Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

О новом мейнстриме интернета и будущем Этого Мира

| архивная статья | 21.03.2006 20:19

Один из базовых цивилизационных трендов, в условиях которого мы живем уже лет 150, заключается в разрушении старых схем, связующих общество, и формировании на наличествующем материале новой социальности. Базовыми факторами, формирующими этот тренд, на мой взгляд, являются, как минимум, урбанизация (за которой стоит процесс перманентного ослабления кровно-земельных связей) и развитие технологии (за которым стоит целый веер процессов, «отдаляющих» людей друг от друга в смыслах прежней социальности). Далее по тексту процесс разрушения старой социальности называется «базовым трендом», а процессы, формирующие новую социальность, — «контр-трендами».

В конце XIX века Эмиль Дюркгейм увидел в происходящем разрушение «традиционной солидарности» общества и формирование «солидарности, основанной на разделении труда». И вероятно в этом действительно состоял первый позитивный контр-тренд, случившийся благодаря двум вещам: актуализации действительности «производства-потребления» в масштабах целого [1] и обращения осмысленного взгляда человека на деятельность и ее организацию [2]. Несколько утрируя, но говоря по существу верно, можно утверждать, что результатом наложения первого контр-тренда на базовый тренд стало превращение работы в основное содержание жизни человека, размывание человека в работе, его редукция до деятельностной позиции (в худшем случае и как правило — до узкой профессиональной функции).

В 30-х годах XX века начинает зарождаться второй контр-тренд, сначала как рефлексия проблемности «естественного» хода вещей («естественных» границ первого контр-тренда). В этом качестве, в частности, в пространстве теорий менеджмента появляется «Школа человеческих отношений». Второй контр-тренд сильно тормозится и на время замораживается Второй мировой войной, но в итоге и по существу реализуется в появлении новой корпоративности [3]. Суть которой в том, что работа остается основным содержанием жизни, но уже не человек ре-дуцируется до позиции, а работа про-дуцируется до жизни. Сейчас, в начале XXI века, (опять же утрируя, но говоря по существу верно) имеет место быть кульминация второго контр-тренда (в качестве иллюстрации см., например, «Ловите кайф гигабайтами», Эксперт № 1 2006), за которой набирает силу новая сущность, пока по большому счету незаметная, которая в самом ближайшем будущем сложится в третий контр-тренд. Факторами, инициирующими становление этой новой сущности, являются (в первом приближении) всеохватная актуализация модернизма [4] и объективация границы возможностей второго контр-тренда. (Иначе говоря, «всеохватная актуализация модернизма» означает, что человек актуально (!) оказывается в бесконечном пространстве разных интересных культурных артефактов, и это пространство не может достаточно ассимилироваться работой как жизненной средой, как бы эффективно она не была организована.)

Исторически очевидно, что площадкой становления и разворачивания третьего контр-тренда становится интернет как интегральное коммуникационное средство. (А коммуникация, кстати, оказывается базовым элементом любого эффективного постмодернистского способа освоения культуры.) Интегральность в первом приближении означает одну простую вещь — реализация любого другого коммуникационного средства (либо среды) в интернете является решаемой задачей (и никак не проблемой). Интегральность во втором приближении означает ряд более сложных вещей — вместо коммуникационных средств и сред, на первый план выходят коммуникационные сервисы и интерфейсы.

Незаметность становления третьего контр-тренда во многом обусловлена исторически сложившимся характером рефлексивной коммуникации в интернете. Большинство людей, освоившихся и развернувшихся в интернет-действительности предельно профессионализированы. Таким образом, ощущения кардинальных изменений в мире интернета схватываются в коммуникации через профессионализированные предметы. Именно так появляется псевдо-сущностная конструкция «web 2.0», якобы несущая в своей основе и вызванная web-технологиями нового поколения (ajax, wiki и прочее). На самом деле, эти технологии вызваны к жизни процессами актуализации схем, являющихся содержанием третьего контр-тренда.

Базовый процесс, который имеет место быть сегодня в интернете, заключается в изменении принципиального функционала: из пространства публичного представления материалов (Схема 1) интернет превращается в пространство публичного формирования и использования материалов (Схема 2).

Предел эффективности схемы 1 определяется следующей конструкцией: «объект — топика — позиция». Обязательными характеристиками «объекта» являются: его предельная важность для определенной группы людей и одновременно его существование для всех (таким «объектом» может быть, например, страна). Обязательными характеристиками «топики» являются: счетность [5] ее элементов и их значимость для указанной выше группы людей. Обязательными характеристиками «позиции» являются: ее реализация по отношению ко всем элементам топики, ее необходимость всем представителям указанной выше группы для соотнесения себя с этой позицией (необязательно — для принятия этой позиции).

Когда описанная конструкция имеет место быть, схема 1 работает эффективно. В ситуациях же любых существенных отклонений, эффективнее начинает работать схема 2. В частности, когда количество элементов топики превышает предел счетности и отсутствует их общая значимость, оказывается невозможным создать и представить подходящим для всех образом интересующую информацию. Для решения такого класса задач в новой схеме включается понятие интерфейса, обеспечивающего «портретизацию» пользователя в системе и представление удобным именно ему образом информации, интересующей именно его [6].

Следующий мейнстрим в интернете (и в целом в практике социального проектирования и организации общественных изменений) будут составлять проекты, выстроенные в соответствии со схемой 2 — обеспечивающие качественный и человечный сервис, позволяющий отдельному человеку эффективно взаимодействовать с локально бесконечным множеством предметно-тематизированных культурных артефактов (то есть реализовывать свой интерес по отношению к определенной предметности).

Ключевыми и проблемными аспектами любого интернет-проекта нового поколения будут являться: сообщество, интерфейс и редакция. Говорить о том, что сообщество есть, оно случилось, можно, если имеют место быть эффекты «коллективного разума» (фактически за этим стоит любой «surplus», который получает индивидуальный пользователь в качестве положительной разницы между затраченным и полученным; а также любой «surplus» в масштабах проекта, который получает общество (не-участники проекта) в качестве разницы между действительными результатами проекта и простой суммой усилий участников проекта). Интерфейс должен строиться таким образом, чтобы, используя эффекты массовости и сообщности, максимально покрывать спектр возможных интересов по отношению к выбранной предметности. Редакция приоритетно необходима для удержания нижней планки качества и внесения в проект человечности (если проект будет восприниматься его потенциальными участниками «бесчеловечным» — игнорирующим конкретного человека-участника — то в итоге проект просто не случится — не сформирует представления нужности себя для своих потенциальных участников).

На сегодняшний день мы имеем уже случившимися в достаточной степени интернет-проекты нового поколения, выстроенные вокруг предметностей дневников (livejournal.com и прочие блоги), деловых связей и контакт-листов (linkedin.com и прочие), энциклопедических знаний (wikipedia.org), игр (combats.ru, destinysphere.ru, timezero.ru и прочие). Близко к уровню состоявшихся подходят некоторые проекты в предметности графики и фотографий [7] (flickr.com, foto.mail.ru, photosight.ru и прочие). Отдельно стоит отметить ряд проектов, нацеленных на предметность органайзеров, причем, в первую очередь, в их приложении к интернет-пространству и задачам, которые возникают в нем у активных и продвинутых пользователей (zohoplanner.com, del.icio.us). Понятно, что именно такие проекты наиболее быстро (по сравнению с иными интернет-проектами нового поколения) достигают общественного и коммерческого успеха, но, с другой стороны, не стоит и забывать о том, что именно у таких проектов наиболее узкий и ограниченный спрос [8].

Все остальное, что можно вообразить как предметность (отвечающую условию наличия массовой неэффективно организованной (или неорганизованной) заинтересованности) — на повестке дня.

[1] Исчезание «натурального хозяйства» как социально-значимой схемы организации, процессы индустриализации, распространение товарно-денежных отношений, — все это вместе привело к возникновению специфической рефлексии человеком себя по отношению к обществу, которая и явилась основанием того, что Дюркгейм назвал «солидарностью, основанной на разделении труда».

[2] В теоретическом плане основу этого процесса заложил Маркс, введя понятие «второй природы», а первые исторически заметные в этом направлении практики проявились в контексте формирования американского менеджмента (в частности, в работах Ф. Тейлора).

[3] Новой — потому, что исконная корпоративность была существенной чертой организации средневековой жизни Европы, когда для многих городских жителей организация, в которой они, в первую очередь, работали (например, ремесленный цех), формировала все содержание их жизни (обеспечивала, регламентировала и наполняла их жизнь различными занятиями, событиями, процессами и ритуалами).

[4] Подробнее о понимании модернизма и постмодернизма см. здесь.

[5] Фактически имеется в виду возможность одновременного удержания всех значимых элементов топики индивидуальным сознанием.

[6] Подобным образом можно обнаружить переходы эффективности от схемы 1 к схеме 2 по всем остальным блокам представленной конструкции.

[7] Причем с точки зрения новой схемы сразу становится видно направление, реализация которого существенно увеличит общественную и коммерческую ценность таких систем (в предметности графики и фотографий). Речь — о качественном поиске по фото-графическим базам, в результате внедрения которого такие сетевые проекты смогут здорово конкурировать с классическими компаниями, профессионально продающими фотоматериалы. (Сказанное, как минимум, относится к российским интернет-проектам в этой предметности.)

[8] Красиво иллюстрирует то, что я имею в виду здесь, вступление к этой статье: можно совершить навороченную последовательность операций (за исполнение которой в Высшую школу магов примут без экзаменов), а можно просто позвонить — с тем же результатом.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost