Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Онлайн-СМИ догнали газеты

| архивная статья | 17.09.2004 16:34

Категория «СМИ/периодика» рейтинга Rambler’s Top100 вот уже много лет сохраняет лидирующее положение по охвату аудитории и посещаемости. В настоящее время она насчитывает 1608 сайтов.

Мы проследили поведение крупных онлайновых СМИ за последние пять лет. На публикуемом графике изображены агрегированные показатели средней суточной аудитории для трёх групп крупнейших сайтов категории «СМИ/Периодика» рейтинга Top100.

До последнего года картина развития СМИ в интернете была чрезвычайно простой. Основных игроков медийного рынка можно было разделить на три группы: пионеры Рунета (RBC.Ru, Lenta.Ru, Gazeta.Ru), последователи (Utro.Ru, Dni.Ru, Grani.Ru, Strana.Ru) и сайты традиционных СМИ (Izvestia.ru, Kp.ru, Ng.ru).

Первым крупным онлайновым СМИ стало информагентство РБК. В августе 1998-го, когда для пользователей Рунета (общее число которых тогда не превышало миллиона человек) самой важной информацией стал курс доллара, популярность РБК была сравнима с популярностью крупнейших российских поисковых систем.

Весна 1999-го стала началом успеха первой онлайновой газеты Gazeta.Ru, самим названием подчёркивающей позиционирование, а также Lenta.Ru. По мере роста числа последователей трафик категории «СМИ/Периодика» в Рунете постепенно дробился между всё большим числом игроков, а доля лидеров потихоньку размывалась.

Трафик преследователей или «трудных детей» ведёт себя гораздо более неровно. Если его сгладить, то в среднем за два года «трудные дети» успевали за Рунетом, потихоньку отбирая трафик у лидеров. Что же касается сайтов традиционных СМИ, то их звездным часом стал 2002 г., год их «второго рождения» — многие из них были созданы ещё в 1997 г., но пребывали в своеобразном летаргическом сне. Однако уже с осени 2001 года сайты «Известий» и «Комсомольской Правды» входят в десятку крупнейших сайтов категории «СМИ/Периодика».

В то же время, они так и не смогли занять ведущее место в новостном секторе Рунета. Возможно, дело в их изначальной ориентации на аналитику или, как минимум, комментирование событий, а не на их прямое освещение. Как показало многолетнее наблюдение за поведением интернет-аудитории, в случае событий большой важности люди идут за новостями не на сайты традиционных газет. Лишь утолив первый информационный голод, пользователи Сети посещают «газетные» ресурсы, чтобы найти там объяснение прочитанному и услышанному.

Можно также заметить, что все значительные катастрофы последних лет, начиная с дефолта августа 1998 года, сопровождались ростом аудитории онлайновых СМИ. В последние три года, пиковые значения аудитории и трафика образовали своего рода цикл, следуя друг за другом с промежутком приблизительно в 13 месяцев. Так, 27 августа 2000 года пожар в Останкинском телецентре превратил интернет едва ли не в единственный источник оперативной информации. Следующий, ещё более мощный пик трафика был вызван террористическими актами 11 сентября в США и последовавшей за ними войной в Афганистане. Третий пик соответствует захвату заложников в ДК Шарикоподшипникового завода на Дубровке 23 октября 2002 года.

Такой же характер носят пиковые значения аудитории и посещаемости секторов «Политика» и «Бизнес и финансы» рейтинга Rambler’s Top 100. Это связано с тем, что в этих категориях лидируют политические и деловые разделы перечисленных выше сайтов. Следует, однако, отметить, что в отличие от категории «СМИ/Периодика» популярность раздела «Политика» за последние пять лет практически не изменилась, а популярность категории «Бизнес и финансы» увеличилась лишь в три раза. По-видимому, это связано с расширением социального и демографического состава российского интернета и соответствующим приближением интересов его пользователей к интересам среднестатистического представителя российского среднего класса.

В 2003 году главным событием для онлайновых СМИ, вопреки ожиданиям, стали не выборы в Государственную Думу а РФ, а война в Ираке. В первый же день военной кампании общая суточная аудитория сайтов категории «СМИ/Периодика» рейтинга Rambler’s Top100 выросла на 35% и превысила миллион человек. При этом, как отмечено в исследованиях КОМКОН-медиа, аудитория лидирующих интернет-СМИ, как количественно, так и качественно близка к аудитории крупнейших российских деловых газет и журналов.

К августу 2004 г. средняя суточная аудитория новостных сайтов выросла почти на 60% по сравнению с предыдущим годом, и теперь миллион человек в день является для медиаресурсов нормой. В общем трафике Сети это составляет порядка 15%, но в дни громких событий это число сразу вырастает вдвое. Последний рекорд был зафиксирован счетчиком Top100 3 сентября этого года, когда во время событий в Беслане общая доля сайтов категории «СМИ/Периодика» в трафике Рунета составила более трети — 35%. Каждый третий посетитель Сети в этот момент подключился к интернету затем, чтобы прочитать последние известия из Северной Осетии.

Помимо роста аудитории, наблюдался и всплеск активности читателей. В дни катастроф они обращаются к онлайновым СМИ в среднем 12 раз в день, против обычных 8. В 2003 году после войны в Ираке трафик онлайновых СМИ вернулся к своему прежнему уровню только к концу апреля, в 2004 «волна», поднятая выборами Президента РФ и всей цепью сопутствующих событий не до конца угасла даже в мае.

Парадоксальным образом, российские интернетчики больше интересовались американской военной операцией, чем выборами в российскую Государственную Думу. Возможно, это вызвано известными ограничениями на предвыборную деятельность СМИ, погубившими ожидавшуюся активность газет в зародыше. Возможно — с вялой деятельностью политических партий, рассудивших, что интернет-аудитория слишком мала, чтобы использовать Сеть в качестве канала влияния. Даже совместная операция онлайновых СМИ по привлечению предвыборных бюджетов, получившая название «Накликай Думу» закончилась с близкими к нулевым результатами. Политики предпочли «ящик».

В 2004 году заметно активизировались сайты ведущих телевизионных каналов. Разговоры об их неминуемом пришествии велись уже несколько лет, но только сейчас факт можно считать состоявшимся. Рост трафика ТВ-сайтов был почти двукратным, а аудитория сайтов «Первого канала» и программы «Вести» в отдельные дни превышает 50 тысяч человек в сутки. Правда, общий трафик категории ТВ составляет пока немногим более процента от трафика Рунета, десятикратно уступая «СМИ/Периодике». Здесь повторяется эффект, отмечавшийся нами ранее для онлайновых газет — рост идёт «с головы». В информационно насыщенные периоды аудитория и трафик лидеров растут опережающими темпами по сравнению со средним по категории.

Опережающий рост популярности телевизионных сайтов отражает одну из наметившихся в Рунете в 2003 году и усилившихся в 2004 году тенденций — распространение широкополосного доступа к интернету (такого, как ADSL, выделенные линии, кабельный доступ) — как в частных квартирах, так и в интернет-кафе. Процесс ускоряется наличием обратной связи — наличие видеоматериалов, интерактивных сервисов является само по себе мощным стимулом «ускорения» интернета и роста числа широкополосных подключений.

Эту тенденцию иллюстрируют рейтинги секторов российского интернета по приросту доли в общей аудитории Рунета за 2003–2004 год. Подчеркнём, что мы говорим здесь именно о доле аудитории. Средний рост аудитории всех категорий Рунета составил около 40%. Однако некоторые категории росли быстрее других, а остальные уступали им долю. Так вот, помимо полезного с точки зрения фундамента для развития интернета роста категории «Бизнес», в десятке лидирующих секторов половина напрямую связана с широкополосным доступом. Это «Mp3», «Фото», «Кино», «Радио» и «Телевидение».

Несмотря на то, что в инфосфере по-прежнему доминирует телевидение, онлайн-СМИ прочно выходят на второе место. По данным Jupiter Research, уже в 2005 г. в США рекламные доходы сетевых медиа превысят рекламные доходы печатной прессы. Хотя в России этого пока не происходит, интернет все больше отвоевывает аудиторию у «традиционных» СМИ. Если происходит что-то действительно важное, люди ищут самые свежие известия в Сети. Рынок онлайн-периодики становится все более конкурентным, и в ближайшее время конкуренция в этом секторе будет такой же жесткой и сильной, как и на рынке бумажной прессы. «Первой ласточкой» этого стало почти одновременное обновление двух крупнейших интернет-СМИ — Lenta.ru и Rambler Mass Media, наследника проекта Rambler Media — которые в преддверии нового медиасезона совершили редизайн, устанавливая для электронных медиа новые стандарты в области подачи информации.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost