Режиссеры: Марк Эндрюс (Mark Andrews), Бренда Чапман (Brenda Chapman). Второй режиссер: Стив Перселл (Steve Purcell). Авторы сценария: Марк Эндрюс, Стив Перселл, Бренда Чапман, Ирене Мекки (Irene Mecchi). Роли озвучивали: Келли МакДональд (Kelly Macdonald), Билли Коннолли (Billy Connolly), Эмма Томпсон (Emma Thompson), Джули Уолтерс (Julie Walters), Робби Колтрейн (Robbie Coltrane), Кевин МакКидд (Kevin McKidd).Производство: 2012, Pixar Animation Studios. Дистрибьюция: Walt Disney Studios Motion Pictures. Хронометраж: 100 мин.
Полнометражная карьера Уолта Диснея начиналась историей о принцессе. Теперь принцессами вплотную занялась компания Pixar, уже выпустившая дюжину других мультиков.
Несмотря на свойственный студии перфекционизм и душевный подход к заданию, «Храбрая сердцем» кажется чуточку шаблонной в сравнении, скажем, с «Суперсемейкой» (The Incredibles), радикально переосмыслившей супергеройский жанр. Из чего вовсе не следует, что пылкие поклонники продукции Pixar по всему миру будут против. Пригласив в мужской творческий коллектив женщину-режиссера, студия создала яркое посвящение отношениям между мамой и дочкой, не уступающее в трогательности таким популярным классическим лентам о мужской дружбе как «В поисках Немо» (Finding Nemo).
Хотя Disney на правах материнской компании не одобряет чисто «девчачьи» проекты (самый свежий пример – приключения Рапунцель, переименованные в «Запутанную историю»/Tangled в угоду интересам смешанной аудитории), новая кельтская принцесса – тот еще сорванец, чем привлечет практически всех зрителей. Как следует из названия, «Храбрая сердцем» предлагает вашему вниманию более «крутую» и независимую героиню новой эпохи, в которой прекрасные принцы не так уж прекрасны. Место действия – великолепно детализированные шотландские ландшафты, на фоне которых боевой дух принцессы выделяется так же ярко, как и ее огненно-рыжая шевелюра.
С огоньком озвученная шотландской актрисой Келли Макдональд, юная Мерида характером вся в отца, короля Фергюса (комик Билли Коннолли), который до сих пор точит зуб на медведя, отгрызшего ему ногу. Вызывающе дерзкая и независимая девчонка предпочитает стрельбу из лука и верховую езду изысканным, но унылым занятиям, которым ее обучает благовоспитанная леди, мать-королева Элинор (Эмма Томпсон), за что то и дело подвергается монаршей взбучке.
Пролистав большую часть воспитания и взросления Мериды, картина обнаруживает конфликт накануне ее помолвки, когда Элинор как-то умудряется застать дочь врасплох новостью о том, что королевский род верит в институт договорного брака. Самой Мериде мужчина для счастливой совместной жизни во веки веков не нужен - для относительно тесного мирка мультяшной логики это новаторская концепция, позволяющая фильму обойтись без бедняка-конюха или другого объекта влюбленности вместо навязываемого жениха. Так что Мерида отметает своих ухажеров и убегает в леса в одиночестве.
Для девушки, столь открыто отвергающей традиции, Мерида довольно быстро доверяется древним лесным духам, и голубые блуждающие огоньки приводят ее к хижине ведьмы. Увы, Мерида в детстве не насмотрелась диснеевских мультиков, иначе ни за что не совершила бы свою следующую ошибку. Она наивно просит заклинание, которое заставило бы Элинор передумать насчет помолвки, но вместо этого получает заколдованный торт, который превращает мать в огромного черного медведя, – того самого зверя, которому в «медведофобском» королевстве Фергюса грозит самая большая опасность.
«Храбрая сердцем», хоть и не романтическое кино в привычном смысле, но однозначно история о любви, использующая этот колдовской поворот, чтобы раскрыть динамику отношений между Меридой и ее матерью. Томпсон наполняет глубоким сочувствием менее заметную, но столь же сильную женскую роль, тот же эффект производят ее трогательные, бессловесные порывы защитить Мериду. Анимация удачнее всего в те моменты, когда характер Элинор просвечивает сквозь ее неуклюжий медвежий образ.
Мерида должна успеть исправить свою ошибку за два дня, иначе чары сохранятся навечно, но к этому моменту фильм становится не более чем очередной сказкой, и дальнейшее ее развитие удивит лишь самых маленьких. Хотя все знакомые элементы налицо, «Храбрая сердцем» довольно ощутимо отличается от предыдущих работ Pixar, привнося живительное разнообразие в студийный каталог, который уже начал было несколько «остепеняться», особенно когда его заполонили сиквелы.
Закулисную подготовительную работу к проекту начинала Бренда Чапман: в титрах она осталась режиссером, хотя были сведения, что Марк Эндрюс включился в работу примерно в октябре 2010 года. Неважно, как именно были распределены обязанности, в результате фильм получился более темным и замысловатым, нежели все прошлые произведения студии, начиная от богатой текстуры скал Шотландского нагорья вплоть до тщательно прорисованных кудряшек Мериды.
В музыкальном плане традиционное звучание Рэнди Ньюмана и заразительная бодрость Майкла Джаккино уступили место совсем другому авторскому почерку шотландского композитора Патрика Дойла. Когда Мериде требуется некоторое время побыть одной, саундтреком звучат прелестные баллады в исполнении гэльской фолк-певицы Джули Фаулси, но почти все остальное время действие сопровождается динамичными аранжировками Дойла для волынки и струнных.
Эта энергия усиливает неугомонный, беспокойный дух картины на пару с виртуальными 3D-камерами, которые стремительно проносятся сквозь скрупулезно вырисованное пространство. В то время как проработке участников конфликта явно было уделено самое пристальное внимание (с забавной озвучкой от Коннолли, Робби Колтрейна и Крэйга Фергюсона), Мерида и Элинор представляются наименее прорисованными по части мимики персонажами. Однако дикие рыжие космы Мериды с лихвой компенсируют недостаток индивидуальности в ее выражениях.
Больше всего мультик «Храбрая сердцем» напоминает «Как приручить дракона» (How to Train Your Dragon) от студии DreamWorks: авантюристка Мерида по сути представляет обратную сторону затруднений чуткого маленького мальчика. Противопоставление подходов двух студий несомненно могло бы стать предметом интересного исследования, при этом стоит отдать должное их достижениям, наглядно демонстрирующим, как далеко обе продвинулись с того самого года, когда вышли «Приключения Флика» и «Муравей Антц».
Перед началом «Храброй» зрителю предлагается дополнительное угощение в виде номинированной на «Оскар» короткометражки Энрико Касаросы «Луна», которая прибавляет семь минут к хронометражу самой короткой ленты Pixar со времен «Корпорации монстров» (Monsters, Inc.).