Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

РИФ 2006, день третий. Удовлетворение синтетических потребностей в убийстве традиционных СМИ

Федор Смирнов
| архивная статья | 27.03.2006 14:09

Третий день РИФа организаторы почему-то обозвали «Днем регионов». При этом региональную специфику, видимо, нужно было слишком внимательно разглядывать. Со стороны можно было лишь заметить скучное пленарное заседание с участием госчиновников, которого здравомыслящие люди постарались избежать, и предельно ясный набор докладов. Теперь не приходилось ломать голову, куда податься, интересных секций было всего две. Обсуждать «социальные стартапы» и «методы создания цифровых образовательных ресурсов Рунет» — занятие на любителя.

Бизнес на основном инстинкте

То ли дело развлечения — тема понятная каждому, где уже есть немало весьма успешных проектов. Приятно, что эту секцию обошли своим вниманием представители многочисленных министерств, агентств и других подкожных образований IT-индустрии.
Изюминкой круглого стола «Развлекательные ресурсы и интернет-сообщества» должен был стать Никита Шерман. Его доклад, один из немногих на РИФе, содержал вместо подборки голых мыслей вполне конкретные цифры. Смысл заключался в том, чтобы вылить на голову публики ошеломляющие данные об индустрии онлайновых игр.

Некоторые из цифр оказались довольно смешными: так, в среднем, российский пользователь тратит на любимую игрушку от 30 до 50 центов ежемесячно. Поэтому зарабатывать можно исключительно на количестве — в Рунете около 4,5 миллионов потребителей онлайновых игр, и их количество растет быстрее, чем общее число пользователей. В отличие от Запада, русский пользователь принципиально не платит «по подписке», а предпочитает иногда дать немного денег на дополнительные игровые возможности, предметы и пр. Среди желающих лупить друг друга палицами становится все больше женщин, что связано с растущим разнообразием сюжета.

После этого Дмитрий Кравчук в качестве ведущего пытал участников рынка каверзными вопросами в тщетной надежде услышать секреты успеха.

Вряд ли какой-то один проект получит всю развлекательную аудиторию Рунета. Так, за «Мамбой» лишь 10% всех юзеров, игрушками увлекаются ещё 20%, а блоггеров — тех и вовсе от силы 2%. Интересно, что в развлечения записали и онлайновые библиотеки, пригласив Максима Мошкова. Сам он приехать не смог, зато представлявший онлайновые библиотеки Алексей Кузьмин казался среди «развлекальщиков» чужеродным элементом. Конечно, литература тоже имеет отношение к развлечениям, но ставить её в один ряд с играми и знакомствами — не самая лучшая идея.

Никита Шерман вместе с Ириной Пастуховой (Time-Zero) в один голос убеждали присутствующих, что онлайновые игры не имеют ничего общего с наркотиками, и никакой речи о болезненной зависимости быть не может. Дескать, игры — это ещё и удовольствие от общения с друзьями. Лишь небольшое количество людей хотят найти в игре удовлетворение тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены в реальном мире.

Максим Трухин пожаловался на то, что озабоченные пользователи слишком узко понимают миссию «Мамбы». Там можно не только найти «девочку» или «мальчика», но и друга. То бишь не зацикливайтесь на базовых потребностях, а смотрите на «Мамбу» шире.

Антон Носик, почему-то выступавший от имени «Живого Журнала», представил блоги в качестве этакого сорняка, который беспрепятственно вырос на человеческой страсти к общению. В основе ЖЖ как хостинга блогов не лежит никакой бизнес-модели, он создавался не для того, чтобы зарабатывать деньги на рекламе или платежах. Поэтому секрет успеха блогов — это секрет проезжей части по сравнению с придорожной канавой. Можно ехать и там, и там, но по проезжей части все-таки удобнее.

Когда проект становится слишком большим, неизбежно возникают проблемы. «Мамба» и «Территория» расти не боятся, а вот с блогами все не так однозначно. Владельцу хостинга блогов приходится зачастую нести ответственность за тот контент, который генерируют его пользователи. Антон Носик видит лишь один выход — вынос юрисдикции. «Прокуратура — это тоже страновой риск», — заметил он и разразился гневной тирадой про «золотопогонных прокурорских гнид» в духе девяностых. LiveInternet.Ru, похоже, мало думает об этой угрозе и «переселяться» в другую страну не собирается, наивно надеясь на то, что «всегда найдется выход».

Бумага — это просто ритуал

Порассуждать о гибели традиционных СМИ пригласили тоже вполне предсказуемый набор экспертов. Западный опыт был представлен Инго Маннтойфелем из «Deutsche Welle-Online», про российские успехи в сто первый раз рассказала Наталья Лосева из РИА «Новости».

У «Немецкой волны» была красивая презентация, но очень мало общего с российскими реалиями. В Германии этот медиа-холдинг полностью финансируется государством, поэтому созданию полноценной интернет-редакции мешало все что угодно, кроме денег.

В России успешной миграции традиционных СМИ в онлайн мешают дураки в лице бумажных редакций и приверженность старому бренду. Рассказывая о своем опыте в «Известиях» и РИА «Новости», Наталья Лосева призналась, что долгое время на интернет-подразделение смотрели как на техническую обслугу и даже просили починить мышки. Потом удалось сыграть на самолюбии некоторых бумажных журналистов, которым захотелось видеть себя в онлайне. Затем доступ к части новостей стал закрытым, а посещаемость сайта загадочным образом осталась на прежнем уровне.

Александр Гагин заметил, что отношение к онлайну со стороны печатных изданий постепенно начинает меняться. Теперь журналистам стало важно видеть свои материалы в Сети, а реклама начала приносить заметные деньги. В США онлайновая реклама для традиционных изданий — вообще единственная сфера, где сборы продолжают расти.

Антон Носик призвал не говорить об убийстве газет, речь идет просто о том, что традиционные СМИ недополучат некоторых дивидендов. Так, формат газетных объявлений, по его мнению, уже не имеет смысла. «Ну, так это темпы недополучения ещё не отразились!» — объяснил он все ещё продолжающийся рост этого рынка.

Таким образом, «День регионов» на РИФе, обещавший стать обычной скукой «для галочки», оставил после себя пару интересных обсуждений. Ожидать заявленных секретов успеха от создателей онлайновых развлечений было бы наивно: все свелось к тому, что пользователи якобы сами толпой валят к ним, благодаря качеству ресурса. «Убийство традиционных СМИ» в российских условиях пока напоминало схоластическую дискуссию, однако зловещие нотки в ней стали вполне различимы.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost