Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Урок китайского

Деньги | репортаж | 28.01.2009 01:41

На прошлой неделе в клубе ArteFAQ директор телеканала "Вести" Дмитрий Медников рассказывал журналистам о планах ВГТРК по захвату мирового господства по развитию своих онлайновых ресурсов. Планов было много, я успел выпить два "Лонгайленда".

Вообще в тот день в клубе собралась целая куча людей, связанных с Интернетом. Были представители всех трех источников, трех составных частей - харда, софта и контента. За соседним столом какие-то кинокамеры снимали Давида Яна, создателя первого детского коммуникатора Cybiko и основателя компании ABBYY. Пока мы болтали, Давид подошел к нашему столу и подарил несколько клубных карт - поскольку он еще и совладелец ArteFAQ. А в другом зале мрачноватые программисты в возрасте поминали Михаила Донского, оттуда пришел поздороваться Игорь Ашманов. Ну а Медников с Туганбаевым, стало быть, выступали от имени производителя контента.

Техники видеозахвата

Наиболее интересные вопросы были связаны с недавним мировым соглашением ВГТРК и Mail.ru. Руководитель "Вестей" уточнил, чем этот случай отличается от других разбирательств правообладателей с сервис-провайдерами, которые не хотят отвечать за пользовательский контент. Например, если у хостеров есть договоры с клиентами, то правообладатель может преследовать именно пользователя-пирата, а не наезжать на сервис. Но в случае публикации чужих роликов на Mail.ru вообще нет "пользователя" как такового - контент публикуется "учетной записью Mail.ru", где нет никаких данных о публикаторе, никакого договора с ним. Неудивительно, что Mail.ru пошел на попятную.

В чем состоит мировое соглашение? ВГТРК отдает "Мылу" права на размещение любого своего контента - то есть там просто не будет пиратских материалов, связанных с данной компанией. Даже если ролики ВГТРК выкладывают пользователи, у сервиса уже есть права на такое размещение. Это и называется "очищенный контент". Взамен Mail.ru соглашается делиться с ВГТРК прибылью от таких размещений (например, если она крутит рекламу на этом контенте).

По словам представителей ВГТРК, аналогичные договоренности уже достигнуты с "Рамблером" и РБК, у которых есть такие же "пиратские" сервисы Rambler Video и Smotri.com. Вообще, как полагает Медников, шум вокруг "преследования пиратов" в основном раздувают пользователи - а сами пираты просто мечтают, чтобы к ним наконец пришли правообладатели и договорились о легальной монетизации. Правда, сервис "Вконтакте" пока не сдается - будут еще судиться.

А дальше, после набора хорошего пакета прецедентов в России, ВГТРК планирует наехать с иском на YouTube. Ничего, что даже западным корпорациям не удается победить этот ресурс? Все равно победят, считает Медников: "Представьте, что Viacom проигрывает в суде с YouTube. Тогда телекомпания просто идет к рекламодателям и говорит - выбирайте. Либо реклама у нас в телевизоре, либо на YouTube. После этого YouTube теряет последних клиентов - а он и так убыточный!"

Зато с торрентами ВГТРК не будет бороться. Медников честно признал, что у них нет специалистов, которые в этой культуре разбираются. Однако сообщил, что этот вопрос они обсуждали с коллегами из "Газпром-Медиа" - и возможно, именно они возьмут на себя пиратов в торрентах.

Удовольствие видео-рекламы

После расчистки рынка видеоконтента ВГТРК вполне может стать одним из лидеров онлайновой видеорекламы. Сделать это несложно, потому что других претендентов немного. Никто пока всерьез не делает и не продает в Рунете видеорекламу.

Но будут ли ее вообще смотреть? В Сети полно возможностей посмотреть видео без рекламы. Рекламщики из кожи вон лезут, чтобы придумать, как бы ее напихать, чтобы у зрителя не было альтернатив. Даже уже придумали в пустые места фильмов ее вставлять. Но как-то не жжот все равно.

Однако глава телеканала "Вести" уверен, что видеорекламу смотреть будут. Потому что в телевизоре - смотрят с удовольствием. Андрей Анненков из iToday несколько даже возмутился от такого постулата. Неужели так-таки и смотрят? Да, говорит Медников. Есть исследования: не отрываются граждане от телевизора, даже если там реклама. И вроде даже есть объяснение - в производство минуты рекламного ролика вкладывается гораздо больше денег, чем в минуту производства любого фильма. Выходит, ролики по определению... качественнее? Ну в общем, их смотрят.

Плюс национализация соц.сетей

О вреде кривых детских проектов типа "Бибигоши" мы в этот раз не особенно говорили. Дмитрий сразу признал, что проект трудный, как бы экспериментальный, он вообще еще не открыт официально. История о том, что "Бибигошу" будут продвигать на федеральном уровне с помощью Минсвязи - сильно раздута газетами. На самом деле, была всего лишь высказана такая идея на неформальной дискуссии, да и только.

Во время нашей неформальной беседы Медников развил идею еще дальше. По его словам, социальные сети типа "Одноклассников" и "Вконтакте" оказались мощным двигателем развития Интернета в регионах. Фактически, люди получили бесплатный информационный сервис - как те государственные справочные, что были в советское время. Вот только в нашем случае эти социальные ресурсы - негосударственные. У них там владельцы-инвесторы, которые теперь мучаются - как же монетизировать всю эту бесплатную радость? И граждане тоже страдают, их заставляют SMS посылать, рекламу смотреть...

Короче, всем неудобно. Другое дело, если бы государство как-то стало совладельцем этих социальных сетей. Счастье для всех, даром. Как раньше.

Тут, конечно, можно вспомнить, о чем говорилось выше. "Три кнопки" уже согласились на условия ВГТРК по копирайтной очистке контента. А "Вконтакте" - не соглашается. Понятно, что национализация этой социальной сети помогла бы ВГТРК решить проблему.

А может - о ужас! - она помогла бы и самому сервису "Вконтакте"? Не, ну сами подумайте. На адвокатов надо тратиться для битвы за копирайт. Свою контекстную крутилку внедрять - аккурат в то время, когда вся интернет-реклама просела. Продаться сразу "Гуглу"? Ага, один такой "Бегун" уже пробовал... В общем, назависимость потребует больших затрат.

При чем тут Китай?

Китай тут при том, что мы к нему ближе, чем Брюс Стерлинг. Ему из Техаса легко рассуждать о "сетевых колхозах" и прочих альтернативах централизации. Мы его любим конечно. Но в наших снегах, сами понимаете...

Мы и сами ругали эти жадные пузыри, предлагая разработчикам делать стартапы "ради интереса", а олигархам - спасать эти стартапы от кризиса... тоже, в общем, ради интереса. Нет, не то чтобы деньги совсем не нужны. Но есть такие штуки, которые гораздо лучше развиваются по схеме "деньги не нужны прямо сейчас". По схеме "тише едешь, дальше будешь".

Но реализовано это может быть по-разному. Может - как у Стерлинга, через свободные сетевые кооперативы, бесплатные открытые коды, летучие сообщества высокотехнологичных "самоделкиных". А может - как в Китае, с помощью странного безликого посредника под названием "государство".

Ну вот смотрите, как идет в Интернет государственное ВГТРК. Заниматься сетевыми проектами всерьез они начали только два года назад. Досталось им три десятка сайтов. Какие-то наколенные странички отдельных каналов, плюс хлам из ФЭПа - Vesti.ru, Strana.ru и SMI.ru. Над всем этим скарбом трудилось чуть ли не двести человек, которые делали непонятно что, с мизерной посещаемостью.

За два года сайты переделали и объединили, сотрудников стало втрое меньше. Видео-плеер сделали свой, благодаря умельцам из Новосибирска. По словам Медникова, за прошлый год ВГТРК потратила на свои интернет-проекты около 1,5 миллионов долларов - и все эти деньги вернулись. То есть проекты зарабатывают.

И дальше планов громадье. На месте Страны.Ру обещают деловой портал (типа BFM, со своими индексами), на месте SMI.ru - публицистический ресурс (контента своего много). Говорят, у них даже есть готовый движок для русского аналога Second Life. Будут ли покупать сторонние интернет-проекты? "Посмотрим где-нибудь в апреле, на волне кризиса многие подешевеют".

Ну да, все это у них кривое, глючное, напичкано рекламой Microsoft, да еще с огромной форой в виде телевизора, где самый тупой сайт можно раскрутить. Но что у нас с другой стороны, вспомните. Лопнувший Top4Top, протухший "Суп"? Или трехкнопочная ассоциация "Интернет и Бизнес", которая три года назад с пафосом ушла от государственного РИФа - а теперь возвращается на коленях?

Не то чтоб я сильно верил в государственный Интернет. Однако пора уже читать Конфуция несколько глубже разобраться с этой несчастной "китайской моделью". Как ее обычно критикуют? "Цензура, цензура"? Не буду говорить за весь Китай, но в Рунете я ни разу не сталкивался с государственной цензурой. Зато с корпоративной - сталкиваюсь регулярно. И не я один. Ежедневно тысячи частных компаний атакуют СМИ, внушая журналистам, как надо и как не надо писать про "нашу компанию". Эти агитки вы спокойно хаваете целыми пачками через "независимый" Интернет.

И самое смешное, что потребовать чего-то другого в таком Интернете вы не можете. Ни "Яндекс", ни "Одноклассники", ни ЖЖ ничего вам не должны. Ну ничегошеньки вообще. Захотят завтра закрыться - и закроются.

А вот с государственных интернет-проектов требовать можно. Потому что вы за них уже платите. Государство - это такой "общак", в который весь народ скидывается налогами. Да, требовать трудно. Но можно. И кое-что даже работает от этих требований. Горячая вода из водопровода течет, "скорая помощь" по вызову приезжает. Почему не Интернет?

PS. Кстати, меня регулярно спрашивают, что за красные китайские иероглифы написаны у нас на баннере-бамбуке, который висит на главной странице "Вебпланеты" по центру (нижний). Уже больше двух лет спрашивают. Отвечаю - там написано то же самое, что в этой статье, только короче.

разделы: репортаж | Деньги

Другие репортажи

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost