Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Нишевые сообщества: космос на потолке

Жизнь | репортаж | 19.12.2008 02:30

Сравнение современной Сети с густонаселенным городом почти так же заезжено, как рифма «любовь-кровь». Тем не менее, если представить себе, что Рунет – это город с развитой инфраструктурой, проспектами, площадями, скверами и другими атрибутами, легче понять, чего ему не хватает.

Например, здесь есть множество форм массовых развлечений после (или вместо) тяжелого трудового дня - кино, библиотеки, музеи, места для знакомств и прочие приятные места. О них пишут в газетах, и в целом они на виду.

А есть еще «клубы по интересам» - нишевые интернет-сообщества. Ситуация с ними парадоксальная. С одной стороны, они не особенно заметны из-за своих небольших размеров и разрозненности. Они не делают сенсаций. С другой стороны, явление тоже массовое - почти каждый человек так или иначе оказывается в каком-нибудь клубе.

То, что нишевые сообщества станут следующим объектом пристального внимания после бума социальных сетей, "Вебпланета" предсказывала больше года назад. А в среду перспективы развития нишевых сообществ обсуждали на конференции РОЦИТа «Интернет-сообщества и блогосфера 2008».

Понаехали тут!

В самом начале участники мероприятия много говорили о ресурсах-вокзалах, через которые в наш уютный город вливались толпы до недавнего времени «неподключенных». Речь, конечно же, о социальных сетях Одноклассники.ру и Вконтакте. По данным, которые привел Сергей Кедров (SpyLog), количество пользователей некоторых социалок в уходящем году превысило аудиторию телеканалов. При этом очень небольшой процент людей, ищущих друзей детства и однокурсников на этих ресурсах, являются членами других, узкоспециализированных сообществ. Но это, считают эксперты, ненадолго (тем более, что эти ресурсы с каждым днем становятся все менее дружелюбными).

«Соцсети достигли своего пика!» - заявил директор по интернет-проектам Media3 Борис Тылевич.

«2008 год стал особенно успешным для социальных сетей, - согласился создатель одного из вокзалов Альберт Попков. - Следующий год станет определяющим».

А определиться поможет кризис. По мнению социолога Игоря Эйдмана, финансовая обстановка в мире станет провокатором развития новых интересных сообществ - когда люди лишаются работы (или боятся её лишиться), им становится не до бессмысленной болтовни с воображаемыми «одноклассниками». В условиях кризиса волей–неволей произойдет реструктуризация времени, проводимого людьми в Интернете, в пользу жизненно важных вещей.

Короче говоря, вместо того, чтобы убивать рабочее время флиртом с таинственными незнакомками или вдумчиво штамповать оценки к фотографиям, «понаехавшие» в Рунет товарищи наконец-то начнут искать здесь способы решения своих проблем (или конструировать эти способы), ответы на жизненно важные животрепещущие вопросы, сколачиваться в группы по интересам и, наконец, гораздо охотнее помогать друг другу.

Так что в следующем году нас ожидает настоящий бум специализированных «клубов» по интересам, производственных комьюнити, общественно-политических онлайн-движений, сетевых кредитных товариществ и других нишевых сообществ. Начав считать и экономить деньги, люди станут объединятся даже для оптовых закупок. Нужно отметить, что такая практика уже давно реализуется в некоторых сообществах (Эйдман привел в пример проект Eva.ru), но до недавнего времени носила спорадический характер.

А если спрос на нишевые сообщества увеличится, то вырастет и количество предложений. Клубы по интересам начнут развиваться как внутри уже существующих больших ресурсов (которые начнут приспосабливаться к новым условиям), так и на отдельных площадках – или, возвращаясь к метафоре города, в отдельных помещениях.

«Дядя, достань воробышка с потолка»

Как обустроить помещение для работы клуба по интересам так, чтобы всем его членам было комфортно? Алексей Сидоренко из «1С Битрикс» считает, что секрет успеха в понимании того, для кого и в каких целях создается то или иное комьюнити – примитивное «хочу себе социальную сеть» не прокатит, и тому есть немало примеров. А вот если четко и внятно определить цели и задачи, функционал подогнать несложно, благо, «клубы» мало чем отличаются от всем привычных форумов - разве что функций побольше.

Хорошо, допустим, сайт у нас есть. Народ подтянулся, трещит себе о своем, тусуется. С какими проблемами могут столкнуться создатели подросшего и успешно живущего своей жизнью нишевого сообщества? Об этом рассказал представитель Habrahabr.ru Александр Савицкий.

Во-первых, по его словам, комьюнити профессионалов сложно монетизировать, так как пользователи не готовы платить за сомнительные услуги. Во-вторых, если убедить интернет-пользователей в том, что «у нас тут круто», в какой-то момент уютную компанию общающихся по делу людей непременно пополнят те, кто просто мимо шел. А это чревато последствиями: пустым трепом, лишней информацией и прочим мусором. Хабракоманда решила эту проблему - тупо закрыла возможность регистрации для новых пользователей (сейчас, правда, калитку при-под-открыли введением инвайтов). Савицкий назвал это вынужденной мерой, сравнимой с «переливанием крови» - нецелевая аудитория постепенно отпадет, и все вернется на круги своя.

Есть и другая проблема: наивно полагать, что наигравшись в куклы, сто тысяч миллионов пользователей «Одноклассников» возьмут и переедут в какое-то конкретное нишевое сообщество. У каждого «клуба по интересам» есть свой предел заинтересованных в нем пользователей, и в один прекрасный день наступает осознание того, что стремительного прироста аудитории больше не будет. «Спустя 2,5 года у нас появились страхи достигнуть потолка» - поделился Савицкий.

Нельзя забывать и об интересах каждого конкретного пользователя. «Во главе угла всегда должна стоять личность, а не интересы компании» - заявил Дмитрий Кравчук (Стихи.ру, Проза.ру). По его мнению, администрация социальной сети должна делать то, что нравится народу, и монетизацию проводить именно в этом ключе, продавая полезные услуги - например, расширенные возможности аккаунтов, подарки, места на главной странице («монетизация тщеславия»). Источниками дохода могут также служить членские взносы, вирусный маркетинг и, конечно, старая добрая медийная реклама.

При этом администраторам нишевых сообществ следует помнить о любителях побастовать на пустом месте и, в случае чего, оперативно устранять «очаги оппозиции». А заодно обращать внимание на усиление авторитета лидеров мнений - это может негативно сказаться на обстановке в коллективе. И не повторять ошибок старших товарищей.

Добрым молодцам урок

Вот Top4Top, например, попытался скрестить глянец с социальной сетью, да ещё и на flash. Михаил Зоненашвили, рассказывавший на мероприятии об этом едва ли не самом странном проекте уходящего года, посетовал, что консультанты просто не рассказали создателям, что так поступать нельзя. Любопытные пользователи, конечно, на ресурс все-таки пришли. Но, во-первых, их нечем было удержать, а во-вторых – у некоторых браузеры зависли.

Epic Fail случился и с позиционированием: с экранов телевизоров нам вещали о том, что Top4Top – это такое сообщество интеллектуалов, а на самом деле красочным сайтом создатели рассчитывали привлечь преимущественно женскую аудиторию.

«Не видите ли вы в этом некоторого противоречия?» - задал вопрос из зала некий «женоненавистник», и был, в общем-то, прав. Не потому, что среди представительниц прекрасного пола нет интеллектуалок. Просто женщины в Интернет приходят не извилинами меряться.

Альтернативное объяснение тоже не красит создателей – если они полагали, что женщины набегут в поисках потенциальных женихов, то они не правы – женщины хорошо понимают, что понятия «интеллектуал» и «перспективный объект» совпадают далеко не всегда.

«Старт топфортопа похож на запуск корзины с яйцами в космос» - пошутил Иван Засурский.

# # # #

«Нишевые сообщества появятся во всех сферах деятельности» - это в ходе конференции повторялось не раз и не два. Наталья Моисеенкова из Rb.ru отметила, что хорошим примером нишевых сообществ являются порталы для детей. Их за последний год в Рунете появилось сразу несколько: тут тебе и привет из Израиля, и школьные порталы, и бибигоши, и пока ещё не народившиеся «зверики». По мнению Моисеенковой, монетизация детских социалок очень перспективна, особенно если заставить родителей платить на входе членские взносы.

«Психология родителей такова, что они могут полениться внести оплату за вход на интересующий их самих сайт, а вот за безопасность любимых чад они заплатят охотно» - резюмировала она. В конце концов, за места в приличных детских садах тоже приходится платить – другое дело, что степень приличия каждый родитель определяет сам. Возможно, членские взносы и вовсе станут модным трендом. Тем более что это вполне в традициях мало-мальски приличных закрытых клубов.

Ещё один вопрос, который предстоит решить – транспорт (мы же говорим о городе!) между нишевыми площадками и их интеграция между собой. В том случае, если пользователь посещает не одно комьюнити, а несколько (что не удивительно), ему будет крайне сложно запомнить пароли, логины и другие ключевые параметры доступа. Ну не на стикерах же их записывать, в самом деле. И тут нас всех спасет какой-нибудь инструмент наподобие Open ID, открывающий замки от всех дверей.

Получается, что жизнь в городе изменится: понаехавшие товарищи примкнут к тем, кто привык заниматься делом, и найдут себе друзей по интересам. А для того, чтобы обсуждать насущные проблемы было комфортно, находчивые дяди и тети оборудуют специальные помещения (как в уже имеющихся "домах", так и на отдельных новых площадках), напишут своды законов и начнут собирать народ. Может быть, с покупкой билетов на входе. А может, с рекомендациями тех, кто уже joined the club, чтобы не началось хождение по головам и скрежет макушек о потолок.

Квартирный вопрос

Под занавес конференции почтенные мужи под руководством Руслана Чачанова (LiveInternet) обсудили животрепещущую тему: влияние блогосферы на информационное поле страны. Упоминались информационные войны, плюсы и минусы гражданской журналистики, взаимодействие СМИ и блогосферы, реклама в дневниках – короче, все то, что обсуждалось уже сотни раз. Было весело, но не более того, и вывод из часа оживленной беседы был сделан пространный: блогосфера является частью информационного поля, и поэтому на него влияет. А как именно – предсказать сложно, раз на раз не приходится.

Мне лично кажется, что в масштабах Рунета блоги, несмотря на их популярность – всего лишь квартирки, куда можно приглашать гостей, ходить в тапках, жаловаться на начальство или тереть «за политику». И большинство бурлений блогосферы являются обычными разговорами за жизнь на кухне. С той лишь разницей, что у стен этих кухонь есть больше ушей, чем раньше.

разделы: репортаж | Жизнь

Другие репортажи

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost