Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Сколько должен стоить Google: часть II

| архивная статья | 22.08.2005 11:26

В предыдущей части я писал о нижней границе оценки Google. Но какой предел росту акций Google — может быть, он уже достигнут? Попробуем в этом разобраться.

То, что я далее напишу — это именно верхняя граница, т.е. такая сумма, больше которой Google стоить не может. Эта сумма важна при принятии решения об инвестициях. Ведь всегда есть риск потери инвестиций, поэтому, он должен компенсироваться возможностью их роста.

Лично меня, прежде всего, интересуют компании, которые в течение среднесрочного периода (3–5 лет) могут вырасти в 10 раз. Если же капитализация компании может вырасти максимум лишь, например, вдвое-втрое, такая компания мне не интересна. Почему? Да просто потому, что если двухкратный рост — это потолок, то в среднем, инвестируя в такие компании, рост будет меньше — какие-то акции действительно вырастут вдвое-втрое, а какие-то — наоборот, упадут. Если в среднем рост будет, допустим, 50% за пять лет, то ежегодный рост составит (1+50%)^(1/5)-1=8.4%, что слишком мало, по моему мнению (точнее — относительно моего возраста: если я, инвестируя в рискованные бумаги, однажды все потеряю, у меня будет шанс заработать начальный капитал еще не раз).

Соответственно, для этой статьи можно было бы выбрать подзаголовок «может ли Google стоить триллион». Триллион пока не стоит ни одна компания в мире: самая «дорогая» компания — Exxon Mobil — стоит 370 млрд. Важно понимать, что это только «пока». Помимо инфляции и роста ВВП, есть еще и тенденция к глобализации, которая способствует появлению компаний, работающих на рынках разных стран. Интернет в этом смысле — лучшая технология по клонированию успешной бизнес-модели на другие страны. Так что вполне вероятно, что первой компанией, перешагнувшей триллионный рубеж, станет именно интернет-компания.

Итак, попробуем рассчитать сумму, больше которой Google стоить не может. Возьмем даже более долгий период, чем среднесрочный — посчитаем максимальную капитализацию в долгосрочной перспективе (ясно, что в среднесрочной перспективе капитализация должна быть меньше, но мы ведь оцениваем верхнюю границу).

Чтобы посчитать максимальную капитализацию компании, нам нужно посчитать ее максимальную прибыль. А для этого, разумеется, нужно, прежде всего, оценить ее максимальную выручку.

Предположим, что когда-то Google удастся практически монополизировать рынок поиска — захватить 80% (еще раз повторюсь, что мы считаем максимальную капитализацию, поэтому здесь и далее я буду делать маловероятные предположения, максимизирующие капитализацию компании). Но какой максимальной величины может достичь рынок Google?

В прошлой статье я писал о канадских пользователях — молодежь уже проводит в интернете больше времени, чем перед телевизором.

Соответственно, когда-то и рынок интернет-рекламы может достичь объема телевизионной (но вряд ли его превысит, т.к. зомбирующий эффект телевидения все-таки будет привлекать рекламодателей даже если зрители будут совсем мало времени проводить перед голубым экраном — но мы же считаем максимальный рынок, поэтому это как раз нужная нам величина). В США рынок телерекламы (суммарный) в 2004 году, по данным Universal McCann, составил $62 млрд. В 1994 году этот рынок составлял $36 млрд.

Таким образом, за 10 последних лет рост рынка телерекламы составил 72%. Если предположить, что в течение последующих 10 лет рост будет не меньше (думаю, это оптимистичное предположение), то к 2014 году рынок телерекламы составит уже $106 млрд.

Но это число еще рано брать как оценку рынка Google. Ведь компания работает на международном рынке — и вполне возможно, что мировой рынок интернета получит такое же распространение, как и мировой рынок телевидения (если нет — не страшно, еще раз оговорюсь, что мы считаем максимальную капитализацию). У меня нет данных о мировом рынке телевидения, но я знаю, что ВВП США составляет 21% от мирового. А компании по всему миру тратят на рекламу примерно одинаковый процент своей выручки (правда, 21% — это реальный ВВП; в действительности же номинальный ВВП у США чуть больше из-за девальвированности валют ряда стран, таких как Китай). Поэтому, оптимистичный прогноз рынка интернет-рекламы в долгосрочной перспективе — $106/21%=$505 млрд.

Но $505 млрд. — это весь рынок интернет-рекламы. Поисковая же реклама, по данным Interactive Advertising Bureau, составляет пока 40% от всей Интернет-рекламы. Тем не менее, ее доля увеличивается. Но я, честно говоря, затрудняюсь предложить способ оценки верхней границы доли поисковой рекламы относительно всей интернет-рекламы, поэтому предлагаю остановиться на 50%.

Таким образом, в долгосрочной перспективе (когда через 25 лет не будет ни театров, ни кино, ни радио, ни телевидения, а будет сплошной интернет) рынок, на котором в данный момент работает Google, может составить $202 млрд. Монополизация этого рынка (80%) даст Google выручку в размере $162 млрд.

Все, что нам осталось для расчета капитализации Google — это сделать последнее предположение о норме прибыли и P/E Google. Сейчас доля прибыли Google от выручки, меняясь от квартала к кварталу, составляет чуть больше 20%. Предположим, что Google, став монополистом на своем рынке как Microsoft, сможет получать похожую прибыль — 30%.

Тогда прибыль Google составит $162*30%=$49 млрд. Если коэффициент P/E (отношение капитализации компании к ее годовой прибыли) будет таким же, как и у Microsoft — 24, то капитализация компании в долгосрочной перспективе может составить $0.049*24=$1.2 трлн. Что и требовалось доказать.

Честно говоря, я не считал максимальную капитализацию Google заранее, до написания статьи. Я купил себе новый ноутбук, и все выходные был занят перекачкой информации.

Поэтому, я начал писать статью сразу, одновременно с расчетом, и был приятно удивлен, когда полученная оценка сравнялась с моими интуитивными ожиданиями (что когда-то Google может стоить триллион долларов). Значит, акции можно покупать.

Но если бы капитализация получилась существенно меньше триллиона — ближе к текущей оценке, вывод был бы другим. Например, если максимальная оценка со всеми этими оптимистичными предположениями оказалась бы, например, равной $100 млрд. (на 29% больше текущей), то вывод был бы другой — продавать, т.к. 29% за несколько лет — это слишком мало. Если бы оценка была в диапазоне $100–500 млрд., я бы рекомендовал воздержаться от покупок (и продаж, т.е. прогноз был бы «держать») — да, рост возможен, но мало того, что он маловероятен, он еще и не слишком большой. А раз максимальная оценка получилась почти в 15 раз больше текущей, делать покупки, возможно, еще небессмысленно.

Но я в который раз хочу подчеркнуть, что эта оценка — это не прогноз, и уж, тем более — не целевая цена на краткосрочную перспективу. Это доказательство того, что рост акций Google, который мы наблюдали в последнее время, может продолжиться, если компания будет продолжать выпускать хорошие отчеты.

Точную оценку капитализации Google я пока оставлю брокерам — тем более, что они пока тоже оценивают акции Google очень широким диапазоном — от $181 до $400 за штуку, средняя цена — $327, медиана — $350 (текущая цена на момент написания статьи составляла $280, соответственно, в целом брокеры также считают, что акции Google нужно покупать). Тем не менее, постепенно, думаю, диапазон оценки можно будет сузить, и я буду рад, если кто-то из читателей предложит свой (отличный от брокерского) метод оценки Google.

Кроме того, я, пользуясь служебным положением, хотел бы попросить читателей о помощи. Я занимаюсь проектом по обучению пожилых москвичей пользованию интернетом, и сейчас этому проекту нужно место для проведения занятий. Занятия проводятся по утрам (с 10 до 12), два раза в неделю, по рабочим дням. Кажется, в любом Интернет-кафе в это время должно найтись место для таких занятий. Я отослал просьбы о помощи в пару крупных сетей, но ответа пока не получил. Если кто-то из читателей сможет помочь с организацией места для занятий, или хотя бы поделится правильными контактами в хорошем Интернет-кафе — буду очень признателен. Заранее спасибо!

разделы:
Материалы по теме

Миллиарды за Baidu

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost