Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Феномен социомедийного текста

Ноу-хау | 08.02.2011 14:59

Задумывались ли вы о том, что тексты в Интернете, особенно в социальных медиа (социальных сетях, блогах) имеют свои специфические стилевые, языковые особенности? Можно говорить о том, что сегодня формируется особый феномен социомедийного текста (СМТ), предназначенного для социомедийного читателя (СМЧ). Что для подобных текстов характерно?

Технологические характеристики СМТ

* интерактивность. Текст ориентирован на дискуссию с читателями, которая становится неотъемлемым дополнением к исходному тексту и повышает его ценность (в т.ч. для самого автора);

* полемичность, или «черно-белое видение». Текст должен активизировать интерактивную деятельность читателей, заставлять их спорить друг с другом, поляризовать аудиторию для выявления «борьбы мнений» (буквально «сталкивать» противоположные мнения и их носителей друг с другом);

* гипертекстовость. Наличие активных ссылок, по которым читатель перемещается от одного текста к другому, можно рассматривать как модель человеческого мышления в целом (ярко заметны тематические переходы в мышлении ребенка, особенно гиперактивного, или в условиях патологии – «скачка идей»);

* трендоориентированность, или сиюминутная актуальность – ориентация на текущие «топовые» темы, чтобы текст был более замечен, своего рода райтерское SEO.

«Детские» характеристики СМТ

Для текстов в блогах и соцсетях характерна регрессионность, или «возврат в детство» - поскольку в процессе интернет-серфинга социомедийный читатель погружается в отчасти «детское» состояние, при этом сочетая черты гиперактивного (СДВГ) и аутичного (отгораживание от реального социума, "особенное" мышление) ребенка. Какие же это «детские» черты?

* псевдонимность - псевдоанонимность. Автор текста скрывается за псевдонимом, но часто скрывается "понарошку", как ребенок, играющий в прятки - прячется, чтобы его нашли;

* новояз - специфический сленг интернет-текстов соответствует "детской" речи: когда ребенок осваивает язык, он стремится придумывать новые слова;

* эмоциональность (для ребенка главное не логика, а чувства). Эмоциональный заряд заменяет рациональные аргументы, и читатели порой готовы принять на веру самые нелепые мнения, заблуждения и слухи, которые текст в себе несет;

* клиповое мышление (по Ашкерову) – восприятие информации небольшими порциями, которые можно «схватить» и «переварить» одномоментно. В этом СМЧ ведет себя так же, как гиперактивный, непоседливый и нетерпеливый ребенок. Для него важно, чтобы можно было охватить текст целиком, "одним взором" - для этого текст должен быть достаточно коротким, занимать один, максимум два экрана. Можно сказать, что идеальный социомедийный текст создается по принципу, описанному Бабелем: «говорит мало, но СМаЧно». (Или, вспоминая классику – «словам просторно, мыслям тесно»);

* экзистенциализация – события описываются автором не отстраненно, а через призму своего существования, как факт собственной жизни. Аналогом является детская эгоцентричность («все, что происходит - это для меня или с моим участием»).

Интегральные, обобщающие характеристики СМТ

* Главным достоинством социомедийного текста становится его "вирусность", способность к радиальному распространению в социомедийной среде, где читатель способен становиться не просто пассивным приемником информации, но и ее активным ретранслятором.

А вы можете к перечисленным чертам добавить что-то еще?

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost