Насчет этого мультфильма у многих зрителей заранее были сомнения. Очень непривычно, что пиксаровцы, снимавшие до сих пор достаточно «приземленные» сказки о настоящем или фантастику о будущем, вдруг взялись за сказку о Средневековье, причем — на первый взгляд — типично диснеевскую, но лично мне это только подогревало интерес. Безумно любопытно было, смогут ли Pixar выстроить на таком сюжете что-то свое, родное, то, за что мы любим именно их. И теперь, когда «Храбрая» (для меня все-таки «Храбрая») явилась моим глазам, уверенно могу сказать, что Pixar не подвели — ни капельки.
Прежде всего, необходимо понять, что «Храбрая» — по сути своей не сказка. Вернее, не такая сказка, которую мы рассчитываем увидеть, когда слышим о «Диснее». Волшебства — как и приключений, как и эпичности — в «Храброй» совсем чуть, они здесь скорее на подхвате, фоном к основному действу. Сама история здесь сосредоточена вокруг очень серьезных по сути своей вещей. Еще до фильма говаривали, что режиссер, Бренда Чепман, снимала его частично о себе и своей дочери, но только после фильма я в полной мере осознала, что под этим имелось в виду.
Главная героиня еще по трейлерам успела полюбиться народу своей шикарной рыжей шевелюрой (Рапунцель зеленеет от зависти и готовит самую большую сковородку — факт!), но, в отличие от Рапунцель, наиболее примечательна не этим. Принцесса средневековой Шотландии, мечтательная и гордая, привязанность у нее одна и на всю жизнь — свобода, непролазные леса и неприступные горы, на которые так интересно взобраться и попробовать воды из водопада. От матери (явно от матери) у Мериды упрямство и взрывной характер, от отца — свободолюбие, чувство юмора, бунтарский дух. И если с отцом она явно на одной волне, то с матерью найти общий язык никак не получается…
Мать Мериды, Элинор — настоящая королева, истинная леди. Женщина, внушающая уважение решительно всем — в том числе мужу и троим сыновьям, пусть даже львиная доля ее внимания сосредоточена на Мериде. Ее следование традициям, правилам хорошего тона, которые она пытается внушить и дочери, как будущей наследнице, Мериду откровенно выбешивают — да и самой Элинор, как я подозреваю, от них радости немного. Да, она смирилась, даже не заикнется — но с дочерью ей очень и очень тяжело, и совершенно очевидно, насколько ее это тяготит, даже без привязки к внешним обстоятельствам, в числе которых — и возможные междоусобицы с лордами, чьих сыновей прочат Мериде в мужья. А дочь мало того что слышать ничего не хочет о замужестве, еще и осмеливается заявить об этом в открытую, и вот результат — страшная ссора, разрубленный семейный гобелен, лук, выброшенный в камин, «лучше умереть, чем быть такой, как ты» — и неожиданные, но по сути вполне ожидаемые последствия этой ссоры…
То, что создатели и не пытаются заставить нас принять сторону Мериды — очень правильно. А то в иных произведениях, дабы показать проблемы отцов и детей «наиболее ярко и сильно», в упор и долго рассматривают переживания детей, а вот о родителях почти забывают. Здесь же создатели одинаково сочувствуют и Мериде, и Элинор, ибо обе они по-своему правы — и одновременно не правы. Их взаимное непонимание разрешается достаточно логично, достоверно и проникновенно — есть на что посмотреть не только детям, но и взрослым.
Кстати, насчет детишек. У меня все-таки такое впечатление, что пиксаровцы стремились рассчитать свой мультфильм не столько на детей, сколько на подростков, но уж точно не на малышей. Там есть моменты, которые маленьким детям лучше действительно не видеть. Хотя бы сцена, где Мерида впервые замечает, что по ее вине произошло с ее матерью — я и то ее смотрела сквозь пальцы. С самого начала было очень жалко королеву, потому что дураку ясно, что ничего хорошего с ней не случится… а когда этот момент приблизился вплотную — ну так здорово нагнеталась там атмосфера, что я всерьез усомнилась, хочу ли я это видеть.
Еще лучше — появление медведя-монстра Мор’ду в середине фильма. Вот это было по-настоящему страшно. Честно, уже из-за этой сцены я бы ОЧЕНЬ не советовала смотреть «Храбрую» детям. Они сон потеряют.
Волшебства и мистики в фильме совсем чуть-чуть — ровно столько, сколько нужно для сюжета — и продуманы они тоже достаточно умно. Мне больше всего понравилось, что и Мерида и Элинор, по сути, не знают ничего о том, как снять заклятие, у них нет ничего, кроме расплывчатых намеков, все, что они могут — это пробовать и надеяться, что получится. Меня, во всяком случае, до последнего терзали смутные сомнения насчет этой затеи с гобеленом. За Элинор реально страшно, да и за Мериду, вынужденную гулять по лесам в обществе медведя, который в любой момент может ее растерзать — тоже. При том, что отлично понимаешь, что ничего подобного не случится и хэппи-энда не избежать.
Ведьма, кстати, совершенно не такая старуха-колдунья, которую я рассчитывала увидеть. Отшельница, которая пытается найти, чем прокормиться, зарабатывает резьбой по дереву и поколдовывает по мелочам. «Слишком много было жалоб от клиентов…» Глядя, что получается из ее колдовства (в фильме есть два примера), я этому почему-то не удивлена.
Логичные, реалистичные и достоверные характеры героев, захватывающий и очень трогательный сюжет, отлично раскрытые проблемы и отлично доказанная мораль — все это «Храбрая». И все это Pixar. Тот, который я люблю — и тот, который я рассчитывала увидеть.
Лично мне глубоко странно и непонятно, и даже как-то обидно, что этот мультфильм уже сейчас кое-кто обвиняет в излишней «диснеевости» и «не-пиксаровости». Как будто, чтобы стать полностью диснеевским, мультфильму достаточно главной героини-принцессы, волшебной сказки в сюжете, обилия приключений и морали о семейных ценностях.
А «Храбрая» — не про это. Вернее, не только и не столько про это. «Храбрая» как раз может заставить и ребенка, и взрослого задуматься на очень серьезные темы. В отличие от большинства диснеевских сказок — как бы хорошо ни доказывалась в них мораль, взрослыми она по большему счету уже многократно передумана.
Все это — и очарование средневековой Шотландии. С непередаваемой атмосферой древности, со скалистыми туманными пейзажами и непролазными лесами, с жуткими крепостями и замками и разносящимися в пространстве звуками волынок — и все это было живо и свежо в памяти еще очень долго после мультфильма. Да и вряд ли забудется когда-нибудь. Для просмотра все сюда! БЫСТРЕЕ!