Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Секты и сайты: сообщества будущего

Ноу-хау | 17.08.2006 23:18

Люди осваивают новые территории обычно не в одиночку, а коллективно. На территории глобальной сети группки первопроходцев довольно быстро уступили место гигантским коллективам. Коллективы эти и размерами, и финансовыми оборотами не уступают некоторым государствам.

Обычно государства хвастаются протяженностью своих границ или плодовитостью населения. Но ведь большой, это не всегда равно эффективный и богатый. Cплоченные группы легко обставляют неповоротливые толпы. Вот например, рейтинг стран по подушевому валовому внутреннему продукту. В первой десятке почти нет гигантов, США занимают 6-е место. Тройка лидеров - Бермуды, Люксембург, Экваториальная Гвинея.

В Интернете пока еще царит гигантомания. Внимание публики приковано к крупным сетевым "социальным" проектам - от LiveJournal.com до MySpace.com. Публика любит внешние эффекты и новости, сообщающие цифры многомиллионных сделок. Но эти сделки - всего лишь индикатор очередной "золотой лихорадки".

Компаниям, желающим развивать и контролировать собственные сообщества, рецепты развития гигантов не подходят. Крупнейшие блоггерские сайты, проекты социальных сетей - это лишь "вспаханное поле" для роста коллектива. На нем одинаково процветает и картофель, и колорадский жук.

Успех определяется не средой, в которой формируется сообщество, а его правильной "заточкой" под конкретные коммерческие нужды. Механическое же копирование структуры и сервисов сетевых гигантов в лучшем случае приводит к появлению очередной неуправляемой толпы, а обычно заканчивается подсчетом убытков.

Результатом слепого "клонирования" является множество полумертвых сайтов, которые только бабушке-пенсионерке можно выдать за полноценное и живое интернет-сообщество. И ладно бы тупым подражательством занимались местечковые производители бубликов и обойного клея. Целое кладбище сообществ создано известными корпорациями - гигантами потребительского рынка. Это и расхваленная на РИФЕ, но не особенно активная "Школа охоты" (Stimorol), и недавно появившееся в Рунете кисельное коммьюнити (Velle Oats - от создателей каши "Быстров"), и изначально далекий от народа The HUB (сеть супермаркетов Wal-Mart), и прозябающий уже вторую пятилетку Мypetstop.com (Mars, Inc.), и окончательно растворившийся EnjoyCity (The Coca-Cola Company).

Подобная картина не так давно наблюдалась, например, в области сайтов знакомств. Пока не появилась "Мамба", которая показала всем, как нужно правильно строить копулятивные сервисы.

Что такое секта?

Для сообществ, к сожалению коммерсантов, таких простых мамбоподобных решений не будет. Сообщество нужно выращивать, его нельзя склонировать. Это принципиальное различие между организацией коллектива и организацией сервиса. Сообщество строится долго и затратно, а сервис быстро и дешево. Но сплоченный коллектив трудно уничтожить, а сервис быстро зачахнет при появлении нового, более удобного и практичного.

Для "коммерческого приложения" недостаточно собрать большую толпу в одном месте - необходимо оформить ее в управляемый коллектив. Либо создать коллектив-ядро, и уже с помощью такого коллектива концентрировать внимание толпы, извлекать из нее доходы. В футбольном бизнесе ведь не культивируют толпы болельщиков, а тщательно выстраивают систему чемпионатов, развивают клубы, выращивают игроков и создают кумиров.

Эффективность интернет-сообщества определяется не количеством хитов-хостов, а той силой, с которой участники вовлекаются в его деятельность. Тем временем, которое они посвящают жизни в любимом коллективе. Наиболее точное определение такого сплоченного коллектива - секта.

Термин этот, хотя и имеет негативную окраску в наше время, происходит от латинского secta и обозначает лишь замкнутую группу людей, объединенных некоторой идеей. Идеи эти обычно не абстрактны и не умозрительны, а вполне практичны и осязаемы.

Например, интернациональная секта женщин, объединенных идеей полезности грудного вскармливания (ГВ). Эта секта поддерживается Всемирной Организацией Здравоохранения и ЮНИСЕФ. Сильны ее позициии в странах бывшего СССР. Посмотрите замечательный проект "ТЕДДИ-клуб", он делается при поддержке Минздрава Украины - изучите основы идеологии грудного вскармливания.

С помощью ГВ-секты ВОЗу удалось выиграть войну с коммерческими компаниями, производящими детские молочные смеси. Рекламные бюджеты коммерсантов многократно превосходили скромное ВОЗовское финансирование образовательных программ. Но никакая реклама не смогла противостоять напору активисток, которые не только массово пропагандируют идеи грудного вскармливания, но и поддерживают широкую сеть обучения и взаимопомощи молодых матерей.

Главное свойство секты - высокая сплоченность и мотивация. Поэтому секты быстро и эффективно решают поставленные задачи. Секты не только потребляют товары и услуги, они являются мощной маркетинговой силой, способной формировать потребности и диктовать моду.

Не все секты организованы вокруг полезных идей. Но важно понимать, что механизмы создания любых сект, и деструктивно-тоталитарных, и прогрессивных - одинаковы. И какими бы они ни были, полезными или вредными, ясно одно: сетевые секты - это самая эффективная форма организации интернет-сообществ.

Сейчас можно наблюдать, как они оформляются - оттачивается идеологический аппарат, крепнет авторитет лидеров, строится сеть социальных связей. И они уже радуются первым громким успехам. И они быстро растут.

Продолжение следует...

разделы: Ноу-хау | Деньги

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost