Не так давно агентство Reuters, ссылаясь на исследования авторитетных в области медицины специалистов, обвинило социальную сеть Facebook в том, что она способствует молодёжному алкоголизму. Дескать, в молодёжной среде растёт количество людей, которые переносят алкогольный образ жизни в Интернет, оказывая тем самым негативное влияние на других обитателей сети. Затронули в этой статье и Facebook-пьянки, когда молодые люди собираются в определённое время за своими компьютерами и веб-камерами и хорошенько напиваются "за компанию".
Но эксперты не были бы экспертами, если бы не нашли решение проблемы. Они предложили выявлять сетевых алкоголиков по статусам и специфическим фотографиям, сделанным в алкогольном опьянении и выложенным в соцсеть.
Предвкушаю, как всё это может быть реализовано в наших широтах. Чем чёрт не шутит. В Рунете объявят сухой закон. А какая-нибудь организация, под властным покровительством, будет это дело контролировать, занимаясь мониторингом соцсетей и отлавливая в них алкашей. Но это, конечно, бред. До этого даже на Западе дело не дойдёт. И не будем объяснять - почему. Всё и так понятно.
Лучше расскажем про алкоголизм (или выражаясь более нейтрально – питейную культуру) в сети. Действительно ли Интернет на всех нас так негативно влияет и превращает в алкашей, то есть любителей спиртных напитков?
Элитная выпивка
Откуда берутся такие мнения, в принципе понятно. Количество молодых алкоголиков растёт. Не мудрено, что главными виновниками в этом процессе будут назначены всевозможные онлайн-ресурсы. Начиная от простейших текстовых мессенджеров и заканчивая крутыми социальными сетями и сервисами VoIP-телефонии, которыми молодое поколение активно пользуется. Кому, как не им, нести ответственность за всё плохое, что с молодёжью происходит. Особенно это касается социальных сетей.
И ведь не поспоришь. Это утверждение действительно имеет право на существование. У обычного человека на протяжении жизни возникает огромное количество самых разных социальных связей. Они не постоянны и с течением времени изменяются. Люди могут менять интересы, место учёбы, работы, жительства и т.п. Думается, не надо спорить, что в некотором роде это даже хорошо.
Но пресловутые соцсети, завоевавшие в последнее время интерес у самых широких слоёв населения, позволили разархивировать эти старые пользовательские связи, попутно их развиртуалив. И это не говоря ещё о том, что соцсети сами по себе уже являются неплохим средством для расширения таких связей. Так что с появлением в нашей жизни интернета поводов выпить на самом деле стало больше. Социальные сети и блоговые хостинги отреагировали на это, пойдя по пути стремительной алкоголизации.
А теперь, внимание, вопрос - кто за это всё реально должен отвечать? Интернет-ресурс, который расширяет пользовательские связи, способствуя употреблению алкоголя? Или пользователь, который сам принимает решение, накачиваться ему алкоголем или нет? Ответ очевиден. Интернет вроде как и не виноват. Нет гарантии, что не будь в их жизни Интернета, они бы не занимались каким-нибудь другим, более полезным делом.
Скорее, виновата массовая культура, сформировавшая такой образ, в котором алкоцентричность в повседневной молодёжной коммуникации вышла на первое место. Интернет эту коммуникацию лишь упрощает.
Но одно дело вести себя так и иметь к этому давнюю предрасположенность. Совсем другое, пристраститься к бутылке под воздействием пресловутой алкопропаганды. Далеко не каждый пользователь может похвастаться сильной волей. Конечно, всё индивидуально. Но как показывает практика, от среды тоже много чего зависит. И в этом случае виноват уже интернет.
Значит, всё-таки влияют. Взять, к примеру, тот же Twitter. Платформу, ставшую в последнее время настоящим откровением для представителей некоторых интеллигентных профессий, которая с подачи этих самых интеллигентов возвела культуру ежедневного алкопотребления в некий абсолют.
Вообще, интересная ситуация вырисовывается. Оказывается, пользователи, принадлежащие к пресловутой элитной прослойке, тоже хороши. Пока мы тут их нахваливаем, ставим в пример тёмной и неотёсанной массовой аудитории - а выясняется, что им самим побухать только и нужно.
На самом деле это нормально. В конце концов, у них работа такая, предусматривающая определённый образ жизни. Ничего тут не попишешь. Одно слово - богема. Так было всегда. Только не было так открыто. И лишь изредка просачивалось в массовую культуру.
Согласитесь, что благодаря Twitter и другим ресурсам похожего профиля, жизнь так называемых элит стала особенно прозрачной. И это не самым лучшим образом сказывается на остальной аудитории, которая всё это читает. Ведь, что хорошо и правильно для одних, не очень для других.
Правда, пока у этой платформы в России уровень проникновения в широкие массы не очень высок. Всё-таки пресловутые элиты предпочитают по большей части вариться в собственном соку. Но это дело наживное. Пройдёт немного времени и расстановка в этом сегменте по-любому изменится. И вот тогда наступит настоящее «счастье».
Вирусный маркетинг
Уже сейчас алкогольная тематика в маркетинговом и рекламном смысле считается дико перспективной. Особенно в условиях, когда для специфических рекламодателей (алкоголь и табак) закрываются двери в "приличные" соцсети.
В 2009 году на "Вебпланете" была описана социальная сеть будущего для алкоголиков, где в качестве главного "соблазнителя" выступает говорящая фляжка с сетевым подключением, которая позволяет находить "товарищей по увлечению". Этой весной, спустя два года, компания Heineken практически воплотила прогноз в жизнь - выпустив "умную" открывашку, которая при открывании пива приглашает друзей через Facebook и выдает призовую выпивку тем, кто собрал больше всего собутыльников.
Но в Рунете об этом пока ещё мало кто задумывается. Эффективно действует в сетевом направлении разве что Dewar - производитель шотландского виски, который вовсю пиарится в "Живом журнале" (для этого он не поленился даже создать дорогостоящее випово-брендированное сообщество) и на интернет-телевидении.
Существуют для индустрии и более неформатные способы продвижения. Например, народная реклама ресторанов. Тот, кто бывает в Twitter, наверняка знает, какой сильный "заряд внимания" получают различные питейные заведения. Интересно, что эту рекламу генерируют сами пользователи. А вы говорите, проплаченные блогеры. На самом деле всё проще, чем может себе придумать мозг, обременённый сложными кейсами и прочими SMM-сказками.
Пока никто не видит?
Мы, кстати, малость ушли от проблемы, первоначально поднятой агентством Reuters. В той статье речь, прежде всего шла о негативном влиянии простых пользователей на такую же массовую аудиторию. И ведь всё правильно эксперты, опрошенные Reuters, отметили: «Бухает народ по «Скайпу» и это плохо». Ну и пусть. Весь фокус в том, что всё равно это никто не видит.
Про сколько-нибудь значимое влияние уместно говорить только в том случае, когда существует нужный охват. Простые же пользователи по большей части функционируют в закрытых субкультурных резервациях, в которых вращаются в основном одни единомышленники. Поэтому ни о каком серьёзном влиянии не может быть и речи. Особенно в современных сетевых реалиях, когда Интернет убивает всякую авторитетность.
P.S.
Как известно, с 2007 года в России действует запрет на продажу алкоголя через Интернет. Недавно Верхновый суд и Роспотребнадзор еще раз подтвердили этот запрет. Правда, смысла в этом особого нет. Несмотря на наличие запрета, алкоголь по-прежнему свободно можно купить удалённым способом. На рынке действуют множество игроков, предоставляющих такие услуги. За всю Россию не скажу, но в столице и больших городах сделать это можно без труда.
Но многие специалисты всё равно признают, что этот рынок слишком мал. Покупают алкоголь через Сеть у нас крайне мало: в основном элитные марки. Даже самые технологически подкованные граждане предпочитают «затариваться» горячительным по старинке, в обычных магазинах. Рынок продажи алкоголя в Интернете по-большому счёту никому не нужен - видимо, потому власти за ним и не следят.