Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Марк Андрессен: Почему софт покоряет мир

Марк Андрессен
Ноу-хау | 30.08.2011 15:40

От редакции: в Интернете тысячи людей охотно объяснят любому желающему, почему Facebook и Twitter - пузыри, которым недолго осталось, а Microsoft станет лишь прибыльнее. А тысячи других столь же убедительно объяснят, почему все будет наоборот. Кого же слушать?

Имя Марка Андрессена, разработчика первого браузера Mosaic / Netscape, сейчас связано с самыми заметными стартапами - инвестор Twitter, соучредитель Ning, член совета директоров Facebook и eBay, соучредитель венчурного фонда Andreessen Horowitz, который вложился в Skype, Zynga и Foursquare. "Вебпланета" публикует перевод смелого прогноза Марка Андрессена из его колонки в Wall Street Journal.

На этой неделе компания Hewlett-Packard (где я вхожу в совет директоров) сообщила, что собирается избавиться от своего испытывающего трудности PC-подразделения, сосредоточившись на программном обеспечении, в котором видит больше потенциала для роста. Google тем временем покупает производителя сотовых телефонов Motorola Mobility. Оба решения удивили техномир. Но оба они вполне соответствуют наблюдаемой мной тенденции, которая заставляет меня оптимистично смотреть в будущее американской и мировой экономики, несмотря на недавнюю суматоху на биржах.

Коротко говоря, софт завоевывает мир.

Сегодня, спустя более 10 лет после "пузыря доткомов", около дюжины новых интернет-компаний вроде Facebook и Twitter вызывают разногласия в Кремниевой долине тем, как стремительно растет их оценка, а порой и своим успешным выходом на IPO. Шрамы, оставленные банкротством Pets.com и Webvan, все еще свежи в памяти инвесторов, и люди спрашивают: "А то, что сейчас, разве не еще один новый опасный пузырь?"

Я вместе с другими людьми отстаиваю противоположную точку зрения. (Я - один из основателей венчурной компании Andreessen-Horowtiz, инвестировавшей в Facebook, Groupon, Skype, Twitter, Zynga и Foursquare, не считая прочего. Также я лично инвестировал в LinkedIn.) Мы верим, что многие из заметных новых интернет-компаний занимаются настоящим, быстро растущим, высоко прибыльным и защищенным бизнесом.

На самом деле, на бирже сегодня ненавидят технологии, это доказывают рекордно низкие соотношения цены и прибыли технологических компаний. У Apple, например, оно близко к 15,2 - примерно как и у рынка в целом, несмотря на крайнюю прибыльность и доминирующее положение на рынке (недавно Apple стала самой дорогой компанией в мире, обойдя Exxon Mobil). И возможно, показательнее всего то, что пузырь не возникнет, когда люди постоянно кричат о его возникновении.

Пока вокруг финансовой оценки кипят споры, моя личная теория заключается в том, что мы сейчас переживаем масштабный и резкий технологический и экономический сдвиг, в ходе которого софтовые компании могут ухватить большой сектор в экономике.

Все больше и больше крупных компаний и целых индустрий работают на программном обеспечении и предоставляются пользователю как онлайн-сервисы - от кинематографа до сельского хозяйства и национальной обороны. Многие из сегодняшних победителей - технологические компании, вторгающиеся в привычные индустриальные системы и переворачивающие их. Я ожидаю, что в течение ближайших 10 лет многие другие индустрии окажутся потревожены софтом.

Почему это происходит сейчас?

Спустя шестьдесят лет после начала компьютерной революции, сорок лет после изобретения микропроцессора и двадцать лет после появления современного Интернета вся технология, необходимая для влияния софта на другие индустрии, наконец-то работает и может широко распространяться по всему миру.

Более двух миллиардов человек сейчас используют быстрый Интернет - сравните с 50 миллионами десятилетием ранее, когда я работал в основанной мной компании Netscape. В ближайшие 10 лет, по моим ожиданиям, как минимум 5 миллиардов людей по всему миру обзаведутся самртфонами, дающими каждому своему обладателю мгновенный доступ ко всей мощи Интернета в каждую секунду каждого дня.

С технической стороны, программное обеспечение и интернет-сервисы делают несложным запуск новых массовых стартапов во многих индустриях - без необходимости вкладываться в новую индустрию и обучать новых сотрудников. В 2000-м, когда мой партнер Бен Хоровитц был директором первой компании, занимавшейся облачными вычислениями, Loudcloud, аренда обычного интернет-приложения составляла около 150.000 долларов в месяц. Сегодня то же приложение в облаке Amazon обойдется в 1500 долларов.

Снижение цен на создание компаний и расширение рынка для онлайн-сервисов приводят к тому, что глобальная экономика впервые будет полностью цифровой - мечта кибер-визионеров начала 90-х воплотилась целое поколение спустя.

Возможно, самый яркий пример поглощения традиционного бизнеса софтовым - недавнее банкротство книжной сети Borders и рост Amazon. В 2001-м сеть Borders согласилась отдать свое онлайн-направление компании Amazon, считая продажи книг в Интернете не слишком значимым делом.

Ошиблись.

Сегодня крупнейший книжный продавец в мире, Amazon - софтовая компания, чья основная способность - потрясающий программный движок, позволяющий продавать практически что угодно в Интернете, без физических магазинов. К тому же, пока Borders шел к банкротству, в Amazon видоизменяли свой сайт, чтобы на первом месте шли цифровые книги для Kindle, а не бумажные. Теперь даже сами книги стали софтом.

Крупнейший видеосервис по числу подписчиков сегодня софтовый - Netflix. То, как он порвал сервис Blockbuster с его физическими точками - старая история, но теперь и остальные традиционные развлекательные компании оказались перед лицом той же угрозы. Comcast, Time Warner и другие отвечают на нее, превращаясь в софтовые компании с помощью сервисов вроде TV Everywhere, освобождающих контент от физического кабеля и передающих его на смартфоны и планшеты.

Главные музыкальные компании тоже софтовые: это iTunes Store от Apple, Spotify и Pandora. Роль традиционных лейблов все чаще сводится лишь к тому, чтобы предоставлять этим компаниям контент. Выручка индустрии от цифровых каналов составила 4,6 миллиарда долларов в 2010-м, и это 29% всей выручки - а в 2004-м было лишь 2%.

Быстрее всего сейчас растут разработчики видеоигр - опять же, софта - индустрия выросла за последние пять лет с 30 до 60 миллиардов долларов. И быстрее всего из них растет Zynga (запустившая, помимо прочего, известную игру Farmville), работающая исключительно на онлайн. Ее доходы за первый квартал этого года составили 235 миллионов долларов, увеличившись за год более чем вдвое. Предполагается, что Rovio, известная по Angry Birds, выручит в этом году 100 миллионов (а на момент запуска игры в 2009-м компания была на грани банкротства). В то же время у традиционных игровых гигантов вроде Electronic Arts и Nintendo прибыль замерла, а то и вовсе падает.

Лучшая новая кинокомпания за десятилетия, Pixar - это тоже софт. Самому "Диснею" пришлось ее купить, чтобы не отстать от времени.

Фотография, конечно, давно уже поглощена софтом. Практически невозможно купить мобильник, в котором не было бы управляемой софтом камеры, а снимки автоматически загружаются в Интернет для вечного хранения и глобального распространения. На смену Kodak пришли компании вроде Shutterfly, Snapfish и Flickr.

Главной маркетинговой платформой стала софтовая компания Google. Теперь к ней присоединились Groupon, Living Social, Foursquare и другие, использующие программное обеспечение для маркетинга торговых точек. "Групон" получил более 700 миллионов долларов в 2010-м после каких-то двух лет существования. (примечание Вебпланеты: при высоких доходах расходы Groupon еще выше, так что в данный момент сайт убыточен)

Самой быстрорастущей телекоммуникационной компанией стала Skype, купленная Microsoft за 8,5 миллиардов. А у традиционной CenturyLink, третьей по величине телекоммуникационной компании в США с 20-миллиардной капитализацией, прибыль сокращается. Две гиганта, AT&T и Verizon, тем временем выжили благодаря превращению в софтовые компании, подписав партнерские соглашения с Apple и другими производителями смартфонов.

LinkedIn - самая быстроразвивающаяся компания найма. Она впервые дала работникам возможность моментально предоставлять работодателям свои резюме для поиска - тем самым приступив к покорению 400-миллиардной индустрии трудоустройства.

Софт пробирается даже в области, традиционно считавшиеся уделом физического мира. В сегодняшних автомобилях софт управляет двигателем, следит за безопасностью, развлекает пассажиров, указывает маршрут водителю и подключает автомобиль к мобильной, спутниковой и GPS-сетям. Дни, когда автомобилист мог сам чинить свою машину, прошли. Популяризация гибридных и электрических автомобилей только усиливает эту тенденцию - электромобили полностью контролируются компьютером. А в Google и крупных автокомпаниях уже вовсю работают над беспилотными автомобилями - также управляемыми программным обеспечением.

Крупнейшая торговая сеть в физическом мире, Wal-Mart, использует софт для логистики и распространения, что помогает ей быть лидером. FedEx сегодня можно описать как программную сеть, у которой есть еще и грузовики, самолеты и центры распределения. Успех авиакомпаний зависит от их способности грамотно выставлять цены на билеты и оптимизировать маршруты - в этом деле тоже не обходится без софта.

Нефтяные и газовые корпорпации одними из первых обратились к суперкомпьютерам, визуализации и обработке данных - в деле добычи нефти и газа это сейчас ключевые вещи. Сельское хозяйство все больше обращается к софту, включая спутниковый анализ почвы, объединенный с алгоритмами расчета посевов.

Финансовая индустрия была заметно преобразована программами в последние 30 лет. Практически любая финансовая транзакция, начиная с покупки кем-то чашки кофе и заканчивая сделкой на триллион долларов, проводится через софт. И многие из ведущих инноваторов в этой области - софтовые компании вроде Square, позволяющей любому принимать платежи с кредитки с помощью мобильного телефона, и PayPal, чьи доходы во втором квартале этого года составили миллиард - на 31% больше, чем годом ранее.

Здравоохранение и образование, на мой взгляд, следующие претенденты на подобное преобразование. Моя венчурная фирма поддерживает активные стартапы в обеих этих гигантских и критичных индустриях. Мы верим, что обе эти сферы, исторически очень сопротивляющиеся переменам, сейчас готовы к ним.

Даже армия все больше прибегает к софту. Современный солдат связан с множеством программ. Беспилотные дроны способны вести боевые действия под управлением программ, не подвергая риску жизни людей. Потенциальные террористические планы обнаруживают с помощью обработки данных.

Компаниям в любой индустрии следует признать, что приходит революция программного обеспечения. Это включает даже те из них, которые основываются на софте уже сегодня. Громадные корпорации вроде Oracle и Microsoft могут оказаться не у дел из-за новых программных предложений вроде Salesforce.com и Android (особенно в мире, где Google владеет крупным производителем телефонов).

В некоторых областях, особенно опирающихся на компоненты из "реального мира" вроде нефти и газа, софтовая революция в основном сыграет на руку лидерам рынка. Но во многих других она приведет к появлению стартапов, безнаказанно вторгающихся на поделенную территорию. В течение ближайших 10 лет будут разворачиваться масштабнейшие сражения старых игроков с новичками. Экономист Йозеф Шумпетер, популяризовавший термин "креативное разрушение", мог бы гордиться собой.

И в целом это хорошо скажется на американской экономике - как бы не сомневались американцы, переживающие сейчас из-за своих пенсионных накоплений. Не случайно многие из крупнейших современных технологических компаний, включая Google, Amazon и eBay - американские. Наше сочетание отличных университетов, рисковой бизнес-культуры, желания вкладывать капитал в инновации и надежного делового права не встречается более нигде в мире.

Однако есть и несколько серьезных испытаний.

Во-первых, каждая новая компания в текущей экономической ситуации сегодня вынуждена идти против ветра, что делает ее задачу куда сложнее, чем в относительно сытых 90-х. Впрочем, и тут можно найти хорошее: те компании, которые все-таки пробьются в таких условиях, будут очень сильными и несгибаемыми. А когда экономика придет-таки в порядок, всем придется поберечься - эти новички станут расти еще быстрее.

Во-вторых, у многих людей в США и по всему миру не хватает образования и навыков, требуемых для работы в этих новых компаниях. Это катастрофа: каждая компания, с которой я работал, отчаянно искала достойных людей. Квалифицированные специалисты по разработке, менеджеры, маркетологи и агенты по продажам в Кремниевой долине могут выбрать себе высокооплачиваемую работу из десятков предложений в любое время, в то время как безработица по стране зашкаливает.

Проблема усугубляется еще и тем, что многие люди окажутся в софтовой революции не на той стороне баррикад и никогда больше не смогут работать по своей специальности. Единственный способ с этим бороться - давать людям соответствующие образование, и в этом нам необходимо свернуть горы.

Наконец, новые компании должны доказать свою состоятельность. Им надо создать вокруг себя культуру, восхищать своих клиентов, добиваться своего преимущества над конкурентами и, да, подтверждать, что их высокая оценка - никакой не пузырь. Глупо было бы считать, что создавать новую высокоприбыльную софтовую компанию в устоявшейся индустрии легко. Это адски сложно.

Мне повезло работать с некоторыми из лучших компаний этого нового поколения, и я могу сказать, что они действительно хороши в своем деле. Если они оправдают мои и чужие ожидания, они станут ключевыми компаниями в мировой экономике, поглощая куда более широкие рынки, чем технологической индустрии удавалось раньше.

Вместо того, чтобы постоянно сомневаться в их высокой оценке, давайте посмотрим, как новое поколение технологических компаний справляется со своей работой, каковы общие последствия для бизнеса и что мы вместе можем сделать, чтобы увеличить число инновационных софтовых компаний в США и по всему миру.

Это - возможность выиграть по-крупному. Я знаю, во что я вкладываю свои деньги.

разделы: Ноу-хау | Софт

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost