Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Антон Носик: «В ближайшие дни будет назван новый главный редактор Lenta.Ru»

Денис Денисов

На вопросы «Вебпланеты» отвечает Антон Носик, главный редактор Lenta.Ru и MosNews.com, учредитель информационного агентства «Курсор», известный интернет-деятель и журналист.

Антон, прежде всего, хотелось бы поздравить тебя и коллектив «Ленты» с пятилетием! Как прошло празднование?

Спасибо за поздравления. Празднование началось с прикручивания нового дизайна, процесс займет никак не меньше недели, с учетом читательских рекомендаций и пожеланий, которыми мы в данный момент по самые уши завалены.

Попробуешь вспомнить самый трудный момент в истории «Ленты»?

Наверное, самым трудным был все-таки старт издания 5 лет назад. В то время небольшая команда из 7 человек (Юля Миндер, Норвежский Лесной, Леха Андреев, Линкси, Борис Банчевский, Саша Ливергант и я) занималась поддержкой трех ресурсов одновременно. Мы заканчивали работу над Газетой.Ru, собираясь передать ее новой редакции, у которой на полтора месяца затянулись приготовления. Одновременно мы готовились к запуску интернет-газеты Вести.Ru. И на этом фоне 1 сентября в пилотном режиме стартовали «Ленту». Конечно, мы б не справились с этим всемером, так что у нас уже было 10 новых сотрудников, впоследствии составивших костяк и руководство «Ленты». Но для этих новых сотрудников Lenta.Ru была первым местом работы в интернете, так что на тот момент их приходилось всему учить. К тому же, движок Максима Мошкова и дизайн Темы Лебедева отлаживались на ходу. В сентябре 1999 года если я случайно ночевал не на работе, то, значит, я ночевал в Cтудии Лебедева над очередными эскизами дизайна. При этом спустя неделю после официального запуска «Ленты» меня пригласили возглавить будущую редакцию МеМоНета. Так что даже отдохнуть толком не получилось.

Каковы главные итоги работы за 5 лет? Что бы ты мог выделить, отметить?

Я думаю, основным мерилом оценки успешности и «Ленты», и всего рынка интернет-СМИ, является аудитория. В сентябре 1999 года самые успешные проекты из числа интернет-СМИ имели не более 10.000 читателей в сутки, от 150 до 200 тысяч уникальных в месяц. Сегодня и у «Ленты», и у «Газеты», и у РБК месячная аудитория превышает миллион читателей, а суточная на пике переваливает за четверть миллиона, при том, что дальнейший ее рост ограничивается чисто техническими пределами работоспособности серверов.

Никому сегодня уже не нужно доказывать, что интернет-издания — это полноценные СМИ, с достаточно массовой и качественной аудиторией, что это полноценные рекламоносители. А значит, мы и самоокупаемся, и имеем деньги на развитие, и не зависим ни от какого политического финансирования. В то время как пять лет назад политические деньги лежали в основе подавляющего большинства интернет-медийных проектов, включая и «Ленту», и «Газету».

Gazeta.Ru, Newsru.com — оппозиционные власти издания. А что можно сказать о Lenta.Ru?

Я считаю, что «оппозиционность» прежде всего проявляется в комментариях и аналитике. В то время как главный товар и Lenta.Ru, и Newsru.com — это оперативная новостная информация. То же самое относится к РИА «Новости», кстати, даром что никаких сомнений в лояльности этого ресурса учредителю быть не может. Издание, которое в силу своей «оппозиционности», или наоборот — верноподданнических чувств — придерживает ту или иную информацию, не публикует ее, искажает акценты намеренно, неизбежно проиграет конкуренцию на новостном рынке. Поэтому «Лента» не может себе позволить привносить в работу редакции идеологические установки.

Какие интернет-СМИ, на твой взгляд, лояльны нынешней власти?

На мой взгляд, лояльность/нелояльность власти — это вообще не для оценки СМИ критерий. Это критерий для оценки работы внутреннего цензора — там, где он есть. Существуют СМИ и сайты, явным образом афилированные с государственным медиахолдингом — такие, как Vesti.Ru, Первый канал, «Российская Газета», РИА «Новости», ИТАР-ТАСС. Очевидно, что там могут иметь место некие внутренние правила, ограничения в подаче сюжетов, списки допустимых и недопустимых источников для цитирования, руководящие установки, редакционный контроль. Но нужно заметить, что и там все эти установки касаются лишь ограниченного набора тем, болезненных для Кремля, поставленных на спецконтроль. Если же говорить о среднестатистической новости — такой, как ДТП в Питере, теракт в Мадриде, землетрясение в Иране, спортивные соревнования — тут государственные СМИ могут конкурировать с независимыми изданиями на равных, и даже выигрывать, в силу лучшего финансирования.

Сейчас ты главредствуешь в двух изданиях — MosNews и Lenta.Ru. Какую работу ты считаешь основной?

Буквально в ближайшие дни будет назван новый главный редактор Lenta.Ru, моя новая должность в рамблеровской медиагруппе, и, возможно, пара других назначений на ключевые посты в «Ленте». Проект успешно состоялся, все алгоритмы его работы отлажены, и настало время передавать бразды руководства тем людям, которые непосредственно занимаются созданием и развитием информационного продукта в текущем режиме. А в MosNews еще непочатый край работы, перед проектом стоит немыслимая по своей амбициозности задача выхода на операционную окупаемость за 9 месяцев. Там сейчас ровно так же сложно — и интересно — как было в «Ленте» 5 лет назад.

В чем будет заключаться твоя работа в рамблеровской медиагруппе?

Медиагруппа создана и выстраивается. В ней есть несколько подразделений, которые скорее должны были бы друг другу помогать, чем мешать или дублировать работу друг друга. Задача интеграции нескольких СМИ, входящих в холдинг, и координации их работы, требует некоего общего видения, именно медийного, построения единой стратегии развития, учета разницы аудиторий и жанров. Это все небанальные задачи и, возможно, мне удастся способствовать их решению.

Сколько сейчас человек работает в MosNews?

Человек 16, более или менее. Примерно как в Ленте в 1999 году.

В одном из интервью ты говорил о том, что проект MosNews создан для зарабатывания денег на продаже рекламы. Как сейчас обстоят дела с рекламой? Много ли удалось заработать?

Если бы MosNews стартовал в августе 2004 года, то можно было бы надеяться и на трехмесячную окупаемость. К счастью для страны, первые полгода жизни MosNews (с марта по август) были в России чрезвычайно бедны на события, имеющие широкий международный резонанс. Поэтому задача по зарабатыванию такого трафика, который позволил бы проекту претендовать на серьезные рекламные деньги, решается значительно медленней, чем первоначально планировалось. Тем не менее, мы движемся в первоначальном своем направлении, и движемся уверенно. А коррективы в бизнес-план — это некая неизбежность для всякого нового начинания.

Какова сейчас посещаемость MosNews?

Динамика очень похожа на «Ленту» пятилетней давности. Если в апреле месячная аудитория составляла 157 тыс человек, то в августе — уже 433 тысячи, и в первые 2 недели сентября более 200 тысяч. Не менее важная тенденция — увеличение глубины просмотра.
Основная аудитория пока приходит на MosNews не через заглавную страницу, а через прямые ссылки на конкретные наши новости, в поисковых машинах и на сайтах англоязычных СМИ. Поэтому для нас важнейшая задача была — удержать, заинтересовать «случайного» читателя. Судя по статистике, это нам удается, и это, наверное, самый важный показатель успеха, потому что задача, прямо сказать, нетривиальная: как сделать Россию интересной для людей, которые вспоминают о ней только в связи с глобальными катастрофами.

Что тебе нравится в нынешних интернет-СМИ? Что не нравится?

В сегодняшнем рынке интернет-СМИ мне нравится его информационная всеядность. Моя спокойная уверенность, что если какое-либо событие действительно произошло, то я смогу отыскать о нем сообщения в интернет-прессе. Налицо диверсификация информационного продукта: ведь, если вдуматься, такие сайты, как Lenta.Ru, Ytro.Ru, Gazeta.Ru и Newsru.com имеют крайне мало между собой общего. То же относится к их читателям. Если сейчас посмотреть на пересечения наших аудиторий, то они не очень велики. Когда-то пересечения превышали 50–60%, в силу бедности выбора, сегодня они составляют 20–30%, то есть 70–80% читателей каждого сайта определились с сознательным выбором. Разумеется, когда происходят заметные катастрофы, пересечение возрастает, потому что в такие дни читатель склонен просматривать все издания сразу.

В прошлом году не раз звучали призывы к «самоочищению», я имею в виду надоевшие всем баннеры, которыми меняются интернет-СМИ, но эти призывы, судя по всему, так и остались призывами. Особенно это было заметно в дни, когда разыгралась трагедия в Беслане. Мне, например, было противно смотреть на баннеры Ytro.Ru (и не только) с окровавленными детьми...

Как раз баннеры с окровавленными детьми — при соблюдении, разумеется, чувства меры — не вызывают у меня такого протеста, как копание в грязном белье поп-звезд, бесконечные «изнасилования», педофилы, маньяки и новости из Кармадонского ущелья. Не вина Ytro.Ru, что гибель детей в Беслане оказалась главным событием первой недели сентября. Эта реклама могла быть ужасной, пугающей, но она была, по крайней мере, честной. Чего не скажешь о баннерах «Погиб музыкант Машины времени» с портретом то Макаревича, то Маргулиса, хотя речь в заметке шла об одном малоизвестном гитаристе, однажды записавшемся на паре трэков «Машины» в 1970-х годах.

Сейчас уже ясно, что рынок интернет-СМИ окончательно поделен и новичкам, если таковые появятся в ближайшее время, пробиться «на верх» будет весьма проблематично. Как ты считаешь, так ли это?

Я думаю, что роль «новичков», пробивающихся наверх, в этом пейзаже отведена интернет-сайтам традиционных СМИ. Появления в десятке лидеров какого-нибудь первично-интернетовского СМИ, возникшего в 2004 году по типу «Ленты» пятилетней давности, я не предвижу. Даже если такое и могло бы случиться, это слишком дорого обошлось бы учредителю.

Сайты традиционных СМИ все еще проигрывают по посещаемости сайтам крупнейших онлайновых изданий. Хотя на западе картина прямо противоположная. Что это, особенность Рунета? Почему такое возможно?

Такое возможно ровно потому, что в США традиционные медиахолдинги возглавили поход СМИ в интернет, со всей мощью своих бюджетов и информационных возможностей, а в России руководители традиционных СМИ раскинули пальцы на ширину плеч и дружно сказали: зачем нам этот интернет, там же пользователей раз, два и обчелся. То есть они элементарно проспали тот момент, когда процесс построения рынка интернет-СМИ можно было возглавить. И теперь уже вынуждены довольствоваться положением догоняющих, мечтая о тех временах, когда прирост их аудитории будет обеспечен приходом в Сеть лояльных читателей и зрителей их офлайновых версий. Но те, попав в интернет, начав разбираться с местным медиапейзажем, имеют в 5 раз больше шансов наткнуться на сайт «Ленты» или «Газеты», чем РТР или Первого канала.

Что должно случиться, чтобы традиционные СМИ сравнялась с онлайновыми по посещаемости?

Адекватное вложение сил, денег и рекламных возможностей офлайна в создание именно интернет-СМИ, учитывающих особенности интернетовского вещания. Есть некая инерция внутри традиционных медиахолдингов, тормозящая этот процесс.

Позиции каких традиционных СМИ, на твой взгляд, наиболее сильны в интернете?

Зависит от критериев оценки. Наиболее заметный проект — «Известия». «Комсомольская правда» имеет значительный трафик. Сайт Первого канала сделан очень грамотно. «Эхо Москвы» очень хорошо интегрирует веб с эфиром.

А кто, на твой взгляд, является сейчас единоличным лидером на рынке онлайн-изданий? Кто задает моду?

Наши интернет-СМИ обслуживают аудиторию в 30 миллионов русскоговорящих пользователей интернета. Это такая огромная толпа, что ей просто не нужен единоличный лидер. Можно, конечно, взять формальные какие-нибудь критерии, и по ним провести «пузомерку». Тогда, например, самый большой трафик окажется у РБК. Не удивлюсь, если и по доходам этот холдинг далеко опережает всех соперников. Но при этом известно, что этот бренд в основном обслуживает аудиторию московскую и офисную, а она составляет меньше 10% от общей аудитории Рунета. И никаких попыток, скажем, Newsru.com стать похожим на РБК, я не предвижу. У Newsru.com своя аудитория, свое позиционирование, и в смысле пользовательской лояльности они весьма успешны. Что доказали, в частности, недавние исследования РОМИР, проведенные по заказу «Ленты». Выяснилось, что целевая аудитория очень хорошо разбирается в различиях между ведущими изданиями, и в основном формирует свой круг чтения, исходя из особенностей подачи сюжетов в различных СМИ.

Каким будет расклад в категории «СМИ и Периодика» рейтинга Rambler’s Top100 к концу этого года? Твой прогноз?

Не думаю, что кроме РБК, «Ленты», «Газеты», Newsru.com и «Утра» кто-нибудь пробьется в первую пятерку на сколько-нибудь заметный срок.

разделы: |

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost