Инвестиции в российский интернет
Иван Глушков
В России наступил второй интернет-бум, сопровождающийся активными инвестициями во все возможные онлайн-структуры. Первый бум, пришедшийся на конец 90-х, был ознаменован рядом ярких, но безуспешных проектов, как, например, ожидавшаяся покупка портала Rambler европейской компанией Lycos в 2000-м году едва ли не за 30 млн. долларов. Однако бурный рост сменился столь же бурным спадом.
Причин образования и исчезновения этого «пузыря» много, но основных две: отсутствие серьезного системного подхода к онлайн-бизнесу у инвесторов и отсутствие мощной клиентской базы. Создается впечатление, что во времена первого интернет-бума игроки этого рынка именно «играли» в сетевой бизнес, делая рискованные шаги и бездумно подражая западному опыту. Для второго интернет-бума, который мы наблюдаем сейчас, существуют серьезные предпосылки, основная из которых — резкий, до 40% в год рост пользователей интернета: сейчас в России насчитывается 13 млн его активных пользователей. И пусть 30% из них составляет Москва, регионы тоже стремительно осваивают интернет-технологии. На российских интернет-просторах появились крупные, мощные компании, не только активно и успешно развивающиеся, но и приносящие прибыль: «Яндекс», Rambler, Mail.Ru, РБК, множество интернет-магазинов. Тем не менее, интернет-бизнес в России находится по-прежнему в зачаточном состоянии. И развиваться он не может без крупных инвестиций. Помочь этому процессу была призвана конференция «Инвестиции в российский интернет», организованная компанией «Финам» и прошедшая 18 февраля в здании Московской Межбанковской Валютной Биржи. На конференции присутствовали как представители крупных интернет-компаний, так и новички в онлайн-бизнесе, представители потенциальных инвесторов и пресса.
 |
Что же из себя представляют инвестиции в интернет? Условно их можно разделить на три группы: инвестиции в интернет-компании: поисковые системы, онлайн-магазины, электронные СМИ и т.д.; инвестиции оффлайновых компаний в интернет: создание сайтов компаний, сервисных служб, рекламы в Сети; инвестиции непосредственно в интернет-технологии: телекоммуникационные и сервисные компании, интернет-провайдеры и т.д.
Несмотря на то, что онлайн-бизнес не разработал никаких собственных схем, а лишь адаптировал уже существовавшие раньше, невозможно просто снимать кальку с существующих бизнес-моделей. Как и любая отрасль современной экономики, интернет обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать.
 |
Разумеется, наиболее ярким примером бурного роста российского интернета стало именно появление мощных, самодостаточных интернет-компаний. Крупнейшей из них, имеющей внушительные по меркам Рунета обороты, является «Яндекс». На конференции компанию представлял генеральный директор Аркадий Волож. В своей речи он осветил успехи компании, основные вехи ее развития, а также отметил основные факторы инвестиционной привлекательности российского интернета. Во-первых это, конечно, его бурное развитие, а, следовательно — быстрая окупаемость затрат. Во-вторых, онлайн-бизнес не требует таких крупных капиталовложений, как оффлайновый: любая интернет-компания — это офис, сотрудники и технология — ничего больше. В-третьих, онлайн-бизнес не обладает теми факторами риска, как, например, нефтяной или газовый бизнес: он никогда не был государственным, никогда не приватизировался и потому никогда не вступал в прямые конфликты с властью.
Каковы же основные типы инвестиций в интернет? Ответ на этот вопрос на конференции дал вице-президент ИА «Финмаркет» Александр Бурмистров. Это развитие с нуля собственного бизнеса и инвестирование в существующий бизнес путем его покупки или акционирования. Также это инвестирование в рекламу и маркетинг — создание сети партнеров, проведение рекламных и промо-акций. Здесь нет никаких сюрпризов, эти модели привычны для традиционного бизнеса и с незначительными изменениями используются и в интернете. Особым, характерным именно для онлайн-бизнеса видом инвестиций является создание псевдо-конкурирующих брэндов. Иллюстрацией может служить создание сети интернет-магазинов, формально не связанных друг с другом. Источником покупателей для магазинов являются, как правило, поисковые системы. Покупатели ищут товар, а не торговые марки, следовательно, создание большого числа торговых марок увеличивает шанс «завлечения» покупателя в тот или иной интернет-магазин. Тем более, что создание брэнда в интернете не сравнимо по затратам с созданием брэнда в оффлайне.
Российский интернет становится базой и для различных оффлайновых начинаний. Примером тому может служить проект Vex.Ru — портал по организации венчурных проектов и привлечению средств в малый бизнес. Большая часть клиентов портала — именно оффлайновые провинциальные предприятия. Интернет служит для них своего рода площадкой для общения, взаимодействия, решения своих проблем.
Не стоит романтизировать интернет-бизнес — не редки здесь случаи мошенничества, провалов и неудач. Но здесь нет ничего странного: как заметил Аркадий Волож, нынешняя эйфория по поводу бурного развития интернет-бизнеса и открытия в нем массы новых возможностей — явление временное. Бум закончится в самые ближайшие годы, и e-бизнес станет таким же рутинным и предсказуемым, как и любой другой. Да, безусловно, это означает окончание времени больших возможностей и быстрого роста, но означает появление стабильности. А стабильность — это основной фактор успешного развития любого предприятия.
Анна Артамонова, вице-президент Mail.Ru по маркетингу и PR
— На мой взгляд, идея проведения подобных конференций — очень перспективна. Сейчас рынок интернета показывает стабильный рост: растет количество пользователей, растут объемы интернет-рекламы. Активный рост аудитории Рунета, по всем прогнозам, будет продолжаться как минимум еще несколько лет, а это значит, что интернет-рынок становится привлекательным для инвесторов. Тем более, что за последние несколько лет Рунет серьезно вырос в профессиональном плане. Менеджмент компаний научился зарабатывать деньги, а не «осваивать бюджеты». А инвесторы, заинтересованные в русском секторе интернета, отошли от шока 2000-го года. Теперь им опять есть о чем договариваться друг с другом.
На данной конкретной конференции, я, правда, не увидела общения молодых интернет-компаний, нуждающихся в инвестициях с потенциальными инвесторами. Собрались в основном «признанные» герои рынка, у которых с инвестициями и так все в порядке; рассказывали свои sucсess-story. Но, по моему мнению, это тоже неплохое начало для долгого процесса привлечения денег в наш сектор рынка. Я уверена, что компания «Финам», которая успешно привлекает деньги в различные сектора российской экономики, добьется того, что на следующих конференциях представители обеих сторон перейдут от слов к делу.
Игорь Ашманов, управляющий партнер и генеральный директор компании «Ашманов и Партнеры»
— С моей точки зрения, свою основную задачу конференция выполнила. Она показала, что в России, с одной стороны, есть ряд инвесторов, готовых вкладывать крупные суммы в развитие Интернета, а с другой — есть успешные проекты, которые сейчас приносят прибыть владельцам, и неплохую.
Такие мероприятия, конечно, нужно проводить на регулярной основе, возможно, не только в форме конференции, а в формах круглого стола, как было предложено «Финамом» или семинаров. Ведь сейчас очень важно донести до всех заинтересованных людей, что деньги возвращаются, и можно опять думать о перспективах на несколько лет вперед.
Другие