В каждом новом проекте мы ведь все равно все сами пытаемся продумать, чтобы было понятно и удобно. Только безсистемно, на интуиции и опыте прошлых проектов. Только спецов с опытом делать по науке раз и обчелся. Придут, возьмут денег и так как же я интуитивно, логически, дадут пару советов.
По моему грубому мнению, весь этот свежепринесенный бум вокруг мема "юзабилити" в Рунете - просто очередной способ разводить лохов на бабки.
Ко мне вот регулярно обращаются разные богатые люди, которые вдруг решили сделать свой проект в Интернете. Хотят, чтобы я их поконсультировал, а то и на работу к ним перешел. Но работать с ними, как правило, невозможно, и это видно по первой же встрече. Потому что у человека уже оказывается "есть свой план", причем план этот при ближайшем рассмотрении состоит из кучки популярных мемов, подцепленных из желтой прессы.
И вот что характерно: в прошлом году у них было в почете "блоги" и "социальные сети". Прям так с порога и говорили - "мы щас построим супер-социальную сеть, у меня уже нанята команда, пишут супер-движок!"
А в этом году я услышал свеженький мозговой вирус: "У меня уже нанята команда юзабилистов!" При том, что человек абсолютно не понимал, как вообще будет работать сайт, зачем туда пойдут люди и т.д.
Однако он был свято уверен, что запустит свой супер-проект в мае (а разговор у нас был в апреле). Понятно, что работать я с ним не стал. Понятно, что в мае у него ничего не вышло. И вообще я с тех пор о его проекте ничего не слышал.
Но я подозреваю, что "юзабилисты" упорно потрудились в его проекте и свои бабки уже унесли. То есть рынок такой, очевидно, есть. Всегда найдутся люди, которые будут начинать постройку дома с выбора обоев и цветочных горшков.
И насчет зарубежного опыта улучшения проектов. В том-то и проблема, что этот опыт стараниями некоторых "специалистов" доходит до нас в очень искаженном виде. Типа, вот мы тут нарисовали парочку цветочков, и все закрутилось. Ага, щас. Словно не было в проекте ни программеров, которые годами шлифовали движок, ни авторов контента, которые оригинальные вещи публиковали, ни потенциальной аудитории, которая вообще-то разная в разных странах.
Ну и до кучи: больше года назад у нас была статья о том, что существует куча интернет-проектов, которые отлично живут не то что без "юзабилити", а и вообще без "дизайна" -
http://webplanet.ru/news/column/simpson/2006/7/25/kadet.html