Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Google против Microsoft: кто кого?

| архивная статья | 29.08.2005 11:01

Часто я сравнивал Google и Microsoft, делая предположение о том, что Google рано или поздно должен торговаться с коэффициентами Microsoft. Но допустимо ли такое сравнение — может ли Google стать вторым Microsoft?

В самом деле, что мы знаем о Microsoft? То, что это нечестно конкурирующий монополист, империя зла, ну и вообще американский вариант кровавой гэбни. Про Google же мы знаем прямо противоположное — что это проводник в мир знаний, поддерживающий open source сообщество, в общем — само добро.

Между тем, бизнес-модели двух этих компаний очень похожи. Вот как устроена Microsoft с точки зрения пользователей:

Пользователи (на диаграмме обозначены овалом со словом «User»), которые хотят работать с программным обеспечением («Софт»), вынуждены делать это с помощью операционной системы («Microsoft»). А нечестность Microsoft выражается в том, что эта компания производит не только операционную систему Windows, но и программное обеспечение. Причем зачастую она интергирует это программное обеспечение в состав своей операционной системы так, что не купить Windows без этого него невозможно, соответственно, сторонним продавцам приходится конкурировать с продуктом, который стоит не больше, ии меньше — $0.

Так уж ли это плохо? Конечно, с точки зрения буквы закона — это плохо. Закон не запрещает монополии, но он запрещаят монополиям использовать свое положение для конкурентной борьбы. Но дух закона, который борется с монополистами, в том, чтобы увеличивая конкуренцию, снижать цены на продукцию. А в ситуации с Microsoft против Евросоюза, описанной ранее Вебпланетой, налицо использование закона в целях, для которых он изначально не предназначался — для помощи компаниям (в частности, Real Networks) заработаывать на нас с вами деньги. Потому что такая «нечестная конкуренция», которую использует Microsoft, по факту приводит к тому, что суммарная стоимость ПО на самом деле снижается.

Конечно, это небесспорное утверждение. Я, когда занимался созданием библиотеки тригонометрических функций и системы динамической самооптимизации байт-кода для микропроцессора picoJava по заказу Sun Microsystems, был жутким макйрософтоненавистником. Но когда работа была выполнена (причем выполнена хорошо — например, мой синус, написанный на Java-байткоде, работал быстрее, чем синус интеловского процессора того времени, написанный на микрокоде), а проект в целом оказался провальным, у меня произошла некотороая переоценка ценностей, в т.ч. и своего отношения к Microsoft. У меня стало складываться подозрение, что обвинения в отношениии Microsoft часто вызваны не столько в самом деле нечестной конкуренцией, сколько неспособностью других компаний нормально выстроить свои бизнес-процессы, чтобы победить «имерию зла».

Компания Google мои подозрения только лишь подтвердила. Если правильно построить организацию бизнеса, разработать выигрышную бизнес-модель, то на самом деле можно конкурировать с Microsoft — доля Google в некоторых европейских странах уже скоро зашкалит за 90%. Вот он — новый монополист! Как же Google удалось так обойти Microsoft? Стив Баллмер, генеральный директор Microsoft, честно признается — проморгали. Но это было бы слишком просто. На самом деле, Google удалось обойти метод, с помощью которого Microsoft борется с конкурентами. Вот как выглядит работа с Google с точки зрения пользователя:

Эти две схемы — очень похожи. Я даже не стал рисовать вторую — просто закопипейстил первую и поменял подписи в овалах. Но, тем не менее, отличия есть — в том, что Microsoft берет деньги с пользователей, а Google — с владельцев сайтов. Представляете, как бы отреагировала общественность, если бы завтра Microsoft заявил, что Windows стала бесплатной операционной системой, но все производители программного обеспечения обязаны производить Microsoft отчисления в зависимости от количества установок? Да просто представить страшно!

Да, разумеется, у пользователя есть возможность попасть на сайт минуя Google. Но многие пользователи даже зная адрес сайта, все равно набирают его в строке запроса своего любимого поисковика (например, на Nigma.ru примерно 2.5% запросов — именно такие). Есть и другие поисковые системы — точно также, как помимо Windows, есть и другие операционные системы, для которых зачастую есть практически такой же и даже лучше софт — но люди почему-то используют Google.

Разумеется, сравнение не очень корректное — переключаться между операционными системами на одном компьютере гораздо сложнее, чем между поисковыми системами, поэтому описанный выше шаг со стороны Microsoft действительно сильно осложнил бы жизнь производителям программного обеспечения и пользователям. Но переключаться между поисковыми системами легко и просто в теории, на практике же пользователи все-таки пользуются одной поисковой системой, переключаясь лишь в редких случаях.

Так что финансовое будущее Microsoft действительно под угрозой. Думаю, что эта компания настолько привыкла к своему стандартному методу борьбы с конкурентами, что одолеть более серьезного противника ей может оказаться и не по зубам. Именно поэтому я ставлю на поисковые системы, в том числе — на Google.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost