Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Интернет-менеджмент: куда пойти учиться

Анна Караулова, Екатерина Тихонова
Реклама | Школа | 05.05.2010 09:51

От редакции: эта статья была опубликована в прошлом году. Но в природе все повторяется - этой весной прошел очередной набор на курсы менеджеров интернет-проектов в ГУУ (RMA) и в ВШЭ. Мы решили напомнить, чем отличаются эти курсы и что думают о них сами студенты. Коммментарии к статье тоже веселые.

Все началось осенью 2007 года… Хотя нет, началось намного раньше: с выступлений на высоких сценах РИФа и КИБа, с обсуждений в переговорных, ресторанах и пабах. Руководители интернет-компаний жаловались на острую нехватку менеджеров, причем во всех направлениях сразу.

Программистов, проектировщиков, дизайнеров, флешеров тоже не хватало. Но этих хотя бы было понятно, где брать. А вот где брать "проджектов", которые будут руководить всеми вышеописанными персонами, если ни один ВУЗ таких специалистов не готовит, а собственных сил на учительство не хватает – не ясно.

Осень 2007 года стала временем, когда компании перешли от слов к делу. На "Вебпланете" тогда появился дружеский выхлоп как раз на тему способов и мест ловли сотрудников:

«Вскоре тропинка уперлась в небольшое болотце с квакающими лягушками. Посреди болота сидела печальная Соня Соколова с огромным сачком.

– Нихао ду-ю-ду, Соня! – крикнул Дмитрий, не подходя ближе, чтобы не замочить ноги. – Как поживает наша дружественная рыболовецкая артель «Я и Мы»? Каков улов?

– Каков-каков... – буркнула Соня. – Херов! Я тут, между прочим, как женщина сижу, а не как гребаный рыбак. Я так и не поняла, как это получилось. Я даже крючки вязать не умею. А место, что это за место?! Вы бы меня еще в университет Патриса Лулумбы послали!»

Шутки-шутками, но в июле позапрошлого года Соня объявила о наборе слушателей на первые государственные курсы повышения квалификации по специальности "интернет-менеджмент". Дальше, чтобы не запутаться, лучше описать события в хронологическом порядке:

Июль 2007 – анонс курсов Государственного Университета Управления «Менеджмент в сфере интернет-технологий» (RMA).

Октябрь 2007 – завершение набора в первую группу (И-1).

Апрель 2008 – завершение набора во вторую группу (И-2).

Сентябрь 2008 – анонс программы переподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Государственного университета «Высшая школа экономики».

Октябрь 2008 – завершение набора в третью группу (И-3) в RMA.

Ноябрь 2008 – завершение набора в первую группу в Вышке.

Декабрь 2008 – первая защита дипломов в RMA.

Вроде бы информации о специальностях в Интернете достаточно. Свой сайт есть и у RMA, и у ВШЭ. Однако почему-то получается, что те, кто ищет ответ на вопрос: «Куда пойти учиться?» знают или про одни курсы, или про вторые. Хотя, честно признаться, больше информации все-таки про RMA. Специальность пиарится на всех отраслевых конференциях, у нее красивые буклеты и постоянно обновляемый сайт. Потому с RMA и начнем.

Специальность «Менеджмент в сфере интернет-технологий» (RMA) при ГУУ

Создана в 2007 году
Место дислокации: Выхино
Сайт: http://rma.ru/internet/about.html
Руководитель: Юлия Лесникова
Куратор: Соня Соколова
Количество групп: 1 выпуск, 2 в процессе обучения
Стоимость обучения: 160 000 рублей
Срок обучения: 1 год
Количество лекций в неделю: три
Следующий набор: апрель 2009

Отзыв руководителей о специальности:

Не будем приводить то, что написано на сайте. Если захотите, сами ознакомитесь. В процессе подготовки этой статьи мы планировали, что один из руководителей или кураторов немного расскажет о том, какие цели достигнут студенты, учась на специальности и какие методы используются при организации процесса. К сожалению, с RMA это сделать не удалось. Пришлось надергать цитат из комментариев с обсуждением специальности в ЖЖ Сони Соколовой:

«Это курс для проджект-менеджеров, руководителей… Это для студентов, которые намереваются дальше идти работать по профилю, работающих проджектов низкого уровня с прицелом на быстрый карьерный рост и людей, которым в работе просто не хватает системы… (Преподают – прим.) технари – читают все, от веб-дизайна и юзабилити до систем управления контентом… (Также преподают – прим.) общий курс менеджмента, он … занимает около 40 часов… Я каждый раз (на лекциях – прим.) разное рассказываю, подстраиваюсь под текущую ситуацию и запросы конкретной группы. И еще людей приглашаю разных, чтобы рассказывали о новейших тенденциях».

Отзывы студентов:

Бурные обсуждения в блогах и на форумах вызвала защита дипломов группы И-1 (наиболее полный отчет о происшествии составила и выложила в своем блоге студентка третьей группы). Но, несмотря на неоднозначный первый блин, студенты, проходящие обучение сейчас полны оптимизма:

«Отучившись в РМА 4 месяца, я могу сказать, что уже получила очень многое. Фактически, я стала очень активно применять полученные знания и это заметили и клиенты, и мое начальство. Мне проще находить общий язык со специалистами, потому что я могу объяснить на их терминологии, что мне не нравится, и что я хочу изменить. Я хочу получить знания, практически применимые знания, в таком виде, в котором они смогут реально помочь в моей работе.

Я, как и многие управленцы в отрасли, выросла из узкоспециализированного специалиста, постепенно осваивая различные области. Но не возможно быть профессионалом везде. В управлении людьми и проектами мне знаний стало катастрофически не хватать. Я изобретала велосипед за велосипедом, разбивала лоб, стучась в открытую дверь. И задумалась о втором высшем образовании в ГУУ. И тут – появился этот курс. Я выбрала программу за преподавательский состав. На работе посчитали, что получится выгоднее оплатить мое обучение в RMA, чем все семинары и конференции отрасли, где я буду видеть тех же людей. К тому же, я не стало бы хватать в кулуарах за пуговицу того лектора, которого в RMA на лекциях терзаю вопросами нещадно».

«Хотелось получить понимание всех сторон интернет-бизнеса (поскольку я не имею прямого к нему отношения), познакомиться с основными бизнес-игроками этого рынка, найти новых единомышленников для общения, для возможной в будущем совместной работы. Ну и главное: понять для себя перспективность этого рынка, возможность использования полученных знаний для помощи своему текущему бизнесу и, возможно, в будущем поработать менеджером в интернет-компании. Денежный оборот отрасли растет, соответственно, растут возможности в ней заработать».

Возможности заработать в Интернете – это, конечно, интересно. Однако у некоторых из крупных компаний сложилось специфическое отношение к выпускникам RMA. Вот что говорит на эту тему Андрей Себрант:

«Курс – и особенно идеология защиты диплома – рассчитан на тех, кто будет работать в мелких конторах, а не в больших командах, где специализация намного глубже… Для меня, в частности, вывод в том, что… нельзя советовать нашим сотрудникам идти в РМА – им это помешает.

Ну и как следствие – наличие РМАшного диплома даже с формальной точки зрения не является плюсом для соискателя на наши вакансии. Скорее – наоборот».

Программа "Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов" в Высшей школе экономики

Создана в 2008 году
Место дислокации: Электрозаводская/Семеновская
Сайт: http://hsbi.ru/ru/content/view/71/94/
Руководитель: Екатерина Валериевна Лобза, Светлана Валентиновна Мальцева
Куратор: Федор Вирин
Количество групп: 1 в процессе обучения
Стоимость обучения: 160 000 рублей
Срок обучения: 1 год
Количество лекций в неделю: три обязательных и 1-2 факультативных
Следующий набор: апрель 2009

Отзыв руководителей о специальности:

Федор Вирин:

«Планируя обучение студентов, я стараюсь научить их в первую очередь работать, а не просто знать какие-то теоретические основы. Поэтому мы очень большое внимание уделяем практике и работе с практиками.

У меня есть задача подготовить персонал для работы в больших компаниях. Есть разница в том, чтобы делать маленький обособленный проект, и в том, чтобы работать в крупной компании и встраиваться в производственные процессы. Большие компании, представители которых, в том числе, преподают на курсах переподготовки, предъявляют специфические требования к будущим сотрудникам. Мы стараемся подготовить людей, которые могут и сумеют работать в команде».

Отзывы студентов:

«Моя главная задача – усилить навыки в управлении интернет-проектами. В эти навыки входят оценка состоятельности проекта (рыночная составляющая), финансовая сторона дела, подбор и управление персоналом, построение рабочего процесса от начала и до конца, стандарты в проектах, управление развитием компании, противостояния угрозам + разные best practices.

Я пришел на эту программу, потому что считаю, что набор компетенций, заявленный в программе, должен способствовать моему развитию как управленца, в том числе и в карьерном плане. Я считаю, что после выпуска я должен быть готов взять проект (стартап, либо проект внутри компании) и провести его от самого начала (согласования, цели, задачи) до победного конца (сдача проекта) без постороннего вмешательства».

«На мой взгляд, преподавание экономических и управленческих дисциплин отличает ВШЭ от всех других вузов в лучшую сторону. При этом, насколько мне известно, аналогичная программа есть в ГУУ, причем преподаватели интернет-специфики почти одинаковые, а база общих курсов в ВШЭ гораздо сильнее».

На специальности несколько раз в месяц проходят гостевые лекции, видимо, как нечто завлекательное для тех, кто так и не решил – стоит ли платить деньги за обучение. Анонсы публикуются в рассылке и иногда, в блоге Вирина.

# # # #

Изучая предложенные материалы, вы можете заметить, что специальности действительно между собой очень схожи. И на каждой их них готовят менеджеров. Не просто "исполнителей", которых последние 10 лет было модно называть этим словом, а управленцев – людей, которые могли бы ставить цели, определять способы их достижения, а также анализировать результаты (в том числе и финансовые) произведенных действий.

Программы позволяют не только расширить свой кругозор по темам, касающимся разработки сайтов и сервисов, способов заработка в Вебе, методик продвижения и привлечения трафика, планирования работ команды и многого-многого другого… Обучение позволяет привести ранее полученные разрозненные знания в систему.

Но главное – в течение года студенты имеют возможность попробовать себя в совершенно разных специализациях и выбрать то, что действительно будет по душе.

разделы: Школа | Реклама

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost