На российские экраны вышел очень хороший мультфильм «Храбрая сердцем», который хочет казаться проще, чем он есть. Я попыталась понять, в чем основная претензия критиков и поняла, что проблема в маркетинге.
Если вы не смотрели «Храбрую сердцем»
Основная претензия критиков, а также моих друзей, которым не понравился фильм – отсутствие цели у главной героини и тот факт, что она не меняется в финале. Ну что ж такое? Она просто хочет скакать на лошади и стрелять из лука? А в финале она не делает для себя никаких выводов? Да что ж такое?
Американцы добавляют: «Пиксар» сдулся» под пятой «Дисней» они сняли тупую детскую сказку про принцессу-сорванца! Как вообще «Пиксар» посмел снимать мультик про принцессу! Это диснеевская вотчина!
А вот если бы медведь, которого в финале убивают, превратился в принца, а Мерида в него влюбилась бы, они бы поженились – вот было бы правильно!
Но нет, говорю я. Тогда это была бы не история «Пиксар». Мультфильмы этой студии показали нам, что ковбои могут быть трусливыми, а космонавты — туповатыми. Что отцы бывают очень заботливыми. Что монстры, живущие под кроватью, всего лишь делают свою работу. А тут нам показали историю про то, что принцесса больше всего на свете хочет, чтобы мама понимала ее. На мой взгляд это так же оригинально, как и заботливый отец — ведь «В поисках Немо» разрушал стереотипы.
«Храбрая сердцем» — история с подковыркой. Это не сказка Это легенда, которую рассказывают, сидя у костра. Чтобы объяснить, почему фильм не так прост, мне придется подробно пройтись по сюжету.
Мерида – принцесса-подросток (ей 16 лет), растет во дворце, причем на ее воспитание большое влияние оказывает отец. Еще в детстве он дарит дочке лук, который становится любимой игрушкой Мериды. Потом семья обзаводится тройняшками, такими же рыжими сорванцами, как и сама героиня, а затем за воспитание девочки берется мать. Она учит ее шитью, музицированию, хорошим манерам, этикету – всячески пытается сделать девочку.. девочкой. Настоящей принцессой.
Параллельно где-то в окрестностях замка бродит жуткий медведь, в самом начале фильма отгрызающий ногу папе-королю. Он рассказывает эту историю постоянно, даже тройняшки знают ее наизусть. Медведь очень сильный и страшный, но неуловимый.
В замок являются представители трех кланов, когда-то избравших папу Мериды королем. Девочка должна выбрать для себя мужа. Все три претендента довольно странные молодые люди, но проблема не в них.
Поскольку мы смотрим фильм студии «Пиксар», а не фильм студии «Дисней», то не должны забывать, что в истории будет подвох. Мерида отчаянно не хочет быть принцессой, в отличие от классических диснеевских героинь, попортивших жизнь не одному поколению девочек. Она не хочет замуж, не хочет стирать-убирать-готовить, она хочет чего-то другого. Точно она пока не знает – она еще слишком молодая. Но она совершенно точно понимает, что вот такой жизни ей не хочется. И у нее появляется цель, которую в упор не видят критики.
Вот главная цель нашей героини. Она оказывается у колдуньи (феерический персонаж, похожий на ведьму из «Унесенных призраками»), где и просит изменить мать. Видите разницу? Она не ждет прекрасного принца, ей не нужно все золото мира, она не хочет вообще ничего, кроме как см. выше скакать на лошади в закат. Живи она в наше время, ей бы хотелось сидеть вконтактике, что вы в самом деле! Далеко не все дети знают, чего они хотят в 16. Я не буду включать зануду и ныть про то, как я хотела быть ди-джеем в детстве и как стала им (а потом я захотела стать киножурналистом), история не про меня. История не о том, чего хочет Мерида, а о том, чего она не хочет. Ей не хочется повторить судьбу матери, которая воспитывает четверых детей. Кто сказал «принцесса-феминистка»? Выйдите из зала, далеко не все девочки хотят быть похожими на матерей. Мы иногда хотим быть полной противоположностью. А иногда хотим. Но история не о них.
Мериде удается изменить мать – физически. Королева превращается в медведицу (очень красивую кстати!) и наконец-то начинает на собственной шкуре чувствовать, каково быть изгоем в мире. Фактически, выйди Мерида замуж, повинуйся она своей судьбе, она бы точно так же оказалась изгоем. Мать, считающая. что «стерпится-слюбится», считающая, что нужно следовать традиции (а ведь они короли! Кому как не королям менять традиции!), вынуждена полностью менять свои привычки. Наряды уже не для нее, жареная рыба – роскошь. Она должна голыми лапами ловить форель, рычать и бегать на четырех лапах, при этом внутри, оставаясь женщиной!
У Мериды всего два рассвета, чтобы снять заклятие и вернуть мать. А у матери всего два рассвета, чтобы остаться женщиной внутри и не превратиться в зверя. Она постепенно понимает, что ее дочь – не такая, как она. И что у дочери своя жизнь. Согласитесь, это настолько очевидные вещи, но они так редко поднимаются в столь несерьезном жанре мультипликации. Чтобы взрослый человек изменился? Да ни за что! «Дети должны слушаться родителей!» Мы слышим этот постулат с детства. Но родители тоже люди. И они тоже ошибаются. И иногда нужно превратиться в медведя, чтобы это понять.
Фильм «Храбрая сердцем» — о том, как мать и дочь достигают взаимопонимания. Это главная идея фильма и огромное спасибо ребятам из «Пиксара», которые вывели тему этих отношений из маячащих на втором-третьем плане на план передний. Правда, им сильно подгадили маркетологи, изменившие название и заставившие держать втайне историю с превращением матери в медведицу. Изначально фильм назывался «Медведь и лук» (The Bear and the Bow). Да, вот так, казалось бы, по-дурацки, но он идеально передавал дух фильма. Безликая «Храбрая», напечатанная на постерах, настраивает вас на эпическую сагу, ну как минимум на масштабную историю. А тут – дочки-матери.
Очень правильно, что авторы не стали утяжелять фильм какими-нибудь подружками героини или придумывать ей любовную линию. Потому что эти элементы моментально отвлекли бы нас от главного: от отношений героини с матерью. Это потом у нее появится романтическое увлечение (не исключаю, что это будет какой-нибудь Иккинг из «Как приручить дракона"!), потом она обзаведется подружками (в мультиках такие персонажи обычно для комического эффекта, а здесь их заменили братьями). Сейчас нужно наладить отношения с родителями.
Я знаю, что есть мужчины, прекрасно понимающие фильм и точно также есть женщины, не видящие, о чем он. Не хочу писать «если вы мужчина, то не поймете фильм». Пол не имеет значения. Здесь просто нужно немного раскрыть глаза и не давать стереотипам (гендерным и социальным) затмевать глаза. И тогда вы поймете, что «Храбрая сердцем» (ох уже это «сердце», оно вообще ни к чему) это не сказка про принцессу. Это легенда о матери и дочери. Да, персонажи гротескно прорисованы, да, там есть масса слэпстика и забавных моментов, но все они окружают главную цель: рассказ о том, как изменилась мать, побыв в чужой шкуре.
Хорошо, если вы сможете отринуть навязанные маркетологами ожидания и посмотреть фильм иначе. Отношения матерей и дочерей сильно отличаются от структуры «отец-сын». Мать видит в дочери продолжение себя, одновременно желая ей хорошей жизни, но вместе с тем и ревнуя. Чересчур заботливая мать иногда может полностью разрушить жизнь девочки, превратив ее или в забитую серую мышь или в избалованную принцесску, потерявшую связь с реальностью. Я не хочу разводить тут доморощенную психологию, но, по-моему, «Пиксар» в очередной раз преподали всем урок того, как надо снимать мультфильмы – брать историю об отношениях и заворачивать ее в необычную обертку. Мерида хочет свободы – она ее получает. Мерида хочет изменить мать – она ее изменяет, пусть и таким жутковатым путем.
В принципе, для того, чтобы изменить родителей, требуется огромная храбрость, когда тебе 16 лет.
так что это отличный мультфильм. Очень правильный. Потому что когда в финале мать героини идет, распустив волосы, ты понимаешь: эта женщина изменилась и готова к новой жизни. Так что вся эта шотландская компашка станет такими же любителями приключений, как и герои «Суперсемейки». Но вряд ли нам нужен сиквел — у Мериды и так все будет хорошо!
Действительно, ужасный трейлер отпугнет многих. Мне сразу же не хотелось сходить на этот фильм после просмотра рекламы, думал что будет обычная клюква. Даже моя девушка, которая не пропускает ни один мультфильм, тем более от Pixar сказала что не хочет идти, сборы это все подпортит. Критиков нельзя винить, как корабль назовешь так он и поплывет. Зря по ходу Джобс продал Pixar Disney — запоганят они все, они уже далеко не те законодатели мод в жанре. Но после этой статьи возможно схожу даже на данный фильм.
Я все-таки отмечу, что все фильмы «Пиксар» делались с участием «Дисней» — в той или иной степени. Просто тут действительно беда маркетинга — фильм практически для женщин и о женщинах, так что диснеевские боссы испугались и перепозиционировали его как сказку про принцессу, ищущую свою Судьбу. Но тут все иначе.
Естественно, Дисней участвовал, но читая биографию Джобса, отметил что он как лев отстаивал все идеи и доводил их до идеала, без него Вудди из истории игрушек был бы злодеем, а Лассетер скорее всего ушел бы еще до создания главных хитов Пиксар.
Пиксар, в принципе, для любителей 3D-анимации авторитет. Ему надо выпустить десять «Тачек 2» подряд, чтобы вера в продукцию студии хоть немного пошатнулась. Настоящие поклонники Пиксара не будут оглядываться на трейлеры, понимая, что в мультфильме будет все гораздо глубже. Но, грусть-печаль, для кого-то что Пиксар, что Дримвокс, что Блюскай, — все одно. Повод развлечь себя и отпрысков, похрустеть полтора часика попкорном.
Мне все-таки кажется, что этого мало: изменить мать — это только полдела. Косное мышление матери может быть препятствием на пути к цели. Так и есть. А цель — скакать и стрелять просто так… Да, героиня еще подросток. Но для фильма это не оправдание. Иметь цель «быть обычным подростком» — несерьезно для произведения искусства. IMHO
нормальная цель. быть собой. остаться собой, не поддаться конформизму. Это вполне внятная цель. И мать, ее инерция, косное мышление — помеха, которая и устраняется.
сцена ловли рыбы — это катарсис. очень круто. пиксар все еще пиксар.
И сказочная визуалка конечно.
Татьяна, как всегда, порадовали интересным анализом. Мультик еще не видела)) естественно, после слов о спойлерах сразу еще с большим интересом продолжила чтение)
Мультик и раньше интересовал, но теперь обязательно посмотрю) Спасибо!
В этой статье как будто пересказаны мои впечатления после просмотра мультфильма.) Спасибо за очень хорошую и правильную статью, опубликованную тогда, когда на мультфильм обрушится шквал отрицательных отзывов. Рад, что не все критики и журналисты считают этот мультфильм пустышкой!
Спасибо) отличный обзор, мне теперь еще больше захотелось посмотреть этот мульт)))
я вот соглашусь с вами на счёт того, как подгадил ожидания трейлер. Сам трейлер неплохой, но, когда его смотришь, ты действительно думаешь, что в мультфильме будет невероятная история юной принцессы, которую куда-то зовёт колдовство (блуждающие огоньки), что она говорит, ну или хотя бы общается невербально с животными (сцена с медведем в трейлере). А уж того, что в конечном итоге преподносит мультфильм никак не ожидаешь. Мультфильм не плохой, беда в том, что люди шли в кино смотреть не такого рода историю. Вот их ожидания и не оправдались.
И мне очень понравился жест команды Пиксар в память Стива Джобса. Это было трогательно.
ответить
4
prankster
23 июня 2012, 01:20
#
Всё-таки странные люди эти критики. Мульт не тривиален и интересен в сценарном плане.
Цель у главной героини — остаться собой. Путь к ее достижению не совсем стандартен — нужно изменить маму. Как? Обратиться за помощью к ведьме. Но у заклинания есть побочный эффект — мама превращается в медведя. Шикарный ход: конфликт матери и дочери перевернут с ног на голову. Если раньше Мерида слушалась свою маму, то теперь они поменялись местами.
Дальше — еще интереснее. У Мериды возникает новая цель — вернуть маму в прежнее физическое состояние. Но в отличие от предыдущей цели у этой есть жесткие временные рамки и запредельные ставки: у девушки есть всего двое суток, чтобы снять заклятие, иначе её мама навсегда останется медведем. И это при условии, что чуть ли не всё королевство начинает гоняться за новым мишкой.
Главная сюжетная линия (Мерида должна спасти свою маму) следует проверенным сценарным правилам: чем понятнее цель для зрителей, чем жестче временные рамки и чем выше ставки, тем история увлекательнее. Но ценность скрипта «Храброй» — это, во-первых, нежелание работать со стереотипами: здесь нет приколов над поп-культорой, нет смешного сайдкика, нет злодея, нет гэгов ради гэгов… Во-вторых, уникальная вещь — главная героиня не меняется в концовке, она остается собой; но при этом полностью меняется персонаж второго плана. И конфликт между мамой и Меридой разрешается не только благодаря действиям главной героини, но куда важнее внутреннее перерождение мамы Мериды.
И что еще приятно: в основную сюжетную линию отлично вплетены остальные линии (история здоровенного медведя; древние легенды, которые мама рассказывает дочери; трое женихов, приехавших завоевывать руку и сердце Мериды…), на которые авторы дают ответы по ходу действия фильма.
Я знаю, что тут еще на Западе есть истерика, что женщину-режиссера на каком-то этапе заменили мужчиной. Настоящую причину мы, конечно, не узнаем, но тем не менее, к этому придираются. Кроме того, фильм пинают за отсутствие некой «глубины», что для меня вообще загадка, потому что глубины тут как раз больше чем достаточно, просто она сосредоточена на отношениях дочери с матерью, а эта линия всегда находится на заднем плане, она обычно обрамлена массой других событий.
Короче, я в замешательстве: Пиксар ругают за то, что они сняли пиксаровский мультфильм.
Очень понравилось как Татьяна Шорохова «разложила всё по полочкам» в своей статье. Я полностью согласна с её мнением. Для меня завершающим штрихом к пониманию этой картины стало упоминание о том что это мультик не «Диснея», а «Пиксар». Вот оно что! То-то я смотрю. .. принца не было, и вообще несколько не тривиально.
Чудовищно не правильно, на мой взгляд, расставлены акценты в трейлере. Редкий взрослый заинтересуется этой картиной благодаря Такому краткому обзору. А мультик-то стОящий.
Во всем — одно большое ППКСище!
Невероятно приятно было прочитать такой хороший разбор фильма. Возможно, потому, что за него немного обидно: народ в любом мульте про принцессу готов видеть «Дисней».
Фильм — действительно отличнейшая вещь, очень мудрая, глубокая и снятая именно в пиксаровских традициях. То, что в диснеевском окружении, только в плюс — они лишний раз доказали, что им неважно, фантастика или сказка, будущее или Средние века — ни на прекрасных героев, ни на смысл это не повлияет.
Так что Pixar еще более прекрасен и велик, чем даже мы о нем думали :-)
Не слушайте критиков. Критики — это не зрители, которые хорошо разбираются в кино и мультипликации, это… критики. Их критерии оценок не имеют абсолютно ничего общего с тем, как воспринимают кино и мультипликацию зрители.
История, как отголосок старого мульта Диснея «братец Медведь». Тоже о том, что для того, чтобы понять другого, нужно оказаться в другой шкуре. Даже зверь выбран тот же — медведь.
Храбрая сердцем