Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Антон Носик: «Рунет вообще не может шагать строем, и от его имени никто не может выступать»

Вебпланета
| архивная статья | 11.04.2006 13:34

Антон Носик, известный интернет-деятель, главный редактор изданий MosNews.com и Gazeta.Kg в интервью «Вебпланете» рассуждает о том, нужен ли Рунету свой профсоюз, о создании которого говорит Роспечать.

Нужен ли Рунету свой профсоюз?

Профсоюз — как инструмент коллективной борьбы наемных работников против нанимателей — для русского интернета совершенно бесполезен. Не случайно за 10 лет никому не пришло в голову его создать. Впрочем, Роспечать говорит не о профсоюзе, а об интернетовском аналоге Индустриального комитета СМИ. То есть об объединении не наемных работников, а лидеров отрасли.

Готово ли интернет-сообщество к объединению именно на таких началах?

Эту идею нужно долго и осторожно обсуждать. Если такая организация будет создана просто потому, что так решил чиновник из Роспечати, то она не будет ни в коей мере представлять русский интернет, это будет фиктивная бюрократическая структура, интересы которой сильно отличны от интересов лидеров интернет-рынка.

В какую именно структуру должен собраться Рунет, чтобы успешно «делегировать свои полномочия какой-либо общественной организации, которая бы выступала от его имени перед государством»?

Рунет никому ничего не должен. Рунет вообще не может шагать строем, и от его имени никто не может выступать, так как Рунет — это больше 20 миллионов человек в одной России, которые никому не делегировали права говорить от их имени. Для общения с Роспечатью можно было бы создать аналог Индустриального комитета, куда собрались бы представители 5 или 20 ведущих площадок Рунета, и говорили бы они с чиновниками исключительно от имени своих площадок, отстаивая интересы отрасли как бизнеса. Представители Роспечати вполне могли бы приехать на КИБ и внести соответствующие предложения, раз уж они решили проявить инициативу.

Когда бизнес встречается с государством, так или иначе возникают вопросы о госдотациях, инвестициях — крупных суммах с количеством нулей, соответствующим уровню инвестора. Понятно, что государству легче отдать эти нули в одни руки, которые запустят «социально значимые» проекты, чем думать о том, как помочь 20 компаниям сделать больше денег.

Честно вам сказать, я б не назвал ни РИФ, ни Премию Рунета «социально значимыми» проектами. Во всем мире, включая Россию, ежегодно проводятся сотни тысяч подобных отраслевых тусовок, в том числе и в пятизвездочных гостиницах, и с выездом всех участников в теплые страны. И мне кажется, что правильно проводить такие сборища на деньги их участников, а не брать у государства.

Я очень одобряю такие действия Роспечати, как, например, создание портала Грамота.Ру, поддержка Библиотеки Мошкова, или размещение на собственном сайте бланков, необходимых для регистрации СМИ (раньше за такими формами нужно было стоять в очередях в их приемной). Но когда Роспечать порывается «рулить» интернетом, и требует, чтобы интернет назначил себе старосту для облегчения процесса управления, это выглядит странно.

Или же чиновники хотят решить в первую очередь проблемы бизнеса и лишь после озаботиться чем-то «социально значимым»? Как это обычно бывает, каков механизм взаимодействия?

У чиновников своя особая логика. Они живут с бизнесом в разных координатах. Бизнесу хорошо, когда чиновники ему не мешают. Когда поменьше бюрократии, поменьше государства на рынке, побольше свободы. Дело чиновников — плодить документооборот, отчетность, видимость. Ну, и «осваивать» бюджеты. Для этого им нужны партнеры в отрасли. Но у лидеров отрасли за последние 6–8 лет сложились уже бизнес-модели, никак с освоением и распилом бюджетных денег не связанные. При этом есть структуры, заточенные под освоение бюджетов — на проведение банкетов, праздников и других мероприятий. Но это не Рунет, это самый что ни на есть традиционный офлайновый event management, со своей маржой и бизнес-моделью, а Рунет там используется в качестве ширмы. Мы уже были в этом кино с Российской интернет-академией, уже сидели за её свадебным генеральским столом. Только там вместо государства был Intel, но принцип тот же.

Какие именно «интересы отрасли как бизнеса» (в контексте создания Индустриального комитета) можно привести в пример?

Есть очень понятные интересы отрасли как бизнеса. Они лежат в сфере правового регулирования, защиты от произвола технически и юридически безграмотных силовиков, в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, борьбы с киберпреступностью, в области налогового и финансового законодательства. Фокус в том, что к Роспечати абсолютное большинство этих проблем не имеет отношения. Роспечать должна обслуживать и курировать СМИ. А интернет — не СМИ, первую тройку и в России, и в мире составляют не периодические издания, а сервисные порталы, которые не имеют ни свидетельства о регистрации СМИ, ни каких-либо причин её получать… До тех пор, покуда Роспечать имеет амбицию взаимодействовать не с «Лентой», «Газетой», РБК и Newsru.com, а с «Рамблером», «Яндексом» и «Мэйлом», диалога явно не получится.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost