Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Алексей Басов: Без «Бегуна» сегодня трудно представить интернет

Денис Денисов
| архивная статья | 02.06.2004 10:57
Алексей Басов: Без «Бегуна» сегодня трудно представить интернет

На вопросы «Вебпланеты» отвечает Алексей Басов, исполнительный директор компании «Бегун», автор целого ряда статей, докладов и курсов по интернет-маркетингу и интернет-рекламе.

Официальный день рождения «Бегуна» — 30 апреля. В этот день ваша компания опубликовала первую новость — открытие сервиса для публичного доступа. Какие итоги работы за два года вы могли бы подвести?

У нас получилось почти все, что мы планировали. Без «Бегуна» сегодня трудно представить интернет. В Интернете нет рекламодателя, который бы не узнал про «Бегун» в числе основных инструментов интернет-рекламы. Я думаю, что 50 000 клиентов, которые хотя бы раз поработали с «Бегуном» — это почти все, кто пробует рекламироваться в интернете.

Какой момент в истории компании запомнился вам больше всего?

Я человек психически стабильный, к тому же, любящий наполнять жизнь сложными задачами и интересными решениями. Поэтому мне непросто выделить какие-то выдающиеся моменты в истории «Бегуна» — с одной стороны, больно их много, с другой — не такие уж они удивительные для человека, не погруженного в этот бизнес.
Яркие эмоции испытываешь от комбинирования людей, ресурсов, ситуаций, от решений в несколько ходов — компактно описать их не так просто. В следующий раз обязательно придумаю какой-нибудь забавный дежурный ответ на этот вопрос. А пока отвечу честно: больше всего за эти два года мне запомнилось 16 апреля 2004, когда у меня родились две дочки.

А какой момент в истории компании был самым тяжелым?

Да в общем, всегда было непросто. Во многих-многих случаях мы выступали новаторами на этом рынке, и принимали на себя труд первооткрывателей в том, что сегодня кажется естественным и общепринятым. Сказать по секрету, и придумать «Бегун» было тяжело, и написать, и объяснить всем, какая это удобная и полезная штука. Да и после этого нужно не останавливаться, и делать «Бегун» все более удобным и полезным, планировать его развитие на большие периоды, удерживать его первенство в тех областях, которые мы считаем ключевыми. С другой стороны, именно это и интересно, в этом и драйв.

Как вообще родилась идея «Бегуна»? Вы в тот момент, насколько помню, работали в «Спайлоге»?

Да, впервые концепция подобного сервиса стала обсуждаться зимой 2002 года. Перед глазами был отличный пример того, насколько эффективной показала себя контекстная реклама на западе. В то же время, отсутствие подобных сервисов — с аукционом и оплатой за клик — было вопиющим пробелом нашего рынка. Равно как отсутствие у рынка качественного предложения для малого и среднего бизнеса, который начинал осваивать рекламные возможности интернета. Было понятно, что это интересная, денежная и правильная бизнес-модель, остро востребованная совершенно неохваченным сегментом рекламодателей. Поэтому когда мы постепенно, в течение нескольких месяцев, вышли из SpyLOG, то почти не колебались над выбором идеи для нашего следующего проекта.

Кстати, не жалеете, что пришлось покинуть «Спайлог»?

Ничуть. Любая компания в какой-то момент перестает поставлять новый опыт, любопытные задачи и сильные эмоции. Все понятно, прогнозируемо и движется по накатанной — даже если компания открывает новые направления, попадает в непростые ситуации, активно развивается. SpyLOG для меня в тот момент все больше превращался именно в такую компанию. Поэтому мой уход был, с одной стороны, ни для кого не удивителен, с другой — не нанес ущерба компании, в которой уже существовали налаженные процессы и готовые к новой ответственности сотрудники. И в «Бегуне» я не планирую работать до пенсии. Вокруг слишком много идей и возможностей, чтобы замыкаться в рамках одного проекта.

Чем сейчас занимается Андрей Андреев? Насколько я знаю, он свою миссию выполнил и покинул «Бегун» еще в прошлом году.

Да, все верно. В какой-то момент он прекратил активное участие в «Бегуне», и в настоящий момент, как и я, не является акционером компании. Насколько я помню, в тот момент основной сферой его интересов стал бизнес с недвижимостью. Разумеется, это не означает, что мы разошлись — мы друзья, общаемся. Я пригласил Андрея на двухлетие «Бегуна», которое мы праздновали примерно неделю назад в «Берлинском доме». Во время аукциона, который мы проводили, Андрею запала в душу бейсбольная бита с автографами топ-менеджеров. Стартовая цена была, разумеется, всего 5 центов, но за биту разгорелась нешуточная борьба. В итоге в аукционе победил Андрей, купив орудие топ-менеджмента ровно за 1000$. Чем чрезвычайно порадовал нашего сотрудника, который организовывал праздник и примерно на эту сумму выбился из бюджета.

Как устроена внутри компания «Бегун»?

Довольно просто. Логически компания разделена на две службы — технологическую и по работе с клиентами. Первая занимается перспективными разработками, обеспечивает эксплуатацию системы, следит за оборудованием, контролирует деятельность партнеров. Вторая — отвечает на вопросы клиентов, помогает им настраивать рекламные кампании, собирает информацию о пожеланиях и поведении рекламодателей, проводит обучающие семинары, обеспечивает продажи и учет платежей. Каждой из этих задач занимается один-три человека, которые внутри службы образуют рабочие группы, иногда мы их называем подразделениями — звучит весьма мужественно.

Эти два генеральных направления — техническое и клиентское — координируются исполнительным директором, который вместе с директором по развитию — недавно созданный пост — осуществляют функции, лежащие вне компетенции двух основных служб. Это маркетинг, PR, аналитика, стратегическое планирование, взаимодействие с партнерами и т.д. Я стараюсь организовывать обсуждение ключевых вопросов всеми директорами, чтобы каждый мог видеть не только свою область, но и «Бегун» целиком, в настоящем и будущем, с высоты птичьего полета. Чтобы каждый понимал, куда, почему и как мы движемся. Именно поэтому всех этих людей можно называть топ-менеджерами.

В конце 2003 инвестиционный холдинг «Финам» приобрел 80% «Бегуна». Он ввел в Совет своего директора, который также много помогает в нашей работе. Вспомогательные службы, такие как юридическая, безопасности, бухгалтерская — тоже предоставляются «Финамом».

Кто был инициатором сделки с «Финамом»? С чьей стороны исходила инициатива?

К нам время от времени обращались многие компании с предложением о покупке крупного пакета. В какой-то момент мы стали эти предложения рассматривать, что, разумеется, стало быстро известно многим финансовым структурам. Предложение «Финама» оказалось наиболее интересным по основным параметрам.

По информации источников «Вебпланеты», в прошлом году интернет-холдинг «Рамблер» также вел переговоры о покупке «Бегуна». Действительно ли вам поступало предложение от «Рамблера»? Как вы можете прокомментировать эту информацию?

«Бегун» — активная компания. Мы вели, да и ведем переговоры о сотрудничестве со многими крупными участниками рынка. В том числе мы рассматривали варианты взаимодействия и с «Рамблером». Я не исключаю возможности нашего сотрудничества в будущем. Что касается полной или частичной покупки бизнеса «Бегуна», то подобные предложения по-прежнему время от времени поступают — уже его владельцам. Как-либо подтверждать или опровергать информацию об инициаторах таких обращений я не буду.

На сегодняшний день «Рамблер» так и не предложил Рунету хороший сервис контекстной рекламы в своей поисковой системе. Как вы считаете, почему такое возможно? Предложит ли «Рамблер» такой сервис в будущем?

Безусловно, рынку необходима контекстная реклама на «Рамблере». Причем в формате, который задал «Бегун» и который давно стал индустриальным стандартом. Я уверен, что рано или поздно «Рамблер» предоставит такой инструмент своим рекламодателям.

Сколько человек работает в вашей компании сейчас?

В штате работает около 20 человек. Я стараюсь, чтобы компания пока не выходила из стадии компактной, дружной, молодой команды. Это позволяет «Бегуну» быть гибким и быстрым — так себе каламбур, конечно. Хотя, разумеется, недалек новый этап в развитии компании: она обрастет департаментами с красивыми названиями, в кабинет к директорам начнут вежливо стучаться, сами директора, может быть, даже начнут ходить на работу в костюмах. А интервью за меня начнет писать pr-менеджер. Это закономерный и по-своему интересный этап в развитии правильного бизнеса.

«Бегун» — самоокупаемая компания?

Разумеется. И прибыльная.

Когда был пройден порог самоокупаемости?

Через несколько месяцев после запуска проекта.

Какие технические средства задействованы для поддержания работоспособности «Бегуна»? На скольких серверах «живет» система?

Если не считать всяких девелоперских мощностей, «рабочий» «Бегун» живет на 14 серверах, которые стоят в Golden Telecom. Система обладает достаточно сложной архитектурой, согласно которой сервера разделены на несколько групп с собственной специализацией и возможностями дублирования.

Мы потихоньку докупаем сервера, потому что нагрузки на систему постоянно растут. В основном это происходит за счет роста объемов обрабатываемого трафика — больше террабайта в месяц. А также увеличения количества параметров для каждого ключевого слова — на внутриофисном языке они называются «кондишенами». На этот показатель влияет число рекламодатей и объявлений, сложность комбинаций различных таргетингов и настроек, которые необходимо учитывать при каждом показе объявления. Например, запуск геотаргетинга съел значительные резервные мощности, поэтому в июне система подрастет на 2 новеньких сервера.

Какую долю рынка контекстной рекламы в Рунете, по вашим оценкам, занимает «Бегун»?

«Бегун» размещает только текстовую контекстную рекламу. Однако если даже оценивать его долю на рынке, формируемом финансовыми потоками по всем форматам контекстной рекламы, то она составляет 30–40%.

А что можете сказать о других компаниях, занимающихся продажей контекстной рекламы?

Мы вложили много сил в становление этого направления: популяризацию идеологии контекстной рекламы, привлечение в интернет новых рекламодателей, их обучение, формирование позитивного опыта от работы с контекстнойй рекламой. Мы рады, что расширением этого рынка сегодня занимается все больше агентств и площадок. Вместе всегда проще.

Я понимаю, что вопрос поразумевает мою оценку деятельности конкурентов, которыми, как правило, считают «Яндекс» и крупные порталы, продающие рекламу под ключевые слова. На мой взгляд, это натяжка. Локальное решение «Яндекс.Директ» не пересекается с партнерской моделью «Бегуна». Их используют параллельно: если нужен «Яндекс» — берут «Директ», если нужны Mail.Ru, «Апорт» и прочие — берут «Бегун». Как правило, нужно и то, и другое. Рынок настолько емкий, что отъедать друг у друга деньги бесмысленно, разумнее работать вместе над его расширением. Мы даже вели переговоры о налаживании взаимодействия интерфейсов «Бегуна» и «Директа» — вполне возможно, через какое-то время мы вернемся к этой идее.

Что касается порталов, где контекстные баннеры размещаются руками менеджера по рекламе, и многотысячного сервиса «Бегуна» — то их сравнивать так же странно, как телефонную станцию с «барышней» и цифровую АТС. Они ориентированы на разные объемы сервиса.

Как вы расцениваете сегодняшнее состояние рынка контекстной рекламы?

Если говорить собственно о финансовых потоках, то рынок контекстной рекламы стабильно увеличивается, втягивая новые типы бизнесов и сегменты рекламодателей. Поднимаются регионы, строчка «контекстная реклама» становится привычным атрибутом медиаплана. Доходы участников пропорционально растут, сохраняя прежнее соотношение друг с другом. Нас это вполне устраивает. Даже радует.

Что будет дальше — тоже вполне понятно, я высказал свое виденье в докладе на недавнем РИФе. Контекстная реклама будет расширять доступные форматы, превращаясь в основной инструмент, когда не требуется вещать на всю доступную аудиторию. Алгоритмы определения контекста усложнятся технологически, и упростятся со стороны пользователя, которому будет необязательно самому подбирать ключевые слова. Некоторые из этих тенденций уже можно увидеть на западном рынке, многие подобные перспективные разработки ведутся «Бегуном».

Во сколько вы оцениваете объем этого рынка?

Порядка 7 млн. в год.

Ваш прогноз на следующий год?

Как минимум удвоение. Т.е. сохранение сегодняшних темпов. «Бегун» возьмет от этого роста даже больше, чем сейчас.

Вы сказали, что поднимаются регионы. Какие регионы вы могли бы выделить? Какие регионы, на ваш взгляд, проявляют наибольший интерес к контекстной рекламе?

Ответ прост. По нашему опыту — крупные города с традиционно хорошо развитым интернетом, вы все их хорошо знаете. Это Питер, Новосибирск, Екатеринбург. На прошлой неделе мы запустили геотаргетинг, поэтому в скором времени я смогу гораздо точнее ответить на вопрос о региональном распределении наших рекламодателей и динамике их бюджетов.

Каков средний бюджет, который предлагают ваши клиенты на проведение кампании через «Бегун»?

По-прежнему около 50$ в месяц. Разумеется, это средняя по больнице. Одним хватает 5$, чтобы считать рекламые цели достигнутыми, другие рекламодатели регулярно тратят суммы, крупные по даже меркам вполне серьезных агентств.

Какие у вас планы на будущее?

Не смотря на то, что мне еще удается не ходить каждый день в костюме, «Бегун» ведет очень широкую деятельность, которую сложно изложить в паре абзацев. Мы работаем веером по целому ряду направлений, связанных с инновационными технологиями, новыми маркетинговыми целями, диверсификацией бизнеса. Использование ресурсов и наработок «Финама» открыло перед нами совершенно новые возможности, которыми мы просто обязаны воспользоваться. Однако основной вектор развития остается прежним — это ломка традиций интернет-рекламы, неудобных и невыгодных современному рекламодателю.

От редакции: Алексей Басов готов ответить на вопросы читателей в форуме «Вебпланеты».

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost