РБК: рост продаж и диверсификация бизнеса
Федор Смирнов
На этой неделе компания «РБК Информационные системы» опубликовала предварительные финансовые результаты за первый квартал. Наряду с ростом выручки, особо отмечается открытие «РБК-Украина» и выход на рынок печатных СМИ. «Вебпланета» попросила экспертов прокомментировать эту информацию.
В целом, совокупная выручка РБК увеличилась на 46% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В структурном отношении основной рост – 42% - приходится на долю медиа-услуг (реклама в Интернете, печатные издания, маркетинговые коммуникации, информационные услуги), далее следуют ИТ-подразделения (36%) и телеканал РБК-ТВ (22%) . Компания подчеркивает, что рост медийных доходов превзошел общероссийский уровень, составляющий по данным АКАР 23%. Росту не помешало даже повышение расценок на размещение онлайновой рекламы.
В качестве ключевых достижений преподносятся печатный журнал «РБК» и информационное агентство «РБК-Украина». Оба проекта были запущены в марте этого года. Журнал вышел тиражом в 75 тысяч экземпляров, бизнес-модель вполне традиционная для печатных СМИ – доходы от рекламы и от подписки. Информационное агентство «РБК-Украина» позиционируется как источник экономических, а также связанных с ними политических и общественных новостей. Как и следовало ожидать, «украинский брат-близнец» РБК вошел в тройку лидеров среди интернет-ресурсов Украины, посвященных деловым новостям и бизнес-информации. По данным РБК, аудитория украинского портала уже превысила 500 тысяч уникальных посетителей в месяц.
«Вебпланета» попросила людей, пользующихся заслуженным уважением на российском медиа-рынке, прокомментировать представленные результаты.
Антон Носик, главный редактор Gazeta.kg и MosNews.com, считает, что с позиции рядового акционера ОАО рост доходов и расширение клиентской базы имеют приоритетное значение, по сравнению с бумажным журналом и украинским филиалом. «Если посмотреть на эту историю глазами стратегического инвестора, который мог бы рассматривать вопрос о приобретении пакета акций компании с видами на долгосрочную прибыль - ему, разумеется, важно видеть, что бизнес этой компании диверсифицируется, и по направлениям деятельности, и по географии, что менеджмент не кладет все яйца в одну корзину, что ей не угрожает стагнация, что растущие прибыли руководители холдинга используют не для набивания своих карманов дивидендами, а, прежде всего, для развития бизнеса... Так что имиджевый эффект таких проектов, как бумажный журнал или украинский филиал, может быть стократ важней их финансовых показателей, о которых говорить пока что рано», - заметил Антон в интервью «Вебпланете».
Иван Засурский, директор Лаборатории медиакультуры, коммуникации и цифровых технологий факультета журналистики МГУ, заметил, что диверсификация бизнеса РБК – «нормальная долгосрочная стратегия, которая подходит и для развития бизнеса, и для втирания очков инвесторам». Он пояснил, что скорость роста в медиа-индустрии выше, чем в Сети, однако у крупных интернет-компаний есть определенные преимущества и бесплатные ресурсы. «Нужно знать детали, чтобы отличить очковтирательство и заблуждения от прогресса, и это будет ясно через год-два», - добавил Иван Засурский.
Складывается впечатление, что скандал с «Ведомостями» нисколько не мешает успеху РБК. Комментируя «морально-этические» аспекты бизнеса этой компании, Антон Носик обозначил свою позицию следующим образом: «Судя по неслыханной сумме исковых требований (более 9 миллионов долларов США), дело куда больше похоже на попытку разорить успешного конкурента, чем на защиту авторских прав газеты «Ведомости». Как бы то ни было, оценивать состоятельность претензий истца к РБК должен суд, раз уж издатель «Ведомостей» туда обратился. Предпринятая истцом попытка вынести конфликт из правовой плоскости в область публичного скандала лично у меня создала впечатление, что истец сомневается в судебных перспективах своей жалобы. Судя по реакции рынка на поднятый «Ведомостями» скандал, не у меня одного сложилось такое впечатление».
«РБК играет в бизнес без правил, - считает Иван Засурский. - Пока у них хорошие отношения с государством, это будет сходить с рук. Но если плохая карма накопится, однажды все может сразу навалиться, включая спад на рынке, и тогда бизнес окажется под реальной угрозой».
Другие