КИБ, день второй. Аутичная выдача поисковиков, массовый Интернет и везучие порталы
Федор Смирнов
Второй день конференции «Интернет и Бизнес» для многих начался головной болью и поздним пробуждением, однако даже на утренних секциях опоздавшие с трудом находили себе место где-нибудь на подоконниках или в проходах. Весь день был плотно расписан на секции и круглые столы, при этом многие обсуждения выходили далеко за рамки, заставляя участников резво перемещаться между мероприятиями.
Социальная сеть поверх поисковика
Секцию, посвященную поисковым технологиям, не случайно начали именно докладом Игоря Ашманова. Он быстро задал необходимый настрой, объяснив, что модная нынче кластеризация – бессмысленная затея, да и у персонализации особого будущего нет. В области релевантности поисковой выдачи улучшать уже нечего, а запросы на естественном языке ни один поисковик понимать не научился.
Под поиск сейчас охотно дают деньги, частенько не спрашивая про бизнес-план, поэтому появляется довольно много стартапов. Крупные же игроки, по мнению Игоря Ашманова, замедлили свое развитие, сосредоточившись на борьбе друг с другом. Однако отдельные проблески надежды все-таки прозвучали.
Во-первых, это пресловутые социальные сети, о которых постоянно вспоминали на конференции: их можно использовать в качестве надстройки над традиционным интернет-поиском. Похоже, мечты об идеальных алгоритмах полностью уступили место вере в человеческий фактор. Пользователи социальной сети сами смогут следить за качеством индекса, что, в свою очередь, гарантирует отсутствие откровенного мусора в выдаче. Из перспективных идей отмечены также – написание сложных запросов, которыми пользователи смогли бы обмениваться друг с другом. Самое наболевшее – это «аутичная простыня», то есть представление результатов поиска, где ожидаются самые революционные перемены.
Доклад Сергея Людкевича («Текарт») выглядел несколько бледно на фоне мощного старта Ашманова, зато изобиловал метафорами. Речь шла о поисковом спаме и способах борьбы с ним. Так, «белые» оптимизаторы оказались в прифронтовой полосе, где им достается и от поисковиков, и от беспринципных коллег по цеху. В общих словах было сказано о старых-добрых техниках (вроде текст цветом фона) и о модных веяниях вроде дорвеев и покупки ссылок. Поскольку представители поисковых машин дипломатично помалкивали, доклад получился очень теоретическим: спамить не хорошо, особо старательных могут наказать, но что именно для этого надо сделать, так и осталось неизвестным.
Доклад про WAP-поиск оказался интересным уже просто потому, что эта область постоянно остается «не у дел». Между тем, если верить Андрею Федоровскому из (Mail.Ru), то сектор WAP – не такой уж крошечный. В нем насчитывается уже 45 тысяч серверов и около 40 миллионов документов. После перехода на WAP 2.0 ожидается бурный рост, связанный с тем, что страницы можно верстать на XHTML. Примечательна и структура интересов пользователей: в вебе не меньше половины пользователей интересуются гороскопами, досками, объявлений и работой, здесь же львиную долю составляют XXX-запросы и общение. Сами запросы сформулированы в «телеграфном стиле» (1,7 слова).
Лев Гершензон (Яндекс) рассказал о светлом будущем, когда поисковики начнут предоставлять пользователю не просто ссылки, а сами объекты поиска. Пользователи, по его мысли, в будущем перестанут искать слова, а будут интересоваться объектами. Поставщики контента при этом только выиграют, что доказывает успех Яндекс.Новостей.
Умение сопереживать и объем рекламных бюджетов
Секцию, посвященную медийной рекламе, тоже начали с тяжелой артиллерии. Хотя днем раньше Леха Андреев и назвал ее «полнейшим мастдаем», посчитать деньги, вращающиеся в индустрии, собралось немало народу.
Главной интригой, конечно же, был Сергей Васильев, президент группы компаний «Видео Интернешнл». Его появление на КИБе имело, очевидно, в большей степени символическое значение, стало своего знаком для индустрии – теперь в Интернет пришли действительно большие деньги. Действительно, речь шла о российском рынке в целом, а также о росте интернет-рекламы. Относительные цифры действительно весьма впечатляют, однако в абсолютном выражении – это пока совсем немного. Как заметил Сергей Васильев, красивые цифры в Интернете объясняются догоняющим характером развития российской Сети: стартуя с нуля, легко расти на 80% за 2-3 года.
Тем не менее, в серьезности намерений «Видео Интернешнл» касательно онлайновой рекламы сомневаться не приходится. С этого года Интернет является для них важнейших стратегическим направлением, планируется привлечь в Сеть действительно крупных рекламодателей, предлагая им Интернет как еще одну среду для продвижения.
Екатерина Лебедева, представлявшая «РБК-Рекламу», посетовала на недостаточную прозрачность рынка. По ее словам, стоило бы создать независимое рейтинговое агентство, которое могло бы поставлять более надежную информацию. Еще одной бедой является емкость рекламных площадок: хотя РБК старается запускать по 2 проекта ежегодно, главная страница все равно перегружена рекламой.
Арсен Ревазов (IMHO VI) еще более наглядно представил преимущества Интернета для рекламодателя, наукообразно разложив все по полочкам: охват и таргетированность, качество контакта и его цена. По качеству стандартный баннер легко обходит рекламный щит, а по цене контакта почти сравнялся с телевидением.
Однако настоящим гвоздем программы оказался Дмитрий Можаев (Index 20). Начав с того, что радостные цифры предыдущих докладчиков – лишь капля в море, он задался вопросом, в чем же проблема. Интернет не существует как единое целое: если телевизор можно смотреть всей семьей, то чувство сопереживания при поиске на Яндексе не возникает. Нужно создать массовое сознание, в рамках которого Интернет будет восприниматься как масс-медиа. Аркадий Волож, генеральный директор Яндекса, резонно возразил, что эта идея, возможно, и правильная, но утопичная, ведь Интернет – это всегда настольное приложение, которое смотрят в одиночку.
Порталы против интернет-СМИ
На последнем дыхании прошел круглый стол, посвященный проблемам роста интернет-СМИ. Антон Носик пришел в некоторое уныние при виде пустовавших кресел: это порталы демонстрируют сногсшибательные показатели, а успехи электронных изданий выглядят лишь бледной тенью на их фоне. Из последних трендов были продемонстрированы тематические приложения да локальные версии. Вскользь были упомянуты самобытные авторы из числа читателей, которых можно привлекать к работе издания.
Арсен Ревазов обеспечил маленькую провокацию в самом начале круглого стола, а затем удалился. Напомнив всем про успех новостных агрегаторов типа Google.News и Yahoo!News, он нарисовал мрачное будущее для сегодняшних интернет-СМИ, где выживут 10-15 сильнейших. Аудитория наперебой принялась опровергать такое предположение, и эта игра давала уже задремавшим слушателям новые силы для борьбы со сном. Время от времени из зала задавали странные вопросы вроде «куда же делись талантливые журналисты?» или «что такое подкастинг – форма или жанр?».
Думаю, последний круглый стол оказался не слишком звучным завершающим аккордом. Хотя этого и следовало ждать: проблемы интернет-СМИ не слишком активно обсуждались и на этом РИФе. Если учесть, что ежедневная программа КИБа была еще более насыщенной, то финальный power-off вполне закономерен.
Другие