Американцы нашли советский "Луноход-1"

Исследования | Новости | 29.04.2010 17:17

Периодические попытки исследователей из Калифорнийского университета обнаружить советский аппарат "Луноход-1", связь с которым была утеряна около сорока лет назад, наконец, завершились успехом. Неделю назад американцы уловили лазерный луч, отражённый рефлектором пропавшего планетохода.

"Мы тут же удостоверились, что импульс настоящий, и нашли его удивительно ярким — по крайней мере, впятеро ярче, чем от другого советского отражателя, установленного а "Луноходе-2", на который мы регулярно посылаем лазерные импульсы", — говорят учёные. По их мнению, луноход может "многое рассказать после почти 40 лет молчания".

Уголковый отражатель (иначе, ретрорефлектор) представляет собой три взаимноперпендикулярных зеркала, позволяющих отражать излучение в строго обратном направлении. Отражатели на луноходах использовались для определения точного расстояния до Луны.

"Луноход-1" был привезён на спутник Земли 17 ноября 1970 года автоматической межпланетной станцией "Луна-17" и бороздил поверхность Луны около года, пока не иссяк источник энергии. Вскоре после потери связи с аппаратом, было утрачено и точное местоположение рефлектора.

Заново обнаружить пропавший луноход удалось благодаря программе агентства НАСА Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO), в рамках которой на орбиту Луны летом прошлого года был запущен искусственный спутник, оснащённый специальной фотокамерой. Эта камера предназначена для получения снимков поверхности Луны в высоком разрешении.

Именно LRO предоставил сравнительно точные (с погрешностью около 100 метров) координаты станции и лунохода, после чего калифорнийские учёные, ранее "блуждавшие в потёмках", сумели в короткие сроки направить лазерный импульс своего 3,5-метрового телескопа точнёхонько в отражатель пропавшего самоходного аппарата.

Эта находка свидетельствует, по крайней мере, о том, что советские космические аппараты действительно высаживались на Луну. Место высадки "Аполлона-11" с Нилом Армстронгом LRO сумел обнаружить ещё в прошлом году, нанеся, таким образом, серьёзный удар по сторонникам теории о том, что американцы якобы не высаживались на Луну в 1969 году.