Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Yahoo.eu и другие веб-каталоги

| архивная статья | 18.10.2004 16:21
«Пользователи находят то, в чем они нуждаются».
Сриниджа Сринивасан (Srinivasan), один из директоров Yahoo!

По роду занятий мне приходится просматривать отечественную интернет-прессу. Такое впечатление, что единственная за этот год новость про русскоязычные интернет-каталоги — это открытие русскоязычного варианта Yahoo! (вообще-то, мы решили написать об этом просто так, однако получилось, как заметил автор статьи, совсем не так, как планировалось изначально — прим. редакции) по адресу ru.yahoo.com (туда можно попасть и просто набрав yahoo.ru). Каталогам не объявлен заговор молчания, просто в новом веке про них нечего писать. Каталоги теперь нужны скорее не людям, а поисковым машинам. И об этом тоже можно сказать раз году.

Согласно последним известным мне данным SpyLOG по трафикогенераторам Рунета (за первую половину этого года), количество переходов на страницы из каталогов составило 7%, а из поисковых машин — 20%. При этом данная статистика, любезно предоставленная Федором Вириным, фактически искажает остроту забвения интернет-рубрикаторов за счет того, что мощный трафикогенератор Rambler’s To100 также считается каталогом. Поэтому соотношение поисковиков и каталогов отличается для крупных и мелких сайтов (если главную составляющую каталогов дает Top100, то его доля уменьшается с падением посещаемости среднего сайта, следовательно, уменьшается и общая доля каталогов в трафике сайта).

Но так было не всегда. Более того, в конце девяностых каталоги веб-ресурсов казались и горячей темой, и важной. О них и говорили, и писали, а на Searchenginewatch.com за 50 долларов в месяц можно было читать подборки документов про внутреннее устройство Yahoo!, откуда я, кстати, и почерпнул свой эпиграф. Не очень помню, про что там писалось, кроме того, что в 1997 году Yahoo! испытывал те же проблемы, что накрыли отечественные веб-каталоги в 1998–1999-ом. Но вот проблемы Yahoo!, который после выхода на Волл-Стрит был оценен в миллиард долларов, нашим каталогам даже не приснились.

Но Yahoo! смущал разум и рождал коллективное заблуждение среди владельцев рунетовских ресурсов. Даже Герман Клименко еще в конце 99-го года верил, что каталоги наконец займут полагающееся им достойное место в Рунете…

Как известно, хаотичность расположения информации во Всемирной Сети примерно равное количество лет преодолевается с помощью поисковых машин и классификаторов-рубрикаторов ресурсов. Уже в конце 90-х казалось, что это временное, то есть немасштабируемое решение, что и те и другие «захлебнутся» в «океане» все возрастающего количества сайтов. Однако на дворе 2004 год, и пока нет никакой достойной альтернативы в выборе поисковых инструментов.

Самый паутинный домен зоны ru — http://www.ru был зарегистрирован для первого каталога веб-ресурсов. Второй каталог Weblist.Ru возник случайно, случайно же и развивался и может быть не стоил упоминания, если бы в свое время (году в 97-ом) его владельцы, коммуникационная компания МАРК-ИТТ, не захватила и использовала для Weblist (без редиректа) домен www.yahoo.ru, который был перерегистрирован на Yahoo! Inc. только в марте нынешнего года.

Не знаю, все ли отдают себе отчет в такой, на самом деле, очевидной мысли, что в огромную сумму денег был оценен в первую очередь «скелет Yahoo!» — его пятиуровневый рубрикатор — чрезвычайно сложный и ответственный гуманитарный проект. В случае с Yahoo! мы имели пример, когда создатели каталога сначала разработали взаимодополняющую непересекающуюся рубрикацию для любых компонентов человеческого знания, а потом уже стали просматривать сайты и собирать информацию в свою базу. Ради красного словца, можно сказать, что Yahoo! развивался согласно девизу, придуманному лет за пять до его рождения «евангелистом» компании Apple Гаем Кавасаки: «правильно делать правильные вещи».
Увы, российские каталоги развивались не таким «прямым» путем. Рубрикаторы всех существующих в русском интернете каталогов до сих пор несовершенны, ибо, кроме очевидных пробелов, еще и плохо организованы. К сожалению, первые каталоги российского интернета просто без понимания копировали рубрикацию верхних уровней из Yahoo!

Поначалу подавляющее большинство быстро растущих каталогов выдавали посетителям ресурсы, отсортированные по рубрикам и бессистемно описанные самими владельцами сайтов. Практика показывает, что такая информация оказывается дезориентирующей для пользователя. Возможно, трудно поверить, что 99 % аннотаций, поступающих в хорошие веб-каталоги, приходится почти полностью переписывать (в соответствии с базовой инструкцией) усилиями целых команд профессиональных рецензентов, а рубрикацию исправлять. Каждая из поступающих заявок на включение в каталог, рассматривается редактором каталога. Как правило, аннотация составляется в стиле энциклопедического словаря, отражает реальное состояние ресурса на момент описания, не содержит рекламных текстов. Каждой системой выбирается свой способ описания ресурсов. В 1999 году каталог «Ау!» (ныне «Каталог-Апорт») ввел новую «развесистую» регистрационную форму, где была сделана попытка, заставить владельцев ресурсов изначально подавать более точные и исчерпывающие сведения о своих сайтах (аннотацию даже могли вернуть вебмастеру на доработку).

На этапе рецензирования происходит большая часть «обогащения» информации о ресурсах. Хотя один из старейших русских каталогов — Weblist.Ru просто складывает в свое базу все описания в виде «как есть». На заре развития русской Сети, когда русскоязычных сайтов было меньше тысячи, Weblist.Ru изредка выкладывал в телеконференцию relcom.www.user свою полную базу (не удивляйтесь и не смейтесь — там имелось всего около 600 описаний). Можно было наблюдать, в каком хаотичном и неопрятном виде все они собирались, иногда даже встречались аннотации с перепутанной кодировкой кириллицы.

Но даже человеческий фактор в лице команды редакторов не спас веб-каталоги. Они захлебнулись в океане документов «первыми». У поисковиков запас прочности оказался выше — мощность их серверов росла и их технологии улучшались в соответствии с запросами момента. К примеру, ручное рейтингование в каталогах казалось (и было отчасти) очень эффективным. До 2000 года примерно. Тогда как автоматическое рейтингование/ ранжирование, впервые введенное Lycos еще на рубеже 1995/1996 годов, видоизменяясь в разных формах, включающих и знаменитый гугловский PageRank, эффективно работает и будет работать.

«Утвердится ли в Рунете представление о том, что всякий создаваемый сайт следует заносить в „Ау!“ одновременно с вывешиванием счетчика Rambler?», — вопрошал Антон Носик со страниц своего «Вечернего Интернета» в 1997 году. Время дало ему однозначный ответ. (И не ему одному, к примеру, на Livinternet.Ru роль каталога выполняет рубрикатор счетчика Rax и не более того).

Хотя еще в 90-е годы можно было догадаться, что случится именно так, а не иначе. Как и то, что никому не удастся успешно конкурировать с Yahoo!..

На этой неделе я, наконец, понял принцип, согласно которому пишутся колонки. Те, кто смотрит КВН, знают, что на разминке есть момент, когда команда отвечает на свой собственный вопрос. Поскольку шутка заложена в заготовленном ответе, то вопрос пишется под готовый ответ.
Без преувеличения скажу, что именно так работают колумнисты, сочиняю свои пять тысяч знаков под заключительный поворот темы — как ни странно, для текста в свободной форме важнее всего оказывается композиция. Кстати, обычная журналистика в этой метафоре напоминает ответ на чужой вопрос, который, бывает, получается удачным, но редко, все-таки трудно шутить по заказу с дедлайном в 30 секунд.

Это я говорю к тому, что в моей колонке осталось приделать заключительный абзац.
Недавно стало известно, что активация домена eu отложилась на полгода. Открытие регистрации в европейском домене теперь прогнозируется на лето 2005-го. Ранее в EURid начало регистрации намечалось на ноябрь текущего года, но нынешней осенью вместо давно ожидаемого yahoo.eu мы неожиданно получили практически забытый yahoo.ru. И хотя еще со времен первых номеров Zhurnal.Ru возникали рассуждения, чтобы же будет, когда сюда придет Yahoo! и всех съест, данного факта практически никто не заметил. Не знаю, чему именно следует здесь удивляться, но я все равно худею, дорогая редакция.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost