Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Удобно ли стучать «Молотком»?

Александр Демакин
| архивная статья | 27.02.2004 15:52

Так случилось, что в Рунете есть только один онлайновый универсальный аукцион. И называется он — Молоток.Ru. Нижеследующий текст будет посвящен тому, почему монополия — это плохо, и до чего она может довести отдельные хорошие начинания.

Онлайновый аукцион — это прекрасная идея, сервис, полезный многим миллионам людей. Это утверждение, пожалуй, в достаточной мере показывает популярность международного аукциона eBay. Возможность продавать и покупать вещи в режиме онлайн-торгов позволяет не только укрепить семейный бюджет за счет продажи ненужных вещей и покупки нужных «за недорого», но и может стать основой целого бизнеса.

Molotok.Ru (проект портала Mail.Ru) открылся в декабре 1999 года и в скором времени завоевал немалую популярность среди интернетчиков. Особенное внимание привлекли разделы «Коллекционирование» и, конечно же, «Компьютеры». Одно дело — барахолки уличные или компьютерные. Другое дело — цивилизованные торги, когда реальная цена твоего лота регулируется покупательским спросом, а не твоими предположениями или фантазией.

Сейчас, по статистике самого «Молотка», на нем проходит более 60 тысяч аукционов на общую сумму свыше 50 миллионов долларов, 180 миллионов рублей и 6 миллионов евро. Конечно же, на «Молотке» есть и фиктивные аукционы и аукционы с завышенной начальной ценой, однако порядок цифр все равно говорит сам за себя.

На «Молотке» можно купить хомячка за 2 доллара, монетку Третьего Рейха за 10 долларов, автомобиль за 700 долларов и даже недвижимость за …00 000 долларов. Продается и покупается практически все. Это идеальное место, чтобы присмотреть оригинальный подарок на день рожденья, чтобы подновить свой компьютерный парк, чтобы пополнить коллекцию чего бы то ни было.

Продать там так же легко, как и купить. Если ваш лот — не старые потные носки, то он довольно быстро найдет своего покупателя и уйдет за вполне приемлемую цену. Мною замечена лишь одна деталь — чем дороже лот, тем меньше шансов продать его за реальную цену. Хорошо уходят лоты, стоимостью до 100–150 долларов. Очевидно, это объясняется тем, что средний человек именно такую сумму готов максимально потратить на случайную покупку. Лоты, стоимостью 200 долларов и больше, привлекают гораздо меньше внимания, как следствие, торги идут не так оживленно и конечная цена может существенно отличаться от рыночной в меньшую сторону.

Это я описал прелести. Теперь поговорим о недостатках системы.

В прошлом году «Молоток» стал платным для продавцов. Не буду преувеличивать, система оплаты весьма щадящая, более того, если ты торгуешь на «Молотке» не регулярно, то у тебя есть возможность вообще не платить. Однако факт есть факт — за совершенную сделку взимается некоторая сумма, вычисляющаяся по сложной формуле, базирующейся на стоимости лота.

Если вспомнить бешеные миллионы долларов, рублей и евро, упомянутых несколькими абзацами выше, можно предположить, что даже небольшой процент даже с небольшой части этих сделок даст весьма ощутимую прибыль. Казалось бы — за такие деньги должен предоставляться качественный сервис. Но нет. Основная болезнь «Молотка» — это срыв торгов из-за регулярного падения движка.

Представьте себе ситуацию (она типична для любого активного пользователя «Молотка»): вы выставили лот, по которому предполагаете шумные торги и весьма вкусную конечную цену. Выбрали продолжительность торгов равной двум неделям или даже месяцу, чтобы собрать к их окончанию побольше заинтересованных покупателей. И вот — последние минуты торгов, кульминация, когда цена растет быстрее всего и может взлететь просто до небес. Вы рефрешите страничку с вашим лотом, наблюдая, как участники торгов спорят за право его приобретения, голосуя за него своим рублем. Все они (а это может быть несколько десятков, а то и сотен человек) тоже активно жмут F5 в своем Internet Explorer’е.

И тут начинаются глюки. Сначала сервис падает на несколько секунд, выдавая беспомощный SQL-еггог. Пользователи мужественно переносят напасть и продолжают делать ставки. Глюк сервера, видя, что малая атака не помогает, начинает делать перерывы в торгах на десятки секунд и даже минуту-две.

Вам смешно? Когда вы окажетесь на месте торговца, который видит, что из-за неисправности сервиса товар, стоимостью в 200 уе уйдет дай бог за сотню, вам не будет так смешно.

Когда задержка торгов увеличивается до двух минут, часть покупателей начинают отваливаться. В конце концов, они менеджеры, сидят за своими компами и работают. Как бы им ни был интересен лот, внимательный взгляд начальника за столом напротив не может не дисциплинировать даже самого азартного. На страничке лота остаются только самые заинтересованные покупатели, которых в данный момент ничего не отвлекает от торгов. И в этот момент Великий Глюк наносит последний удар. Он кладет «Молоток» на 4 минуты.

Я поясню, что такое 4 минуты. После официального окончания срока торгов, этот срок продлевается с каждой новой ставкой. Продлевается на 4 минуты. Как в футболе, когда судья добавляет игрокам время, чтобы они могли закончить свой спор. И если за эти 4 минуты на лот не поступает ни одной ставки, цена фиксируется и торги считаются оконченными.

И когда продавец через 4 минуты беспробудного глюка обновляет страницу лота, он понимает, что его надули. Поскольку, если он хочет сохранить репутацию надежного продавца на «Молотке», то ему придется отдать товар за цену, получившуюся в результате торгов. Регламент «Молотка» никак не оговаривает ситуацию, когда торги были провалены вследствие нестабильности сервиса. И деньги, списанные со счета продавца в пользу интернет-аукциона за «организацию» торгов, тоже не возвращаются.

Это главная беда. Но есть еще и некоторое количество мелких.

Вот, например, взять хотя бы клуб «Молоток». За 15 долларов каждый желающий может получать статус действительного члена этого клуба и пользоваться некоторыми льготами. Рассмотрим эти льготы.

Первое, член клуба получает скидку 25% на платные услуги (например, по рекламе лотов на «Молотке»). Сомнительный бонус, поскольку платить все равно придется.

Второе: услуги персонализированной службы поддержки. Спасибо, пользовался. «Персонализированная» — это всего лишь значит, что тебе, вероятно, ответят быстрее, чем другим. Но это никак не страхует от глюков во время торгов. Такая «поддержка» равна ее полному отсутствию.

Третье: различные информационные полезняшки типа счетчика посещений лота и автоматического «робоброкера». Да, они имеют какой-то смысл, но с тем же успехом они могли быть предложены любому пользователю «Молотка».

Чего не дает членство в клубе «Молоток», так это статуса. В любой клуб вступают ради статуса, ради того, чтобы стать членом некоего сообщества, пользоваться дополнительным кредитом доверия. Такого механизма нет. Ты можешь всю жизнь торговать на «Молотке» и не чувствовать конкуренции со стороны членов клуба. И наоборот. Ты становишься членом клуба и понимаешь, что 15 долларов выкинуты на ветер, поскольку никакого реального преимущества перед не-членами ты не получил.

Продолжаем разбор полетов. Коснемся системы рейтингования участников торгов, которая в чем-то должна заменить членство в клубе «Молоток». Опишу вкратце. По результатам торгов контрагенты могут высказать мнение друг о друге на специальных именных страничках наподобие гостевой книги. Положительный отзыв добавляет очко к рейтингу. Отрицательный вычитает из рейтинга одно очко. Казалось бы, идеальная система: продавцу с высоким рейтингом можно доверять, а продавцу с низким — не стоит.

Реально же все наоборот. При большом объеме продаж на «Молотке», когда у тебя рейтинг в несколько десятков (а то и сотен!) баллов, ты можешь нарушать правила гораздо чаще, поскольку этот минус серьезно не повлияет на твой итоговый рейтинг. А случайная отрицательная запись в твоей «гостевой» не будет рассмотрена будущими контрагентами всерьез, поскольку случаи бывают разные, и в «гостевую» нередко пишут различные злопыхатели, которые проиграли торги, сами опоздали на встречу или купили не то, что хотели, по своей собственной глупости.

Таким образом, мы показали, что система рейтингования никак не спасает от недобросовестных продавцов, а это повод для усовершенствования. «Молоток» же этим не занимается и заниматься, очевидно, не хочет.

На этом, пожалуй, стоит закончить рассказ про Молоток.Ru. В заключение скажу, что не стоит думать, что «Молоток» — это рассадник нечистых на руку людей, глупых сисадминов и глюков движка. Это полезный сервис, и на него я бы рекомендовал заходить почаще. Досадно только, что этот сервис единственный, что провоцирует его стагнацию и постепенное загнивание.

Я жду, когда появится еще один такой же популярный сервис, и тогда у меня появится свобода выбора. А сейчас приходится пользоваться тем, что есть.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost