послать почтой, то так бы она и сделала, но беда в том, что переписка результатов упорно не давала. А когда инициативная группа попала на прием к прокурору и там подала ему документы лично, то выяснилось, что отправленных писем в прокуратуре не получали. Вернее, получать-то конечно получали, но вот куда эти письма девались потом — очень темный вопрос. Сейчас тех, кто их заныкал, ищет служба безопасности прокуратуры, поскольку есть основания полагать, что письма потерялись не просто так, а по причине материальной заинтересованности в потере. Пожелаем же службе безопасности удачи в ее поисках...

Собственно сама история началась тогда, когда потребовалось к уже переданным документам дослать еще кое-что. Часть из дополнительных бумаг была большого формата и неважного качества, так что вариант с факсом отпадал. Слать было решено по электронной почте, и день принятия решения явно был проклят святым Исидором Севильским...

Началось все с попыток разыскать на сайте прокуратуры электронный адрес. Его там, по закону подлости, не было. Попытки нащупать его методом тыка, посылая письма на стандартные входы типа "root", "admin", и прочие, успехом не увенчались. Попытки выпросить адрес у одного из работников прокуратуры также успеха не принесли. Вернее, принесли: адрес таки был получен. Но попытки послать по нему что-нибудь приводили либо к отлупам вида "не удалось доставить", либо к пропаже письма. Контактный работник утверждал, что ничего не получает.

В общем, пришлось прибегнуть к нетрадиционным методам. На одном из серверов бесплатной почты был заведен почтовый ящик, специально для этого самого контактного работника. Паролем был установлен номер его телефона. С этого адреса самой себе Ольга послала требуемые документы, чтобы они лежали и во "входящих", и в "исходящих". После этого письмо было наконец-то получено. (Информация, напомню, была запрошена самой прокуратурой).

Ну, и финальным аккордом стал запрос из прокуратуры. Запрос на предоставление по электронной почте документов, которые были предоставлены за месяц до этого. В письме указывалось аж два почтовых адреса, на которые следовало послать уже посланные файлы. Занавес.

Доколе?!

Лично мне при чтении описания всех этих мытарств вспомнился приказ Генерального прокурора, №56 от 11 сентября 2002 года, "Об утверждении Временной инструкции о порядке работы сотрудников Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет". Текста приказа в сети я не нашел, что символизирует. Сам я его отксерил у знакомых, как забавный артефакт.

Приказ содержит требования к рабочим местам, подключенным к Интернет. Прежде всего, они должны быть отключены от всей остальной прокурорской локальной сети. Также на этих компьютерах запрещено обрабатывать служебную информацию. Это, в принципе, разумные требования: вирусы сейчас умнеют, и не стоит давать им возможность спереть вместо данных кредитной карты материалы какого-нибудь уголовного дела.

Стандартны также требования проверять все скачанное на вирусы, не рассылать коммерческой рекламы, совершать действия, запрещенные законодательством, и т.п. Но вот запрет ведения секретных и конфиденциальных переговоров в помещении, где находится компьютер, подключенный к Интернет, уже отдает паранойей. Еще фееричен пункт 2.6 Приказа:

"Во избежание утечки, искажения или разрушения обрабатываемой на ПЭВМ информации, а также повреждения операционной среды и прикладных программ не рекомендуется получать из сети Интернет свободно распространяемое программное обеспечение и осуществлять его запуск, за исключением случаев легального авторизованного получения программного обеспечения известных фирм-производителей".

Формулировка меня смущает. Насколько известной должна быть фирма-производитель? Что такое "свободно распространяемое"? Что такое "авторизованное получение"? Не говоря уже о том, что вирусы с троянами встречались и в программах "известных фирм-производителей", так что уберечься от них таким способом не удастся.

Но самый финиш — это так называемый "пакетный режим работы" когда запрос информации из сети осуществляется при помощи оператора. Веб-серфер заполняет карточку поискового запроса и передает ее специально обученным людям в отделе информационного обеспечения управления делами Генпрокуратуры. Эти люди выполнят запрос и запишут его результаты на дискету, которая должна прилагаться к карточке (кстати: припомните, в каком году вы в последний раз видели дискету?)

Но и это еще не все. Это я описывал веб-серфинг, а вот работа с электронной почтой, согласно Приказу, осуществляется только в пакетном режиме. И заявка на передачу информации должна быть санкционирована руководством "от начальника отдела и выше".

С 2002 года ситуация изменилась: появилась инструкция о порядке рассмотрения обращений, которая предусматривает их прием через "информационные системы общего пользования". Однако, публиковать адрес для таких обращений прокуратуры не обязаны, это по-прежнему остается жестом доброй воли с их стороны.

До тех пор, пока большинство прокурорских работников будут составлять люди старшего поколения, необходимость в "пакетном режиме работы" будет сохраняться. Надо просто подождать лет десять-пятнадцать, произойдет естественная смена поколений, и все станет нормально. Вдобавок, свою роль играет пресловутый человеческий фактор: за нарушение сроков ответа на обычное письмо чиновнику могут дать по шапке, а вот за электропочту — вряд ли.

Поэтому пока в разного рода государственных организациях (не только прокуратурах) не редкость почтовые ящики, которые никто не проверяет, либо проверяют по звонку вида: "а мы вот вам там почту электронную послали, проверьте пожалуйста". (Мудро поступили составители соответствующей инструкции из воронежской облпрокуратуры, отдельным пунктом обязав помощника прокурора области ежедневно проверять ящик. Не думаю, что такой же пункт есть в инструкции по работе с почтой обычной).

Еще одной причиной того, что органы государственной власти не стремятся вступать с гражданами в электронные контакты третьего рода является то, что такой переписке придется придавать какой-то официальный статус. А что это за официальный документ, у которого ни подписи, ни печати, в который вообще можно что-нибудь приписать, и сказать, что так и было? Ситуацию может спасти электронная подпись, но произойдет это не ранее, чем она станет повсеместно распространена, и ее использование будет предусмотрено ведомственными инструкциями. Естественно, имеется в виду полноценная ЭЦП, выполненная с помощью сертифицированных средств и в соответствии с одноименным законом.

В общем, до тех пор, пока электронные сообщения не будут приравнены к "бумажным", регулярно будут происходить случаи, подобные тому, с которого мы начали статью. Причем приравнять их нужно не только на высшем уровне, но и в инструкциях, принятых на уровне краев, областей и других субьектов Федерации. Надеюсь, что на это все же не потребуется пятнадцати лет...

разделы: Ноу-хау | Право

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost